Перселл Генри

186

( ок. 1659, Лондон - 21 XI 1695, там же) ...От его обаятельного, такого быстротечного существования остался поток мелодий, свежих, вышедших из сердца, одно из чистейших зеркал английской души.Р. Роллан"Британским Орфеем" назвали Г. Пёрселла современники. Его имя в истории английской культуры стоит рядом с великими именами В. Шекспира, Дж. Байрона, Ч. Диккенса. Творчество Пёрселла развивалось в эпоху Реставрации, в атмосфере духовного подъема, когда возвращались к жизни прекрасные традиции искусства Ренессанса (например, расцвет театра, преследовавшегося во времена Кромвеля). Возникали демократические формы музыкальной жизни - платные концерты, светские концертные организации, создавались новые оркестры, капеллы и т.

П. Выросшее на богатой почве английской культуры, впитавшее лучшие музыкальные традиции Франции и Италии, искусство Пёрселла оставалось для многих поколений его соотечественников одинокой, недостижимой вершиной.Пёрселл родился в семье придворного музыканта. Музыкальные занятия будущего композитора начались в Королевской капелле, он овладел игрой на скрипке, органе и клавесине, пел в хоре, брал уроки композиции у П. Хамфри (предп.) и Дж. Блоу. В печати регулярно появляются его юношеские сочинения. С 1673 г. И до конца жизни Пёрселл состоял на службе при дворе Карла II. Исполняя многочисленные обязанности (композитор ансамбля "24 скрипки короля", созданного по образцу знаменитого оркестра Людовика XIV, органист Вестминстерского аббатства и королевской капеллы, личный клавесинист короля), Пёрселл все эти годы много сочинял.

Композиторское творчество оставалось его главным призванием. Напряженнейший труд, тяжелые утраты (3 сына Пёрселла умерли в младенческом возрасте) подорвали силы композитора - он умер в возрасте 36 лет.Творческий гений Пёрселла, создававший произведения высочайшей художественной ценности в самых разных жанрах, ярче всего раскрылся в сфере театральной музыки. Композитор написал музыку к 50 театральным постановкам. Эта интереснейшая область его творчества неразрывно связана с традициями национального театра. В частности, с жанром маски, возникшем при дворе Стюартов во второй половине XVI в. (the masque - сценическое представление, в котором игровые сцены, диалоги чередовались с музыкальными номерами). Соприкосновение с миром театра, сотрудничество с талантливыми драматургами, обращение к разнообразным сюжетам и жанрам окрыляло фантазию композитора, побуждало к поискам более рельефной и многоплановой выразительности.

Так особенное богатство музыкальных образов отличает пьесу "Королева фей" (свободная переработка "Сна в летнюю ночь" Шекспира, автор текста предп. Э. Сетл). Аллегория и феерия, фантастика и высокая лирика, народно-жанровые эпизоды и буффонада - все нашло отражение в музыкальных номерах этого волшебного спектакля. Если музыка к "Буре" (переработка пьесы Шекспира) соприкасается с итальянским оперным стилем, то в музыке к "Королю Артуру" ярче обозначена природа национального характера (в пьесе Дж. Драйдена варварским нравам саксов противопоставлены благородство и суровость бриттов).Театральные работы Пёрселла в зависимости от развитости и весомости музыкальных номеров приближаются либо к опере, либо к собственно театральным спектаклям с музыкой.

Единственная в полном смысле опера Пёрселла, где весь текст либретто положен на музыку, - "Дидона и Эней" (либр. Н. Тейта по "Энеиде" Вергилия - 1689). Остро индивидуальный характер лирических образов, поэтичных, хрупких, утонченно-психологических, и глубокие почвенные связи с английским фольклором, бытовыми жанрами (сцена сборища ведьм, хоры и пляски матросов) - это сочетание определило совершенно неповторимый облик первой английской национальной оперы, одного из самых совершенных творений композитора. Пёрселл предназначал "Дидону" для исполнения не профессиональными певцами, а ученицами пансиона. Этим во многом объясняется камерный склад произведения - небольшие формы, отсутствие сложных виртуозных партий, господствующий строгий, благородный тон.

