Цинцадзе Сулхан Федорович

201

( р. 23 VIII 1925, Гори) Талант Силхана Цинцадзе удивительно гармоничен и многолик. Каждое новое сочинение этого композитора - музыкальное событие.А. ЭшпайС. Цинцадзе принадлежит к числу ведущих современных грузинских композиторов, чье творчество широко известно не только у нас в стране, но и за рубежом. Яркий мелодический дар (люди старшего поколения и сейчас еще порой с удовольствием напевают задорные мотивы из кинофильмов 50-х гг. "Стрекоза, Заноза", музыка к которым написана композитором), артистичность и изящество формы, внешняя сдержанность чувств при большом внутреннем эмоциональном напоре - вот качества, которыми прежде всего отмечена многожанровая палитра этого мастера.Цинцадзе родился в Гори. Когда мальчику исполнилось 7 лет, семья переехала в Тбилиси.

Отец будущего композитора был назначен главным инспектором Закавказья по овцеводству (в 1937 г. Он был арестован и незаконно репрессирован). Вскоре после переезда Сулхан поступает в Первое тбилисское музыкальное училище в класс виолончели профессора Э. Капельницкого. Незаурядное дарование юного виолончелиста было замечено, и его перевели в Группу одаренных детей при Тбилисской консерватории - будущую республиканскую Центральную музыкальную школу-десятилетку, - где он продолжил занятия у того же педагога. В 1942 г. Цинцадзе был принят на оркестровый факультет консерватории в класс К. Миньяра. Параллельно с учебой он работал в Государственном симфоническом оркестре Грузии и оркестре радио. С 1943 г. Сулхан - участник, впервые организованного при филармонии столицы республики Государственного квартета Грузии.В 1946 г.

Талантливый юноша перевелся в Московскую консерваторию в класс виолончели знаменитого С. Козолупова. На выпускном экзамене (1950) он играл собственный виолончельный Концерт, написанный в 1947 г. Во время исполнения этого произведения произошел забавный эпизод. Публика, видимо, услышала вместо непривычной фамилии Цинцадзе вполне известное имя. К. Сен-Санса, и последующее объявление "исполняет автор" зал встретил громким смехом. С виолончелью и квартетом связаны и другие работы начинающего композитора, в частности Первый квартет (1947), обработки грузинских народных мелодий "Лала, Инди-минди, Сачидао". В 1948-53 гг. Цинцадзе занимался в Московской консерватории в классе композиции С. Богатырева. В период учебы им написаны многие камерные сочинения, среди которых - Второй квартет и Три квартетные миниатюры, принесшие автору-студенту в 1950 г.

Высокую награду - Государственную премию СССР. Случай редчайший, если не уникальный. К квартетному жанру Цинцадзе обращается с тех пор регулярно, примерно раз в 5-6 лет. Сам композитор не раз говорил, что все его струнные квартеты (в настоящее время их 11) в какой-то мере автобиографичны. Их охотно включают в свой репертуар многие ансамбли мира. Пятый (1965) был отмечен на Международном конкурсе современной музыки ЮНЕСКО в Париже. Шестой (1966) написан по заказу знаменитого Джульярдского квартета (США). Недавно созданный Одиннадцатый (1987) с успехом исполнялся на Третьем международном музыкальном фестивале в Ленинграде (1988).Композитор активно работает и в области театральной музыки. Им созданы 2 оперы, 3 оперетты и 5 балетов.

Лучшие из них составили важную веху в грузинском искусстве наряду с работами в этих жанрах А. Баланчивадзе, Р. Габичвадзе, А. Мачавариани (например, балет "Демон" (1958) - ярчайший результат содружества композитора с выдающимся танцовщиком и балетмейстером В. Чабукиани).Широко известны и многие произведения Цинцадзе, связанные с драматическим театром. Выполнив свою функцию в праздничных, искрометных спектаклях, лучшие номера из музыки к пьесам "Дон Сезар де Базан" (1954), "Испанский священник" (1955), "Венецианский купец" (1984) живут самостоятельной жизнью на концертной эстраде. Композитор всегда находит драматургически точные, интонационно характерные штрихи для важнейших эпизодов и персонажей драматического действия, о чем свидетельствует и его музыка к кинофильмам (вспомним, в частности, известнейшие киноленты "Отарова вдова, Отец солдата").

