Фомин Евстигней Ипатьевич

306

( 16 VIII 1761, Петербург - IV 1800, там же) Е. Фомин принадлежит к числу талантливых русских музыкантов XVIII в., чьими усилиями в России создавалась национальная композиторская школа. Вместе со своими современниками - М. Березовским, Д. Бортнянским, В. Пашкевичем - он заложил основы отечественного музыкального искусства. В его операх и в мелодраме "Орфей" проявилась широта интересов автора в выборе сюжетов и жанров, мастерское владение различными стилями оперного театра того времени. История была несправедлива к Фомину, как, впрочем, и к большинству других русских композиторов XVIII в. Трудно складывалась судьба талантливого музыканта. Безвременно окончилась его жизнь, и вскоре после смерти имя его оказалось надолго забытым.

Не сохранились и многие сочинения Фомина. Лишь в советское время возрос интерес к творчеству этого замечательного музыканта, одного из создателей русской оперы. Усилиями советских ученых были возвращены к жизни его произведения, найдены некоторые скудные данные его биографии.Фомин родился в семье канонира (солдата-артиллериста) Тобольского пехотного полка. Он рано потерял отца, и когда ему исполнилось 6 лет, его отчим И. Федотов, солдат лейб-гвардии Измайловского полка, привел мальчика в Академию художеств. 21 апреля 1767 г. Фомин стал учеником архитектурного класса прославленной Академии, основанной императрицей Елизаветой Петровной. В Академии учились все знаменитые художники XVIII в. - В. Боровиковский, Д. Левицкий, А.

Лосенко, Ф. Рокотов, Ф. Щедрин и др. В стенах этого учебного заведения обращалось внимание на музыкальное развитие учащихся. Воспитанники обучались игре на разных инструментах, пению. При Академии был организован оркестр, ставились оперы, балеты, драматические спектакли.Яркие музыкальные способности Фомина проявились еще в начальных классах, а в 1776 г. Совет Академии направил ученика "архитектурного художества" Ипатьева (как часто называли тогда Фомина) к итальянцу М. Буини для обучения инструментальной музыке - игре на клавикордах. С 1777 г. Образование Фомина продолжалось в музыкальных классах, открывшихся при Академии художеств, руководителем которых был известный композитор Г. Payпах, автор популярной оперы "Добрые солдаты".

У него Фомин изучал теорию музыки и основы композиции. С 1779 г. Его музыкальным наставником стал клавесинист и капельмейстер А. Сартори. В 1782 г. Фомин блестяще закончил Академию. Но как ученик музыкального класса, он не мог быть награжден золотой или серебряной медалью. Совет отметил его лишь денежной премией в размере 50 рублей.По окончании Академии, в качестве пенсионера Фомин был направлен для усовершенствования на 3 года в Италию, в Болонскую филармоническую академию, считавшуюся тогда крупнейшим музыкальным центром Европы. Там, под руководством Падре Мартини (учителя великого Моцарта), а затем С. Маттеи (у которого впоследствии занимались Дж. Россини и Г. Доницетти) и продолжил свое музыкальное образование скромный музыкант из далекой России.

В 1785 г. Фомин был допущен к экзамену на звание академика и выдержал это испытание прекрасно. Полный творческой энергии, с высоким званием "мастера композиции" Фомин вернулся в Россию осенью 1786 г. По приезде композитор получил заказ на сочинение оперы "Новгородский богатырь Боеслаевич" на либретто самой Екатерины II. Премьера оперы и дебют Фомина-композитора состоялись 27 ноября 1786 г. В Эрмитажном театре. Однако опера не понравилась императрице, и этого было достаточно, чтобы карьера молодого музыканта при дворе оказалась несостоявшейся. В годы правления Екатерины II Фомин не получил никакой официальной должности. Лишь в 1797 г., за 3 года до смерти, он был наконец принят на службу в театральную дирекцию в качестве репетитора оперных партий.Неизвестно, как протекала жизнь Фомина в предшествующее десятилетие.

Однако творческая работа композитора шла активно. В 1787 г. Он сочинил оперу "Ямщики на подставе" (на текст Н. Львова), а в следующем году появились 2 оперы - "Вечеринка, или Гадай, гадай девица" (музыка и либр. Не сохранились) и "Американцы". За ними последовала опера "Колдун, ворожея и сваха" (1791). К 1791-92 гг. Относится лучшее произведение Фомина - мелодрама "Орфей" (текст Я. Княжнина). В последние годы жизни им были написаны хор к трагедии В. Озерова "Ярополк и Олег" (1798), оперы "Клорида и Милан" и "Золотое яблоко" (ок. 1800).Оперные сочинения Фомина многообразны по жанрам. Здесь и русские комические оперы, и опера в итальянском стиле buffa, и одноактная мелодрама, где русский композитор впервые обратился к высокой трагедийной теме.

