Шёнберг Арнольд

185

( 13 IX 1874, Вена - 13 XII 1951, Лос-Анджелес) Всю темноту и вину мира новая музыка взяла на себя. Все ее счастье в том, чтобы познать несчастье. Вся ее красота в том, чтобы отказаться от видимости красоты.Т. АдорноA. Шёнберг вошел в историю музыки XX в. Как создатель додекафонной системы композиции. Но значение и масштаб деятельности австрийского мастера не исчерпываются этим фактом. Шёнберг был разносторонне одаренной личностью. Он был блестящим педагогом, воспитавшим целую плеяду современных музыкантов, среди которых такие известные мастера, как А. Веберн и А. Берг (вместе со своим учителем они образовали так называемую нововенскую школу). Он был интересным художником-живописцем, другом О. Кокошки. Его картины неоднократно появлялись на выставках и печатались в репродукциях в мюнхенском журнале "Голубой всадник" рядом с работами П.

Сезанна, А. Матисса, В. Ван Гога, B. Кандинского, П. Пикассо. Шёнберг был литератором, поэтом и прозаиком, автором текстов многих своих сочинений. Но прежде всего он был композитором, оставившим значительное наследие, композитором, прошедшим очень трудный, но честный и бескомпромиссный путь.Творчество Шёнберга тесно связано с музыкальным экспрессионизмом. Оно отмечено той напряженностью переживаний и остротой реакции на окружающий мир, которые характеризовали многих современных художников, творивших в атмосфере встревоженности, предчувствия и свершения страшных социальных катаклизмов (Шёнберга объединяла с ними и общая жизненная судьба - скитания, неустроенность, перспектива жить и умереть вдали от родины).

Пожалуй, самая близкая аналогия личности Шёнберга - соотечественник и современник композитора, австрийский писатель Ф. Кафка. Так же, как в романах и новеллах Кафки, в музыке Шёнберга обостренное жизневосприятие сгущается порой до лихорадочных наваждений, изощренная лирика граничит с гротеском, превращаясь в душевный кошмар наяву.Создавая свое нелегкое и глубоко выстраданное искусство, Шёнберг был до фанатизма тверд в убеждениях. Всю жизнь он шел по пути наибольшего сопротивления, борясь с насмешками, издевательствами, глухим непониманием, терпя обиды, горькую нужду. "В Вене 1908 года - городе оперетт, классиков и напыщенного романтизма - Шёнберг поплыл против течения", - писал Г. Эйслер. Это был не совсем обычный конфликт художника-новатора с обывательской средой.

Мало сказать, что Шёнберг был новатором, поставившим себе за правило говорить в искусстве лишь то, что не было сказано до него. Как утверждают некоторые исследователи его творчества, новое выступило здесь в чрезвычайно специфическом, сгущенном варианте, в виде некоей эссенции. Сверхконцентрированная впечатлительность, требующая адекватного же качества от слушателя, объясняет особую трудность шёнберговской музыки для восприятия. Даже на фоне своих современников-радикалов Шёнберг - наиболее "трудный" композитор. Но это не отрицает ценности его искусства, субъективно честного и серьезного, восстававшего против пошлого сладкозвучия и легковесной мишуры.Шёнберг сочетал в себе способность к сильному чувствованию с безжалостно дисциплинирующим интеллектом.

Этим сочетанием он обязан переломной эпохе. Вехи жизненного пути композитора отражают последовательную устремленность от традиционно-романтических высказываний в духе Р. Вагнера (инструментальные сочинения "Просветленная ночь, Пеллеас и Мелизанда", кантата "Песни Гурре") к новому, строго выверенному творческому методу. Впрочем, романтическая родословная Шёнберга сказывалась и позже, давая импульс повышенной возбужденности, гипертрофированной экспрессивности его произведений рубежа 1900-10 гг. Такова, например, монодрама "Ожидание" (1909, монолог женщины, пришедшей в лес на свидание с возлюбленным и нашедшей его мертвым). Постромантический культ маски, рафинированная аффектация в стиле "трагического кабаре" ощущаются в мелодраме "Лунный Пьеро" (1912) для женского голоса и инструментального ансамбля.