Театральность мышления, умение выявить остроконтрастные состояния, запечатлеть развитие конфликта сказались и в 5 симфониях Цинцадзе, хотя в них и преобладают лирико-психологические образы. Рецензенты, как правило, отмечают лаконизм и отточенность музыкальной мысли, национальную почвенность языка, полифоническое богатство фактуры, в которой каждый оркестровый голос дышит, живет самостоятельной жизнью.Как и в юности, композитор часто обращается к своим любимым струнным инструментам. Наряду с многочисленными квартетными миниатюрами, пьесами для виолончели, альта, скрипки им созданы целые циклы из 24 прелюдий для виолончели и фортепиано (1980), для скрипки и камерного оркестра (1987). Им предшествовали 24 прелюдии для фортепиано (1976).

Разнообразие красок, приемов звукоизвлечения, современное экспрессивное претворение фольклорных элементов способствуют раскрытию новых выразительных возможностей традиционного инструментария.Цинцадзе не ограничивает свою деятельность творчеством. С 1964 г. Он в течение 19 лет возглавлял Тбилисскую консерваторию, профессором которой остается и поныне (композитор ведет класс оркестровки). Коллеги избрали его председателем СК Грузии. В одном из писем к Цинцадзе выдающийся мастер А. Хачатурян писал. "Мы еще многого ждем от Вас и уверены в Вашем огромном даровании. В истории советской грузинской музыки Вы уже сыграли значительную роль. Но главное еще впереди"..

Значения в других словарях
Хроматизм

Музыкальные термины иногда имеют очень странную историю, и значение их, кажется, никак не связано с иностранным - греческим или латинским - корнем слова. Относится это и к термину хроматизм. Если вы нажмете на рояле клавишу до, а потом - черную, находящуюся справа от нее, раздастся звук до-диез. Последование до - до-диез - это хроматический полутон. А хроматизм - последование или одновременное звучание звуков разной высоты, но одинаковых названий. Например, ре - ре-бемоль, соль - соль-диез, ля -..

Цимбалы

В Белоруссии и на Украине, в Польше и Словакии, в Венгрии и Румынии широко известен этот инструмент, предок которого когда-то очень давно пришел в Восточную Европу из стран Малой Азии. Цимбалы - основа белорусского народного оркестра, непременный участник цыганских инструментальных ансамблей. Этот струнный ударный инструмент представляет собой низкий ящик или раму, сделанную из ели, над которыми натянуты струны. Играют на цимбалах деревянными палочками или молоточками. Звук получается нежный, зв..

Чавес Карлос

(наст. Фам. И имя Падуа Чавес-и-Рамирес Карлос Антонио де) (13 VI 1899, Кальсадо-де-Такула, близ Мехико - 2 VIII 1978, Мехико) К. Чавес - выдающийся деятель мексиканской культуры. Его творчество, сформировавшееся под непосредственным влиянием мексиканской революции 1910-17 гг., сыграло огромную роль в формировании национального музыкального искусства не только его страны, но и всей Латинской Америки. На протяжении всего творческого пути композитор обращался к различным музыкальным жанрам (от мин..

Чайковский Борис Александрович

( р. 10 IX 1925, Москва) Это композитор глубоко русский. Его душевный мир - это мир чистых и возвышенных страстей. В этой музыке много чего-то недосказанного, какой-то затаенной нежности, большого душевного целомудрия.Г. СвиридовБ. Чайковский - яркий и своеобразный мастер, в творчестве которого органично сплелись оригинальность, неповторимость и глубокая почвенность музыкального мышления. В течение нескольких десятилетий композитор, вопреки соблазнам моды и прочим привходящим обстоятельствам, бе..

Дополнительный поиск Цинцадзе Сулхан Федорович Цинцадзе Сулхан Федорович

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Цинцадзе Сулхан Федорович" в словаре Музыкальный словарь, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Цинцадзе Сулхан Федорович, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "Ц". Общая длина 25 символа