Пейко Николай Иванович

217

( р. 25 III 1916, Москва) Я восхищаюсь его талантом педагога и композитора, считаю его человеком высокого ума и душевной чистоты.С. ГубайдулинаКаждое новое сочинение Н. Пейко вызывает неподдельный интерес слушателей, становится событием музыкальной жизни как яркое и самобытное явление отечественной художественной культуры. Встреча с музыкой композитора - это возможность духовного общения с нашим современником, глубоко и серьезно анализирующего нравственные проблемы окружающего мира. Композитор работает много и интенсивно, смело осваивает широкий диапазон разнообразных музыкальных жанров. Им создано 8 симфоний, большое количество сочинений для оркестра, 3 балета, опера, кантаты, оратории, камерно-инструментальные и вокальные произведения, музыка к театральным спектаклям, кинофильмам, радиопередачам.Пейко родился в интеллигентной семье.

В детстве и юности его музыкальные занятия носили любительский характер. Случайная встреча с Г. Литинским, высоко оценившим одаренность юноши, изменила судьбу Пейко. Он становится учащимся композиторского отделения музыкального техникума, а в 1937 г. - принят на третий курс Московской консерватории, которую окончил по классу Н. Мясковского. Уже в 40-х гг. Пейко заявил о себе и как композитор яркого и самобытного дарования, и как общественный деятель, и как дирижер. Наиболее значительные сочинения 40-50-х гг. Свидетельствуют о растущем мастерстве. В выборе тем, сюжетов, идей все более проявляется живость интеллекта, жизненная наблюдательность, универсальность интересов, широта кругозора и высокая культура.Пейко - прирожденный симфонист.

Уже в раннем симфоническом творчестве определяются особенности его стиля, отличающегося сочетанием внутренней напряженности мысли со сдержанным ее выражением. Яркой особенностью творчества Пейко является обращение к национальным традициям народов мира. Разнообразие этнографических интересов сказалось в создании первой башкирской оперы "Айхылу" (совм. С М. Валеевым, 1941), в сюите "Из якутских легенд", в "Молдавской сюите", в Семи пьесах на темы народов СССР и др. В этих сочинениях автором двигало стремление отразить современность сквозь призму музыкально-поэтических представлений народов разных национальностей.60-70-е гг. - пора творческого расцвета и зрелости. Известность за рубежом принес балет "Жанна д'Арк", созданию которого предшествовала кропотливая работа над первоисточниками - народной и профессиональной музыкой средневековой Франции.

В этот период сформировалась и мощно зазвучала патриотическая тема его творчества, связанная с обращением к памятникам истории и культуры русского народа, его героическим подвигам в минувшей войне. Среди этих сочинений оратория "Ночь царя Ивана" (по мотивам повести А. К. Толстого "Князь Серебряный"), симфонический цикл "В страде войны". В 80-е гг. В русле этого направления созданы. Оратория "Дней давних бой" по мотивам памятника древнерусской литературы "Задонщина", камерная кантата "Пинежье" на основе произведений Ф. Абрамова.Все эти годы оркестровая музыка продолжает занимать ведущее место в творчестве композитора. Наибольший общественный резонанс получили его Четвертая и Пятая симфонии, Концерт-симфония, развивающие лучшие традиции русского эпического симфонизма.

Поразительно разнообразие вокальных жанров и форм, охваченных Пейко. В произведениях для голоса и фортепиано (свыше 70) воплощено стремление к этико-философскому пониманию поэтических текстов А. Блока, С. Есенина, средневековых китайских и современных американских поэтов. Наибольший общественный резонанс получили произведения на стихи советских поэтов - А. Суркова, Н. Заболоцкого, Д. Кедрина, В. Набокова.Пейко пользуется непререкаемым авторитетом в среде молодых композиторов. Из его класса (а преподает он с 1942 г. В Московской консерватории, с 1954 - в Институте им. Гнесиных) вышла целая плеяда высококультурных музыкантов (Е. Птичкин, Е. Туманян, А. Журбин и др.). Сейчас композитор достиг вершин творческой зрелости. Однако ему чужда самоуспокоенность.

Впереди - осуществление многих замыслов..

Значения в других словарях
Пауза

О различных звуках, о свойствах музыкального звука вы, наверное, многое прочли на страницах этой книжки. Однако музыка, музыкальные произведения состоят не только из звуков. Очень важной их частью являются паузы. Греческое «pausis» означает прекращение, перерыв. Так называется временное молчание, прекращение звучания, возникающее между частями произведения, между разделами внутри одной части, или в каком-то элементе музыкальной ткани. Например, в партии одного или нескольких инструментов в оркес..

Пашкевич Василий Алексеевич

( ок. 1742 - 20 III 1797, Петербург) Известно всему просвещенному свету, сколько полезны и притом забавны театральные сочинения. Сие есть зеркало, в котором каждой себя ясно видеть может. Пороки, не столь уважаемые, навсегда представляются на театре для нравоучения и поправки нашей.Драмматический словарь 1787 годаXVIII век принято считать эпохой театра, но даже на фоне повального увлечения спектаклями разных жанров и видов всенародная любовь к русской комической опере, родившейся в последней тре..

Пендерецкий Кшиштоф

( р. 25 XI 1933. Денбица) Ведь, коль лежащему вне, за пределами нашего мира,Нету пространству границ, то старается ум доискаться.Что же находится там, куда мысль устремляется наша,И куда дух наш летит, подымаясь в паренье свободным.Лукреций. О природе вещейМузыку второй половины XX в. Трудно представить себе без творчества польского композитора К. Пендерецкого. В нем наглядно отразились противоречия и поиски, характерные для послевоенной музыки, ее метания между взаимоисключающими крайностями. С..

Перголези Джованни Баггиста

(Pergolesi. Наст. Фам. - Драги, Draghi), (4 I 1710, Ези, пров. Анкона - 17 III 1736, Поццуоли, близ Неаполя) Итальянский оперный композитор Дж. Перголези вошел в историю музыки как один из создателей жанра оперы-buffa. В своих истоках связанная с традициями народной комедии масок (dell'arte), onepa-buffa способствовала утверждению светских, демократических начал а музыкальном театре XVIII в. Она обогатила арсенал оперной драматургии новыми интонациями, формами, сценическими приемами. Сложившиеся..

Дополнительный поиск Пейко Николай Иванович Пейко Николай Иванович

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Пейко Николай Иванович" в словаре Музыкальный словарь, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Пейко Николай Иванович, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "П". Общая длина 22 символа