Тормис Вельо Рихович

253

( р. 7 VIII 1930, Куусалу, близ Таллинна) Сделать старинное наследие понятным и доступным современному человеку - вот основная проблема, стоящая в наши дни перед композитором в его работе с фольклором.В. ТормисИмя эстонского композитора В. Тормиса неотделимо от современной эстонской хоровой культуры. Этот выдающийся мастер внес богатый вклад в развитие современной хоровой музыки, открыл в ней новые выразительные возможности. Многие его поиски и эксперименты, яркие находки и открытия были осуществлены на благодатной почве обработок эстонских народных песен, авторитетным знатоком и собирателем которых он является.Музыкальное образование Тормис получил сначала в Таллиннской консерватории (1942-51), где учился игре на органе (у Э.

Арро, А. Топмана. С. Крулль) и сочинению у (В. Каппа), а затем в Московской консерватории (1951-56) по классу композиции (у В. Шебалина). Творческие интересы будущего композитора формировались под влиянием той атмосферы музыкального быта, которая окружала его с детства. Отец Тормиса родом из крестьян (Куусалу, предместье Таллинна), он служил органистом в деревенской церкви в Вигала (Зап. Эстония). Поэтому Вельо с детства был приближен к хоровому пению, он рано начал играть на органе, подбирая хоралы. Корни его композиторской родословной уходят в традиции эстонской музыкальной культуры, народной и профессиональной.Сегодня Тормис - автор огромного числа произведений как хоровых, так и инструментальных, он пишет музыку для театра и кино.

Хотя, конечно, сочинять музыку для хора - для него главное. Хоры мужские, женские, смешанные, детские, без сопровождения, а также с сопровождением - иногда весьма нетрадиционным (например, шаманских барабанов или магнитофонной записи) - словом, все существующие сегодня возможности звучания, комбинирования вокальных и инструментальных тембров нашли применение в мастерской художника. К жанрам и формам хоровой музыки Тормис подходит непредвзято, с редкой фантазией и смелостью, переосмысливает традиционные жанры кантаты, хорового цикла, по-своему использует новые жанры XX в. - хоровые поэмы, хоровые баллады, хоровые сцены. Им созданы произведения и в совершенно оригинальных смешанных жанрах. Кантата-балет "Эстонские баллады" (1980), сценическая композиция из старинных рунных песен "Женские баллады" (1977).

Печать влияния хоровой музыки несет на себе опера "Лебединый полет" (1965). Тормис - тонкий лирик и философ. Он обладает обостренным видением красоты в природе, в человеке, в душе народа. Его крупные эпические и эпико-драматические произведения обращены к большим, общечеловеческим темам, часто историческим. В них мастер поднимается до философских обобщений, добивается актуального для сегодняшнего мира звучания. Вечной теме гармонии природы и человеческого бытия посвящены хоровые циклы "Эстонских календарных песен" (1967). На историческом материале созданы "Баллада про Маарьямаа" (1969), кантаты "Заклятие железа" (воссоздающая обряд заклинания древних шаманов, дающий человеку власть над созданными им орудиями, 1972) и "Слова Ленина" (1972), а также "Воспоминания времен чумы" (1973).Музыке Тормиса присуща ясная образность, нередко живописность и изобразительность, которые почти всегда проникнуты психологизмом.

Так, в его хорах, особенно в миниатюрах, пейзажной зарисовке сопутствует лирический комментарий, как в "Осенних пейзажах" (1964), и наоборот, напряженная экспрессия субъективных переживаний нагнетается изображением природной стихии, как в "Песнях Гамлета" (1965).Музыкальный язык произведений Тормиса ярко современен и самобытен. Виртуозная техника и изобретательность позволяют композитору расширить спектр приемов хорового письма. Хор трактуется и как многоголосный массив, которому придаются сила и монументальность, и наоборот, - как гибкий, подвижный инструмент камерной звучности. Хоровая ткань то полифонична, то несет в себе гармонические краски, излучает неподвижно длящуюся гармонию или, наоборот, - словно дышит, переливается контрастами, колебаниями разреженности и уплотненности, прозрачности и густоты.

В нее Тормис привнес приемы письма из современной инструментальной музыки, сонорные (тембро-красочные), а также пространственные эффекты.Тормис увлеченно изучает древнейшие пласты эстонского музыкально-поэтического фольклора, творчество других прибалтийско-финских народов. Води, ижорцев, вепсов, ливов, карелов, финнов, обращается к русским, болгарским, шведским, удмуртским и др. Фольклорным источникам, черпая в них материал для своих произведений. На этой основе возникли его "Тринадцать эстонских лирических народных песен" (1972), "Ижорский эпос" (1975), "Северорусская былина" (1976), "Ингерманландские вечера" (1979), цикл эстонских и шведских песен "Картинки из прошлого острова Вормси" (1983), "Болгарский триптих" (1978), "Венские тропы" (1983), "XVII песнь Калевалы" (1985), множество обработок для хора.

Погружение в широкие пласты фольклора не только обогащает музыкальный язык Тормиса почвенной интонацией, но и подсказывает способы его обработки (фактурной, гармонической, композиционной), позволяет обнаружить точки соприкосновения с нормами современного музыкального языка.Свое обращение к фольклору Тормис наделяет особой значимостью. "Меня интересует музыкальное наследие разных эпох, но более всего старинные пласты, представляющие особую ценность. Важно донести до слушателя-зрителя особенности народного мировосприятия, отношение к общечеловеческим ценностям, что самобытно и мудро выражено в фольклоре".Произведения Тормиса исполняют ведущие коллективы Эстонии, среди них оперные театры "Эстония" и Ванемуйне.

Государственный академический мужской хор ЭССР, Камерный хор Эстонской филармонии, Таллиннский камерный хор, хор Эстонского телевидения и радио, ряд студенческих и молодежных хоров, а также хоры Финляндии, Швеции, Венгрии, Чехословакии, Болгарии, ФРГ.Когда хоровой дирижер Г. Эрнесакс, старейшина эстонской композиторской школы, сказал. "Музыка Вельо Тормиса выражает душу эстонского народа", - он вложил в свои слова очень конкретный смысл, имея в виду сокровенные истоки, высокую духовную значимость искусства Тормиса..

Значения в других словарях
Тональность

См. Лад.. ..

Тоника

С понятием тоники вы могли уже познакомиться, если прочли строки, посвященные ладу. Греческое слово «tonos» и латинское tonus означают звук. От них и произошло итальянское tonica - термин, которым обозначают основную, самую устойчивую ступень лада. Тоника - первая, начальная ступень, поэтому ее сокращенное, условное обозначение - римская цифра I или буква Т. Такое же обозначение имеет и тоническое трезвучие - аккорд, построенный на первой ступени мажорного или минорного ладов.. ..

Трактовка

См. Интерпретация.. ..

Транскрипция

Наверное, вам иногда приходилось слышать, как, объявляя очередной номер концертной программы, ведущий фортепианного вечера говорит. «Бах - Бузони. Чакона». Или. «Шуберт - Лист. Серенада». «Глинка - Балакирев. "Жаворонок"». Что же это значит. Что Бах, Шуберт или Глинка написали объявленные произведения не самостоятельно, а с помощью соавторов. Нет, конечно. Речь в таких случаях идет не об оригинальных сочинениях, а о транскрипциях - переложениях, переработках музыкального произведения. В данном с..

Дополнительный поиск Тормис Вельо Рихович Тормис Вельо Рихович

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Тормис Вельо Рихович" в словаре Музыкальный словарь, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Тормис Вельо Рихович, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "Т". Общая длина 20 символа