Ряэтс Яан Петрович

144

( р. 15 X 1932, Тарту) Ярок и безошибочно узнаваем в хоре многонациональной советской музыки голос эстонского композитора Я. Ряэтса - художника, вслушивающегося в эпоху, стремящегося к созданию собственного, глубоко индивидуального ее образа, "приучившего" слушателя за многие годы своей творческой деятельности к смелости замыслов, к неожиданности композиционных решений.Закончив Таллиннскую консерваторию по классу М. Саара и X. Эллера (1957), в начале своего творческого пути Ряэтс сочетал композиторскую деятельность с работой звукорежиссера Эстонского радио (195566), а затем - музыкального руководителя республиканского телевидения. Со студенческих лет основные интересы Ряэтса сосредоточились в камерно-симфонической сфере.

Оттолкнувшись от национальной романтической традиции (ранние фортепианные сонаты, Первая и Третья симфонии), он, как и его ровесники Э. Тамберг, В. Тормис, начал активный поиск собственного творческого метода. Мерилом для молодого композитора являлись оказавшие на него заметное влияние классики XX в. - Д. Шостакович, С. Прокофьев, И. Стравинский, П. Хиндемит. Волевой темперамент, тонкий артистизм, отточенность музыкальной мысли, "земная, осязаемая, мускулистая плоть музыки" (М. Арановский), новый взгляд на традиционную структуру жанра. Так заявил о себе создатель Концерта для камерного оркестра (1961) - произведения, сразу поставившего Ряэтса в ряды ведущих мастеров советского музыкального искусства.Сегодня в активе композитора около 80 опусов самых различных жанров.

8 симфоний, 2 концерта для камерного оркестра, 2 концерта для скрипки, Концерт для виолончели, 6 квартетов, 5 фортепианных трио, фортепианные Квинтет и Секстет, Аллегро для фортепиано, виолончели и оркестра, 4 фортепианных концерта (один из них - для двух фортепиано). Фортепиано занимает особое место в творчестве Ряэтса. Кроме названных сочинений для чего написаны 9 сонат, 6 циклов по 24 пьесы (2 цикла прелюдий - один из них с камерным хором. Цикл багателей, 2 цикла "Маргиналий, Путевые тетради"). Фортепианные опусы Ряэтса прочно вошли в репертуар как учащейся молодежи, так и зрелых исполнителей. Показательно, что его Токката была избрана обязательной пьесой в программе IV Международного конкурса им. П. И. Чайковского (1970).

"Яан Ряэтс - не только интересный музыкант", - говорит К. Рандалу. - ..."каждый раз талант композитора преподносит нам что-то новое, требующее обдумывания, даже разгадки. Таковы, например, "Маргиналии" - своего рода фантазии в духе музыки различных стилей от барокко до бытовых жанров современности". Было бы неверно ограничивать представление о Ряэтсе как о композиторе исключительно камерно-симфоническом. Не менее плодотворны, хотя и не многочисленны "выходы" в другие сферы. Им созданы такие вокально-инструментальные полотна, как декламатория "Карл Маркс. Школьная кантата", посвященная 110-летию со дня рождения В. И. Ленина. "Маленькая оратория" (все на ст. Э. Ветемаа).Хорошо известна музыка Ряэтса для кино, где он постоянно сотрудничает с режиссером В.

Кяспера. Их имена соседствуют в титрах многих фильмов (в т. Ч. "Девушка в черном. Время жить, время любить. Опасные игры. Рябиновые ворота").Широкому жанровому диапазону отвечает стилистически разнообразная языковая палитра эстонского мастера. Художник, постоянно вслушивающийся в мир окружающих его звуков, Ряэтс смело соединяет даже в рамках одного сочинения "старое и новое, серьезное и легкое. Сейчас в музыке сложное время", - сказал Ряэтс в одной из бесед. - "При множестве течений перед композитором открываются широкие возможности в выборе того или иного способа самовыражения. Но есть и некая общая тенденции. Композиторы ищут пути к слушателю, хотят быть ближе, понятнее ему". Творчество самого Ряэтса насквозь пронизано таким стремлением.

Не случайно его произведения пользуются неизменным успехом как у нас в стране, так и за ее пределами - на Кубе, в Чехословакии, Англии, США, Японии, Франции, Финляндии и др.Наш современник, Яан Ряэтс - в неустанном движении, поиске новых форм существования любимого искусства. Это забота не только Ряэтса-композитора, но Ряэтса-педагога (с 1981 г. Он доцент Таллиннской консерватории), Ряэтса - музыкально-общественного деятеля.Находясь в гуще жизни, Ряэтс черпает вдохновение в самой жизни. В этом залог неувядающей новизны творчества замечательного композитора, встречи с которым всегда ждут и исполнитель, и слушатель..

Значения в других словарях
Рубинштейн Антон Григорьевич

( 28 XI 1829, дер. Выхватинцы, ныне Молд. ССР - 20 XI 1894, Петергоф, близ Петербурга) Меня всегда интересовало исследовать, - может ли и в какой степени музыка не только передавать индивидуальность и душевное настроение того или иного сочинителя, но быть также отзвуком или отголоском времени, исторических событий, состояния общественной культуры и т. Д. И я пришел к убеждению, что она может быть таким отзвуком до мельчайших подробностей...А. РубинштейнА. Рубинштейн - одна из центральных фигур р..

Руссель Альбер

(Шарль Поль Мари), (5 IV 1869, Туркуэн, деп. Нор - 23 VIII 1937, Руайан, деп. Приморская Шаранта) Необычна биография А. Русселя - одного из видных французских композиторов первой половины XX в. Свои молодые годы он провел в плаваниях по Индийскому и Тихому океанам, как и Н. Римский-Корсаков, посетил экзотические страны. Морской офицер Руссель и не помышлял о музыке как о профессии. Только в возрасте 25 лет он решает полностью посвятить себя музыке. Пройдя период колебаний и сомнений, Руссель про..

Саксофон

Изобретенный в 1841 году саксофон входит в число деревянных духовых инструментов, хотя делается из металла - серебра или особого сплава. По звучанию да и по форме он похож на кларнет, особенно - на бас-кларнет. Тембр его напоминает также английский рожок и, отчасти, виолончель. Свое название саксофон получил от имени изобретателя - бельгийского мастера Адольфа Сакса. Сначала саксофон использовался только в военных оркестрах. Постепенно его стали вводить в оперный и симфонический оркестры. Он зву..

Салманов Вадим Николаевич

( 4 XI 1912, Петербург - 27 II 1978, Ленинград) В. Салманов - выдающийся советский композитор, автор многих симфонических, хоровых, камерных инструментальных и вокальных произведений. Его оратория-поэма "Двенадцать" (по А. Блоку) и хоровой цикл "Лебедушка", симфонии и квартеты стали подлинными завоеваниями советской музыки.Салманов рос в интеллигентной семье, где постоянно звучала музыка. Его отец, инженер-металлург по профессии, был хорошим пианистом и в свободные часы играл дома сочинения широ..

Дополнительный поиск Ряэтс Яан Петрович Ряэтс Яан Петрович

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Ряэтс Яан Петрович" в словаре Музыкальный словарь, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Ряэтс Яан Петрович, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "Р". Общая длина 18 символа