Фибих Зденек

210

( 21 XII 1850, Вшеборжице - 15 X 1900, Прага) Замечательный чешский композитор З. Фибих наряду с Б. Сметаной и А. Дворжаком справедливо причислен к основоположникам национальной композиторской школы. Жизнь и творчество композитора совпали с подъемом патриотического движения в Чехии, ростом самосознания ее народа, и это нашло живейшее отражение в его произведениях. Глубокий знаток истории своей страны, ее музыкального фольклора, Фибих внес значительный вклад в развитие чешской музыкальной культуры и особенно музыкального театра.Композитор родился в семье лесника. Свое детство Фибих провел среди чудесной природы Чехии. На всю жизнь он сохранил память о ее поэтической красоте и запечатлел в своем творчестве романтические, сказочные образы, связанные с миром природы.

Один из самых эрудированных людей своей эпохи, обладавший глубокими и разносторонними знаниями в области музыки, литературы и философии, Фибих начал профессионально заниматься музыкой с 14 лет. Музыкальное образование получил в музыкальной школе Сметаны в Праге, потом в Лейпцигской консерватории, а с 1868 г. Совершенствовался как композитор сначала в Париже и, несколько позже, в Мангейме. С 1871 г. (за исключением двух лет-1873-74, когда он преподавал в музыкальном училище РМО в Вильнюсе) композитор жил в Праге. Здесь он работал вторым дирижером и хормейстером Временного театра, регентом хора русской православной церкви, заведовал репертуарной частью оперной труппы Национального театра. Хотя Фибих и не занимался преподавательской деятельностью в музыкальных учебных заведениях Праги, у него были ученики, ставшие впоследствии видными представителями чешской музыкальной культуры.

Среди них К. Коваржовиц, О. Острчил, 3. Неедлы. Кроме того, существенным вкладом Фибиха в педагогику стало создание им школы игры на фортепиано.В становлении музыкального дарования Фибиха существенную роль сыграли традиции немецкого музыкального романтизма. Немалое значение имело я увлечение чешской романтической литературой, в особенности поэзии Я. Врхлицкого, чьи произведения были положены в основу многих сочинений композитора. Как художник Фибих прошел сложный путь творческой эволюции. Его первые крупные произведения 6070-х гг. Пронизаны патриотическими идеями движения национального возрождения, сюжеты и образы заимствованы из чешской истории и народного эпоса, насыщены выразительными средствами, характерными для национального песенно-танцевального фольклора.

Среди этих сочинений впервые принесшая композитору известность симфоническая поэма "Забой, Славой и Людек" (1874), патриотическая опера-баллада "Бланик" (1877), симфонические картины "Томан и лесная фея, Весна". Однако наиболее близкой Фибиху сферой творчества стала музыкальная драма. Именно в ней, где сам жанр требует тесной взаимосвязи различных видов искусства, нашла свое применение высокая культура, интеллигентность и интеллектуализм композитора. Чешские историки отмечают, что, создав "Мессинскую невесту" (1883), Фибих обогатил чешскую оперу музыкальной трагедией, которая по захватывающей силе художественного воздействия не имела в ту пору себе равных. Конец 80 - начало 90-х гг. Фибих посвящает работе над своим наиболее монументальным произведением - сценической мелодрамой-трилогией "Ипподамия".

Написанное на текст Врхлицкого, который своеобразно развил здесь известные древнегреческие мифы в духе философских воззрений конца века, это сочинение обладает высокими художественными достоинствами, возрождает и доказывает жизнеспособность жанра мелодрамы.Последнее десятилетие в творчестве Фибиха оказалось особенно плодотворным. Им были написаны 4 оперы. "Буря" (1895), "Геды" (1897), "Шарка" (1897) и "Падение Арканы" (1899). Однако самым значительным созданием этого периода стало уникальное для всей мировой фортепианной литературы сочинение - цикл из 376 фортепианных пьес "Настроения, впечатления и воспоминания". История его возникновения связана с именем Анежки Шульц, жены композитора. Этот цикл, названный З.

Неедлы "любовным дневником Фибиха", стал не только отражением глубоко личных и сокровенных чувств композитора, но явился своего рода творческой лабораторией, из которой он черпал материал для многих своих произведений. Афористически краткие образы цикла своеобразно преломились во Второй и Третьей симфониях и особую трепетность обрели в симфонической идиллии "Перед вечером". Скрипичная транскрипция этого сочинения, принадлежащая выдающемуся чешскому скрипачу Я. Кубелику, получила широкую известность под названием "Поэма"..

Значения в других словарях
Фантазия

«Аренский. Фантазия для фортепиано с оркестром на темы былин Рябинина». «Увертюра-фантазия "Франческа да Римини"». В этих названиях присутствует одно и то же слово - фантазия. Что же это означает. Собственно, что оно означает, все вы прекрасно знаете. Не раз приходится слышать любому, еще не достигшему взрослого возраста человеку. «Вот еще фантазии какие!», «Брось свои фантазии», «Ах, ты, фантазер». И почти всегда это звучит с укоризной. Греческое слово phantasia переводится как «воображение». М..

Фермата

Итальянское слово «фермата» (fermata) означает остановка, задержка. В музыке им называется знак . Он ставится над нотой, аккордом или паузой (реже - в перевернутом виде под ними) и означает, что исполнитель должен в этом месте увеличить длительность звука по своему усмотрению.. ..

Филд, Фильд Джон

( 26 VII 1782, Дублин - 23 I 1837, Москва) Хотя я слышал его не много раз, но до сих пор хорошо помню его сильную, мягкую и отчетливую игру. Казалось, что не он ударял по клавишам, а сами пальцы падали на них, подобно крупным каплям дождя, и рассыпались жемчугом по бархату.М. ГлинкаИзвестный ирландский композитор, пианист и педагог Дж. Филд связал свою судьбу с русской музыкальной культурой и внес свою немалую лепту в ее развитие.Филд родился в семье музыкантов. Первоначальное музыкальное образо..

Флейта

Это один из самых древних духовых инструментов. Археологи находят изображения флейтистов на фресках Древнего Египта и Греции. Возникшая из тростниковой дудки, флейта поначалу была простой деревянной трубкой с отверстиями. В течение многих веков она совершенствовалась, пока не приобрела современный вид. Раньше флейта была продольной, и держали ее в вертикальном положении. Затем появилась так называемая поперечная флейта, которую музыкант держит горизонтально. Этот вид флейты, усовершенствованный ..

Дополнительный поиск Фибих Зденек Фибих Зденек

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Фибих Зденек" в словаре Музыкальный словарь, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Фибих Зденек, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "Ф". Общая длина 12 символа