К каждому из выбранных жанров Фомин находит новый, индивидуальный подход. Так, в его русских комических операх привлекает прежде всего трактовка фольклорного материала, метод разработки народных тем. Особенно ярко тип русской "хоровой" оперы представлен в опере "Ямщики на подставе". Здесь композитор широко использует разные жанры народной русской песни - протяжной, хороводной, плясовой, применяет приемы подголосочного развития, сопоставления сольного запева и хорового припева. На разработке народно-песенных плясовых тем построена и увертюра - интересный образец раннего русского программного симфонизма. Принципы симфонического развития, основанные на свободном варьировании мотивов, найдут широкое продолжение в русской классической музыке, начиная с "Камаринской" М.

Глинки.В опере на текст знаменитого баснописца И. Крылова "Американцы" Фомин блестяще показал мастерство владения стилем оперы-buffa. Вершиной его творчества явилась мелодрама "Орфей", поставленная в Петербурге при участии знаменитого трагического актера того времени - И. Дмитревского. Спектакль этот строился на сочетании драматического чтения с сопровождением оркестра. Фомин создал превосходную музыку, полную бурного пафоса и углубляющую драматический замысел пьесы. Она воспринимается как единое симфоническое действие, с непрерывным внутренним развитием, направленным к общей кульминации в конце мелодрамы - "Пляске фурий". Самостоятельные симфонические номера (увертюра и "Пляска фурий") обрамляют мелодраму, как пролог и эпилог.

Самый принцип сопоставления напряженной музыки увертюры, лирических эпизодов, расположенных в центре композиции, и динамичного финала свидетельствуют об удивительной прозорливости Фомина, проложившего путь к развитию русской симфонии драматического плана.Мелодрама "несколько раз была представлена на театре и заслужила большую похвалу. Г-н Дмитревский в роли Орфея короновал ее своею чрезвычайною игрою", - читаем в очерке о Княжнине, предпосланном его собранию сочинений. 5 февраля 1795 г. Премьера "Орфея" состоялась в Москве. Второе рождение мелодрамы "Орфей" состоялось уже на советской сцене. В 1947 г. Она была исполнена в цикле исторических концертов, подготовленных Музеем музыкальной культуры им. М. И. Глинки.

В эти же годы известным советским музыковедом Б. Доброхотовым была восстановлена партитура "Орфея". Мелодрама исполнялась также в концертах, посвященных 250-летию Ленинграда (1953) и 200-летию со дня рождения Фомина (1961). А в 1966 г. Она впервые прозвучала за рубежом, в Польше, на конгрессе старинной музыки.Широта и многообразие творческих исканий Фомина, яркая самобытность его дарования позволяют по праву считать его крупнейшим оперным композитором России XVIII в. Своим новым подходом к русскому фольклору в опере "Ямщики на подставе" и первым обращением к трагической теме в "Орфее" Фомин проложил пути к оперному искусству XIX в..

Значения в других словарях
Флейта

Это один из самых древних духовых инструментов. Археологи находят изображения флейтистов на фресках Древнего Египта и Греции. Возникшая из тростниковой дудки, флейта поначалу была простой деревянной трубкой с отверстиями. В течение многих веков она совершенствовалась, пока не приобрела современный вид. Раньше флейта была продольной, и держали ее в вертикальном положении. Затем появилась так называемая поперечная флейта, которую музыкант держит горизонтально. Этот вид флейты, усовершенствованный ..

Фольклор

Знаете ли вы, как в далеком прошлом праздновали свадьбы на Руси. Свадебная игра, как ее принято называть (во многих сказках вы, наверное, слышали. «сыграли свадьбу»), продолжалась несколько дней, а иногда и несколько недель. Она складывалась из разнохарактерных сцен, то лирических, то комических, а то и трагедийных, из различных игр и обрядов. Очень большое место занимали в ней песни. Звучали песни торжественные, величальные, славящие невесту и жениха. Шуточные, комические, иногда пародийные, ча..

Форе Габриэль

( 12 V 1845, Памье, деп. Арьеж - 4 XI 1924, Париж) Чудесная музыка. Такая ясная, такая чистая, и такая французская, и такая человечная!Р. ДюменильКласс Форе был для музыкантов тем же, чем был для поэтов салон Малларме. Лучшие музыканты эпохи, за малым исключением, прошли через эту замечательную школу элегантности и вкуса.А. Ролан-МанюэльЖизнь Г. Форе - крупного французского композитора, органиста, пианиста, дирижера, музыкального критика - проходила в эпоху значительных исторических событий. В е..

Фортепиано

Зайдите в нотный магазин. На витрине, на полках лежат ноты. Сборники фортепианных пьес и этюдов, сочинения для голоса или какого-нибудь инструмента с фортепиано, фортепианные переложения оркестровых произведений. А скажите, задумывались ли вы когда-нибудь, что это, собственно, за инструмент - фортепиано, и почему оно занимает такое важное место в музыке. Конечно, вы знакомы с роялем. Его можно увидеть в концертных залах, во Дворце пионеров, в музыкальной школе. Его вы видите на экранах телевизор..

Дополнительный поиск Фомин Евстигней Ипатьевич Фомин Евстигней Ипатьевич

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Фомин Евстигней Ипатьевич" в словаре Музыкальный словарь, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Фомин Евстигней Ипатьевич, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "Ф". Общая длина 25 символа