Гениальным открытием композитора стала предсмертная ария "Дидоны" - последняя сцена оперы, ее лирико-трагическая кульминация. Покорность судьбе, мольба и жалоба, скорбь прощания звучат в этой глубоко исповедальной музыке. "Сцена прощания и смерти Дидоны могла бы одна обессмертить это произведение", - писал Р. Роллан.В опоре на богатейшие традиции национального хорового многоголосия сформировалось вокальное творчество Пёрселла. Песни, вошедшие в изданный посмертно сборник "Британский Орфей", хоры в народном стиле, антемы (английские духовные песнопения на библейские тексты, исторически подготовившие оратории Г. Ф. Генделя), светские оды, кантаты, кэтчи (распространенные в английском быту каноны) и т. П. Много лет работавший с ансамблем "24 скрипки короля", Пёрселл оставил замечательные произведения для струнных (15 фантазий, Соната для скрипки, Чакона и павана на 4 партии, 5 паван и т.

П.). Под впечатлением трио-сонат итальянских композиторов С. Росси, Дж. Витали написаны 22 трио-сонаты для двух скрипок, баса и клавесина. В клавирном творчестве Пёрселла (8 сюит, более 40 отдельных пьес, 2 цикла вариаций, токката) получили развитие традиции английских вёрджинелистов (вёрджинел - английская разновидность клавесина).Только через 2 века после смерти Пёрселла наступила пора возрождения его творчества. Созданное в 1876 г. Общество Пёрселла поставило своей целью серьезное изучение наследия композитора и подготовку издания полного собрания его сочинений. В XX в. Английские музыканты стремились привлечь внимание публики к произведениям первого гения отечественной музыки. Особенно значительна исполнительская, исследовательская, творческая деятельность Б.

Бриттена - выдающегося английского композитора, сделавшего обработки песен Пёрселла, новую редакцию "Дидоны", создавшего Вариации и фугу на тему Пёрселла - великолепное оркестровое сочинение, своеобразный путеводитель по симфоническому оркестру..

Значения в других словарях
Перголези Джованни Баггиста

(Pergolesi. Наст. Фам. - Драги, Draghi), (4 I 1710, Ези, пров. Анкона - 17 III 1736, Поццуоли, близ Неаполя) Итальянский оперный композитор Дж. Перголези вошел в историю музыки как один из создателей жанра оперы-buffa. В своих истоках связанная с традициями народной комедии масок (dell'arte), onepa-buffa способствовала утверждению светских, демократических начал а музыкальном театре XVIII в. Она обогатила арсенал оперной драматургии новыми интонациями, формами, сценическими приемами. Сложившиеся..

Переложение

См. Транскрипция.. ..

Песня

«Песня - душа народа», - слышим мы от музыкантов. Одним из трех китов, на которых держится вся музыка, назвал песню Дмитрий Борисович Кабалевский. Очень разные бывают песни. Например, народные, у которых нет определенного автора. Это колыбельные, детские прибаутки, считалки, дразнилки. Свадебные песни. Протяжные лирические, рассказывающие о женской доле. Былины, повествующие о подвигах древних богатырей. Невозможно даже перечислить все виды народного песенного творчества, настолько оно многообра..

Петров Андрей Павлович

( р. 2IX 1930, Ленинград) А. Петров принадлежит к числу композиторов, чья творческая жизнь началась в послевоенные годы. В 1954 г. Он окончил Ленинградскую государственную консерваторию по классу профессора О. Евлахова. С тех пор ведет отсчет его многогранная и плодотворная музыкальная и музыкально-общественная деятельность. Личность Петрова - композитора и человека определяет его отзывчивость, внимание к творчеству своих собратьев по ремеслу и их повседневным нуждам. Вместе с тем Петров в силу ..

Дополнительный поиск Перселл Генри Перселл Генри

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Перселл Генри" в словаре Музыкальный словарь, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Перселл Генри, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "П". Общая длина 13 символа