Перголези Джованни Баггиста

190

(Pergolesi. Наст. Фам. - Драги, Draghi), (4 I 1710, Ези, пров. Анкона - 17 III 1736, Поццуоли, близ Неаполя) Итальянский оперный композитор Дж. Перголези вошел в историю музыки как один из создателей жанра оперы-buffa. В своих истоках связанная с традициями народной комедии масок (dell'arte), onepa-buffa способствовала утверждению светских, демократических начал а музыкальном театре XVIII в. Она обогатила арсенал оперной драматургии новыми интонациями, формами, сценическими приемами. Сложившиеся в творчестве Перголези закономерности нового жанра обнаружили гибкость, способность к обновлению и разнообразнейшим модификациям. Историческое развитие onepa-buffa ведет от ранних образцов Перголези ("Служанка-госпожа") - к В.

А. Моцарту ("Свадьба Фигаро") и Дж. Россини ("Севильский цирюльник") и далее в XX век ("Фальстаф" Дж. Верди. "Мавра" И. Стравинского, темы Перголези композитор использовал в балете "Пульчинелла. Любовь к трем апельсинам" С. Прокофьева).Вся жизнь Перголези прошла в Неаполе, прославленном знаменитой оперной школой. Там он окончил консерваторию (среди его педагогов были известные оперные композиторы - Ф. Дуранте, Г. Греко, Ф. Фео). В неаполитанском театре Сан-Бартоломео была поставлена первая опера Перголези - "Салюстия" (1731), а через год в том же театре состоялась историческая премьера оперы "Гордый пленник". Внимание публики привлек, однако, не основной спектакль, а две комедийные интермедии, которые Перголези, следуя сложившейся в итальянских театрах традиции, поместил между актами оперы-seria.

Вскоре ободренный успехом композитор составил из этих интермедий самостоятельную оперу - "Служанка-госпожа". Все было новым в этом спектакле - простой бытовой сюжет (ловкая и хитрая служанка Серпина выходит замуж за своего хозяина Уберто и сама становится госпожой), остроумные музыкальные характеристики персонажей, живые, действенные ансамбли, песенно-танцевальный склад интонаций. Стремительный темп сценического действия требовал от исполнителей большого актерского мастерства.Одна из первых onep-buffa, завоевавшая огромную популярность в Италии, "Служанка-госпожа" способствовала расцвету комической оперы в других странах. Триумфальный успех сопровождал ее постановки в Париже летом 1752 г. Гастроли труппы итальянских "буффонов" стали поводом для острейшей оперной дискуссии (так наз.

"войны буффонов"), в которой столкнулись приверженцы нового жанра (среди них были и энциклопедисты - Дидро, Руссо, Гримм и др.) и поклонники французской придворной оперы (лирической трагедии). Хотя по приказу короля "буффоны" были вскоре изгнаны из Парижа, страсти еще долго не утихали. В атмосфере споров о путях обновления музыкального театра и возник жанр французской комической оперы. Одна из первых - "Деревенский колдун" знаменитого французского писателя и философа Руссо - составила достойную конкуренцию "Служанке-госпоже".Перголези, проживший всего 26 лет, оставил богатое, замечательное по своей ценности творческое наследие. Прославленный автор onep-buffa (кроме "Служанки-госпожи - Влюбленный монах, Фламинио" и др.), он с успехом работал и в других жанрах.

Писал оперы-seria, духовную хоровую музыку (мессы, кантаты, оратории), инструментальные произведения (трио-сонаты, увертюры, концерты). Незадолго до смерти была создана кантата "Stabat mater" - одно из самых вдохновенных произведений композитора, написанное для небольшого камерного состава (сопрано, альт, струнный квартет и орган), наполненное возвышенным, искренним и проникновенным лирическим чувством.Произведения Перголези, создававшиеся почти 3 века назад, несут то замечательное ощущение юности, лирической открытости, увлекающего темперамента, которые неотделимы от представления о национальном характере, самом духе итальянского искусства. "В его музыке", - писал о Перголези Б. Асафьев, - "наряду с пленительно любовной ласковостью и лирической опьяненностью звучат страницы, пронизанные здоровым, сильным чувством жизни и соками земли, и рядом с ними блестят эпизоды, в которых задор, лукавство, юмор и неудержимая беспечная веселость царят легко и свободно, как в дни карнавалов"..

Значения в других словарях
Пейко Николай Иванович

( р. 25 III 1916, Москва) Я восхищаюсь его талантом педагога и композитора, считаю его человеком высокого ума и душевной чистоты.С. ГубайдулинаКаждое новое сочинение Н. Пейко вызывает неподдельный интерес слушателей, становится событием музыкальной жизни как яркое и самобытное явление отечественной художественной культуры. Встреча с музыкой композитора - это возможность духовного общения с нашим современником, глубоко и серьезно анализирующего нравственные проблемы окружающего мира. Композитор р..

Пендерецкий Кшиштоф

( р. 25 XI 1933. Денбица) Ведь, коль лежащему вне, за пределами нашего мира,Нету пространству границ, то старается ум доискаться.Что же находится там, куда мысль устремляется наша,И куда дух наш летит, подымаясь в паренье свободным.Лукреций. О природе вещейМузыку второй половины XX в. Трудно представить себе без творчества польского композитора К. Пендерецкого. В нем наглядно отразились противоречия и поиски, характерные для послевоенной музыки, ее метания между взаимоисключающими крайностями. С..

Переложение

См. Транскрипция.. ..

Перселл Генри

( ок. 1659, Лондон - 21 XI 1695, там же) ...От его обаятельного, такого быстротечного существования остался поток мелодий, свежих, вышедших из сердца, одно из чистейших зеркал английской души.Р. Роллан"Британским Орфеем" назвали Г. Пёрселла современники. Его имя в истории английской культуры стоит рядом с великими именами В. Шекспира, Дж. Байрона, Ч. Диккенса. Творчество Пёрселла развивалось в эпоху Реставрации, в атмосфере духовного подъема, когда возвращались к жизни прекрасные традиции искусс..

Дополнительный поиск Перголези Джованни Баггиста Перголези Джованни Баггиста

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Перголези Джованни Баггиста" в словаре Музыкальный словарь, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Перголези Джованни Баггиста, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "П". Общая длина 27 символа