Чюрленис Микалоюс Константинас

170

( 22 IX 1875, Варена, ныне Литов. ССР - 10 IV 1911, Пустельник-Миньски. Близ Варшавы) Осень. Голый сад.Полураздетые деревья шумят и засыпают листьями тропинки, а небо серое-серое, и такое грустное, как только душа может грустить.М. К. ЧюрленисЖизнь М. К. Чюрлениса была недолгой, но творчески яркой и насыщенной. Он создал ок. 300 картин, ок. 350 музыкальных произведений, в основном фортепианных миниатюр (240). Есть у него несколько произведений для камерных ансамблей, для хора, органа, но более всего Чюрленис любил оркестр, хотя оркестровой музыки написал немного. 2 симфонические поэмы "В лесу" (1900), "Море" (1907), увертюру "Кястутис" (1902) {Кястутис - последний князь дохристианской Литвы, прославившийся в борьбе с крестоносцами, погиб в 1382 г.}.

Сохранились наброски "Литовской пасторальной симфонии", эскизы симфонической поэмы "Сотворение мира". (В настоящее время почти все наследие Чюрлениса - картины, графика, автографы музыкальных произведений - хранится в его музее в Каунасе.) Чюрленис жил в причудливом фантастическом мире, который, по его словам, "может подсказать только интуиция". Он любил бывать наедине с природой. Провожать закат солнца, бродить ночью по лесу, идти навстречу грозе. Слушая музыку природы, в своих произведениях он стремился передать ее вечную красоту и гармонию. Образы его произведений условны, ключ к ним - в символике народных легенд, в том особом слиянии фантазии и действительности, которое свойственно народному мироощущению.

Народное искусство "должно стать фундаментом нашего искусства". - писал Чюрленис. - ..."Литовская музыка покоится в народных песнях. Эти песни - словно глыбы драгоценного мрамора и ожидают только гения, который сумеет создать из них бессмертные творения". Именно литовские народные песни, предания и сказки воспитали в Чюрленисе художника. С раннего детства проникли они в его сознание, стали частицей души, заняли место рядом с музыкой И. С. Баха, П. Чайковского.Первым музыкальным учителем Чюрлениса был его отец, органист. В 1889-93 гг. Чюрленис занимался в оркестровой школе М. Огиньского {внука композитора М. К. Огиньского) в Плунге. В 1894-99 гг. Учился композиции в Варшавском музыкальном институте у 3. Московского. А в 1901-02 - совершенствовался в Лейпцигской консерватории у К.

Рейнеке. Человек разносторонних интересов. Чюрленис жадно впитывал все музыкальные впечатления, увлеченно изучал историю искусств, психологию, философию, астрологию, физику, математику, геологию, палеонтологию и др. В его студенческих тетрадях - причудливое переплетение набросков музыкальных сочинений и математических формул, рисунков среза земной коры и стихов.По окончании консерватории несколько лет Чюрленис жил в Варшаве (1902-06), и здесь начались все более и более увлекавшие его занятия живописью. Отныне музыкальные и художественные интересы постоянно пересекаются, определяя широту и разносторонность его просветительской деятельности в Варшаве, а с 1907 г. В Вильнюсе Чюрленис стал одним из учредителей литовского художественного общества и музыкальной секции при нем, руководил хором Канклес, организовывал литовские художественные выставки, музыкальные конкурсы, занимался музыкально-издательскими делами, упорядочением литовской музыкальной терминологии, участвовал в работе фольклорной комиссии, вел концертную деятельность хорового дирижера и пианиста.

А сколько идей не удалось осуществить. Он лелеял мысли о литовской музыкальной школе и музыкальной библиотеке, о Национальном дворце в Вильнюсе. Мечтал он и о путешествиях в дальние страны, но мечты сбылись лишь отчасти. В 1905 г. Чюрленис побывал на Кавказе, в 1906 - посетил Прагу, Вену, Дрезден, Нюрнберг, Мюнхен. В 1908-09 гг. Чюрленис жил в Петербурге, где с 1906 г. Его картины неоднократно экспонировались на выставках, вызывая восхищение А. Скрябина и художников "Мира искусства". Интерес был взаимным. Романтическая символика Чюрлениса, космический культ стихий - моря, солнца, мотивы восхождения к сияющим вершинам за парящей птицей Счастья - все это перекликается с образами-символами А. Скрябина, Л. Андреева, М. Горького, А.

