Тамберг Эйно Мартинович

221

( р. 27 V 1930, Таллинн) Я верю, что музыка - одна из форм действенной, активной любви к миру и человеку, одна из возможностей изменить мир к лучшему...Э. ТамбергЭ. Тамберг - один из ведущих современных эстонских композиторов. По складу своего дарования он прежде всего - композитор-симфонист. Симфоническим дыханием пронизаны не только его оркестровые сочинения, но также и музыкально-театральные и ораториальные.В 1953 г. Тамберг окончил Таллиннскую консерваторию по классу композиции Э. Каппа. Его дипломной работой стала оратория "За свободу народа", посвященная эстонскому революционеру-большевику В. Кингисеппу, возглавлявшему национальное революционное движение. Оратория была признана в те годы одним из лучших сочинений этого жанра в советской музыке.

Следующим крупным произведением в творчестве Тамберга стала программная симфоническая сюита "Князь Габриэль" (1955), написанная по историко-романтической повести эстонского писателя XIX в. Э. Борнхеэ "Князь Габриэль, или Последние дни монастыря Пирита". В ней изображены события эпохи русско-ливонской войны второй половины XVI столетия, на фоне которых разворачивается история любви Габриэля - сына эстонской крестьянки и русского князя Загорского - и Агнес, дочери немецкого барона.Творческой удачей Тамберга стало Concerto grosso (1956). Композитор обратился к старинной музыкальной форме, которая, как он сам отмечает, "в советской музыке. Почти не использовалась. Меня заинтересовала эта форма произведения потому, что в ней можно с наибольшей выразительностью показать богатейшие возможности каждого инструмента".

Стихию народного танца воспевают "Симфонические танцы" (1957), пронизанные интонациями и ритмами эстонского фольклора, который композитор впервые в своем творчестве использует так широко.Балетный театр Тамберга представлен тремя произведениями. "Балет-симфония" (1959), "Мальчик и бабочка" (1963), "Иоанна одержимая" ("Иоанна тентата", 1970). Балет-симфония был поставлен в 1960 г. В театре Ванемуйне (Тарту) и в Шверине (ГДР). После премьеры в Шверине, состоявшейся под руководством известного дирижера К. Мазура, последний поздравил Тамберга телеграммой. "Успех премьеры "Балет-симфонии" грандиозен. Занавес поднимался 44 раза. Сердечно поздравляем. Популярность обеспечена. Привет от всего коллектива театра". А после премьеры в театре Ванемуйне эстонский композитор В.

Оякяэр написал. ...""Балет-симфония" Эйно Тамберга представляет собой нечто новое в развитии нашего балета". Каждая из трех частей произведения имеет название. "Прелюдия, Скерцо, Ноктюрн". Они, как писал В. Оякяэр, ..."представлены как бы одним днем жизни молодой девушки, с открытой душой взирающей на мир".Балет "Иоанна одержимая" принадлежит к жанру психологического балета, характерного для искусства XX в. "Главное в моем балете - психология людей. Как они поступают в обстоятельствах, не соответствующих их натуре. Как они их преодолевают или им поддаются". Балет рассказывает, по словам композитора, "о душах, раздавленных догмой религии, о человеческой психике, обостренной до безумия". В этом сочинении Тамберг обращается к новелле польского писателя Я.

Ивашкевича, а непосредственным импульсом к созданию балета послужил фильм известного польского кинорежиссера Е. Кавалеровича. Сюжет повествует о настоятельнице французского монастыря Люден матери Иоанне, душой которой (согласно материалам церковных архивов) овладел дьявол. В современных произведениях этот сюжет получает подчеркнуто экспрессивно-психологическое толкование. Протест Иоанны против религиозных догм, хотя и проявляющийся в болезненно-уродливых формах, становится самовыражением личности. Балет Тамберга отличается высоким уровнем эмоционального напряжения. Как и 2 предыдущих балета композитора, "Иоанна одержимая" симфонична. Тамберг широка пользуется лейттембрами, лейтмотивной техникой, вводит колокольный звон, магнитофонную запись католической молитвы...Столь же интересен и оперный театр Тамберга.

В нем также 3 произведения. "Железный дом" (пост. 1965), "Сирано де Бержерак" (пост. 1976), "Парение" (пост. 1983). Опера "Железный дом" написана по одноименной революционно-романтической драме из времен гражданской войны в Испании эстонского писателя-антифашиста Э. Таммлаана (либр. У. Лахта). "Сирано де Бержерак" - по пьесе Э. Ростана (либр. Я. Кросса). Опера пронизана поэтичным лиризмом, особенно выделяется партия Сирано де Бержерака. В этом сочинении Тамберг, по его словам, "смог удовлетворить свою тогдашнюю потребность в мелодической, насыщенной романтикой музыке". Сравнивая "Сирано де Бержерака" со своей оперой "Железный дом", композитор пишет. "Если в "Железном доме" я ставил на первый план принципы музыкальной драмы. То в "Сирано" я стремился к оперности в ее классическом значении - как по музыкальному языку, так и по построению формы".Опера "Парение" написана по повести болгарского писателя П.

Вежинова "Барьер" (либр. А. Валтона). "Опера - в каком-то самом общем, духовном смысле - моя собственная история, история моих мечтаний и страстей, уступок самому себе, непреодоления своего внутреннего барьера". Главная героиня оперы - Девушка, которая, по ее словам, может летать только тогда, когда любит. По составу исполнителей оперу можно отнести к камерной разновидности жанра. Большую роль играют балетные сцены, 2 из которых - "Полет" и "Любовь" - являются кульминационными. В них выступают танцоры, они заменяют певцов, исполняющих партии Девушки и Композитора. Этот принцип замены распространяется и на другие сцены, сообщая опере черты синтетического жанра. Вокальные эпизоды и балетные сцены дифференцированы Тамбергом.

Средствами вокала он воплощает события реальные, средствами балета - ирреальные.Композитор работает во многих жанрах. Его перу принадлежат 2 симфонии (1978, 1986), инструментальные концерты (для трубы - 1972, скрипичный - 1981, для саксофона - 1987), Концерт для голоса с оркестром (1985), оратория ("Amores" - 1981, в основе - любовная лирика поэтов различных эпох), камерно-инструментальные и вокальные сочинения, музыка к драматическим спектаклям и кинофильмам. "Вдохновение появляется только в процессе работы. Получаемая от работы радость тем больше, чем с большей интенсивностью человек трудится. Одолеть, превзойти себя - всегда радость" (Э. Тамберг..

Значения в других словарях
Такт

Если вы посмотрите в ноты - любые, безразлично для одного инструмента или нескольких, ноты романса или оркестровую партитуру, то увидите, что нотные строчки в них разделены вертикальными линиями. Эти линии, называемые тактовой чертой, отделяют один такт от другого. А тактом (от латинского tactus - прикосновение, воздействие) поэтому называется тот отрезок музыки, который заключен между двумя тактовыми чертами. Ставятся эти черты не как попало, а в совершенно определенном порядке. Перед сильной, ..

Тактакишвили Отар Васильевич

( 27 VII 1924, Тбилиси - 24 II 1989, Москва) Мощь гор, бурное движение рек, цветение прекрасной природы Грузии и многовековую мудрость ее народа - все это с любовью воплотил в своем творчестве выдающийся грузинский композитор О. Тактакишвили. Опираясь на традиции грузинской и русской музыкальной классики (в частности - на творчество основоположника национальной композиторской школы 3. Палиашвили), Тактакишвили создал множество произведений, вошедших в золотой фонд советской многонациональной кул..

Тамтам

Случалось ли вам слушать Шестую симфонию или «Франческу да Римини» Чайковского. А «Шехеразаду» Римского-Корсакова. Если случалось, то вы, наверное, обратили внимание на один совершенно необычный звук. Непонятный, таинственный, гулкий, как будто неопределенной высоты, но сливающийся с музыкой, в которую он ворвался неожиданно и зловеще. Это тамтам, инструмент из группы ударных, пришедший к нам из Азии. Тамтам - литой металлический диск. Он делается из специальных сплавов, а играют на нем, ударяя ..

Танеев Сергей Иванович

( 25 XI 1856, Владимир - 19 VI 1915, Дюдьково, близ Звенигорода Московской обл. Похоронен в Москве) Танеев был велик и гениален своей нравственной личностью и своим исключительно священным отношением к искусству.Л. СабанеевВ русской музыке рубежа веков С. Танеев занимает совершенно особое место. Выдающийся музыкально-общественный деятель, педагог, пианист, первый в России крупный ученый-музыковед, человек редких нравственных достоинств, Танеев был признанным авторитетом в культурной жизни своего..

Дополнительный поиск Тамберг Эйно Мартинович Тамберг Эйно Мартинович

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Тамберг Эйно Мартинович" в словаре Музыкальный словарь, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Тамберг Эйно Мартинович, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "Т". Общая длина 23 символа