Блока. Сближает их и характерное для эпохи стремление к синтезу искусств. В творчестве Чюрлениса часто возникает одновременно поэтическое, живописное и музыкальное воплощение замысла. Так, в 1907 г. Он завершает симфоническую поэму "Море", а вслед за нею пишет фортепианный цикл "Море" и живописный триптих "Соната моря" (1908). Наряду с фортепианными сонатами и фугами существуют картины "Соната звезд, Соната весны, Соната солнца, Фуга". Поэтический цикл "Соната осени". Общность их в тождестве образов, в тонком ощущении колорита, в стремлении воплотить вечно повторяющиеся и вечно изменчивые ритмы Природы - великой Вселенной, порожденной воображением и мыслью художника. ..."Чем шире крылья распахнет, чем больше круг обогнет, тем легче станет, тем счастливее будет человек".

(М. К. Чюрленис). Жизнь Чюрлениса была очень короткой. Он умер в самом расцвете творческих сил, на пороге всеобщего признания и славы, накануне самых великих своих свершений, не успев осуществить многое из задуманного. Подобно метеору, вспыхнул и погас его художественный дар, оставив нам искусство уникальное, неповторимое, рожденное воображением самобытной творческой натуры. Искусство, которое Ромен Роллан назвал "совершенно новым континентом". В нем - ощущение беспредельности и величия Вселенной, в нем - борьба могучих стихий, преодолевая которые Человек устремляется к истинному, доброму, прекрасному..

Значения в других словарях
Черепнин Николай Николаевич

( 15 V 1873, Петербург - 26 VI 1945, Исси-ле-Мулино, близ Парижа) Тут целый мир, живой, разнообразный, Волшебных звуков и волшебных снов...Ф. Тютчев19 мая 1909 г. Весь музыкальный Париж восторженно аплодировал балету "Павильон Армиды", которым открылся первый балетный "Русский сезон", организованный талантливым пропагандистом русского искусства С. Дягилевым. Создателями "Павильона Армиды", на долгие десятилетия укрепившегося на балетных сценах мира, были прославленный балетмейстер М. Фокин, худо..

Чимароза Доменико

( 17 XII 1749, Аверса, близ Неаполя - 11 I 1801. Венеция) Стиль музыки Чимарозы - пламенный, огненный и жизнерадостный...Б. АсафьевВ историю музыкальной культуры Доменико Чимароза вошел как один из наиболее ярких представителей неаполитанской оперной школы, как мастер оперы-buffa, завершивший в своем творчестве эволюцию итальянской комической оперы XVIII в.Чимароза родился в семье каменщика и прачки. После смерти мужа, в 1756 г. Мать устроила маленького Доменико в школу для бедных при одном из м..

Шапорин Юрий Александрович

( 8 XI 1887, Глухов, ныне Сумской обл. - 9 XII 1966, Москва) Творчество и личность Ю. Шапорина - явление значительное в советском музыкальном искусстве. Носитель и продолжатель культурных традиций подлинной русской интеллигенции, человек с разносторонним университетским образованием, впитавший с детства все многообразие русского искусства, глубоко знающий и чувствующий русскую историю, литературу, поэзию, живопись, архитектуру - Шапорин принял и приветствовал перемены, принесенные Великой Октябр..

Шарманка

Сейчас вряд ли кто-нибудь помнит шарманку а когда-то она была очень распространена. Во двор входил старик с пестро расписанным ящиком на плече, часто - с сидящей на нем обезьянкой. Это был шарманщик. Он снимал с плеча свою ношу, начинал размеренно вращать рукоятку шарманки и с шипением и всхлипываниями раздавались звуки вальсов и полек, часто нестройные и фальшивые. Впечатления от этих шарманочных мелодий передал Д. Д. Шостакович в некоторых своих пьесах, таких, как Полька-шарманка и др. Что же ..

Дополнительный поиск Чюрленис Микалоюс Константинас Чюрленис Микалоюс Константинас

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Чюрленис Микалоюс Константинас" в словаре Музыкальный словарь, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Чюрленис Микалоюс Константинас, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "Ч". Общая длина 30 символа