В этом произведении Шёнберг впервые воплотил принцип так называемого речевого пения (Sprechgesang). Сольная партия хотя и зафиксирована в партитуре нотами, но звуковысотный строй ее приблизителен - как в декламации. И "Ожидание" и "Лунный Пьеро" написаны в атональной манере, соответствующей новому, экстраординарному складу образов. Но знаменательно и различие между произведениями. Оркестр-ансамбль с его скупыми, но дифференцированно выразительными красками отныне притягивает композитора больше, чем полный оркестровый состав позднеромантического типа.Однако следующим и решающим шагом на пути к строго экономному письму послужило создание двенадцатитоновой (додекафонной) системы композиции. В основе инструментальных сочинений Шёнберга 20-40-х гг., таких, как Сюита для фортепиано, Вариации для оркестра, концерты, струнные квартеты, - лежат серии из 12 неповторяющихся звуков, взятые в четырех основных вариантах (техника, восходящая к старинному полифоническому варьированию).

Додекафонный метод композиции приобрел немало почитателей. Свидетельством резонанса шёнберговского изобретения в культурном мире послужило "цитирование" его Т. Манном в романе "Доктор Фаустус". Там же говорится об опасности "интеллектуального холода", которая подстерегает композитора, использующего подобную манеру творчества. Универсальным и самодостаточным этот метод не стал - даже для его создателя. Точнее он являлся таковым лишь постольку, поскольку не мешал проявиться природной интуиции мастера и накопленному им музыкально-слуховому опыту, подчас влекущему за собой - вопреки всем "теориям избежания" - многообразные ассоциации с тональной музыкой. Расставание композитора с тональной традицией вообще не было бесповоротным.

Известная сентенция "позднего" Шёнберга о том, что многое еще можно сказать в до мажоре, вполне это подтверждает. Погруженный в проблемы композиторской техники, Шёнберг в то же время был далек от кабинетной замкнутости. Весьма значительными композиторскими замыслами отозвались в нем события второй мировой войны - страдания и гибель миллионов людей, ненависть народов к фашизму. Так, "Ода Наполеону" (1942, на ст. Дж. Байрона) представляет собой гневный памфлет против тиранической власти, сочинение исполнено убийственного сарказма. Текст кантаты "Уцелевший из Варшавы" (1947), пожалуй, наиболее известного сочинения Шёнберга, воспроизводит подлинный рассказ одного из немногих людей, переживших трагедию варшавского гетто.

Произведение передает ужас и отчаяние последних дней узников гетто, завершаясь старинной молитвой. Оба сочинения ярко публицистичны и воспринимаются как документы эпохи. Но публицистическая острота высказывания не отодвинула в тень природной склонности композитора к философствованию, к проблематике надвременного звучания, которую он разрабатывал с помощью мифологических сюжетов. Интерес к поэтике и символике библейского мифа проявился еще в 30-е гг., в связи с проектом оратории "Лестница Иакова". Тогда же Шёнберг начал работать над еще более монументальным произведением, которому посвятил все последние годы своей жизни (впрочем, так и не завершив его). Речь идет об опере "Моисей и Аарон". Мифологическая основа послужила для композитора лишь поводом для размышлений над актуальными вопросами современности.

Основной мотив этой "драмы идей" - личность и народ, идея и ее восприятие массой. Изображенный в опере непрерывный словесный поединок Моисея и Аарона - это извечный конфликт между "мыслителем" и "деятелем", между пророком-правдоискателем, пытающимся вывести свой народ из рабства, - и оратором-демагогом, который в своей попытке сделать идею образно зримой и доступной по сути дела предает ее (крах идеи сопровождается разгулом стихийных сил, с удивительной яркостью воплощенным автором в оргиастическом "Танце Золотого тельца"). Непримиримость позиций героев подчеркнута музыкально. По-оперному красивой партии Аарона контрастирует аскетично-декламационная партия Моисея, чуждая традиционному оперному пению.

В произведении широко представлено ораториальное начало. Хоровые эпизоды оперы с их монументальной полифонической графикой восходят к баховским "Страстям". Здесь выявляется глубинная связь Шёнберга с традицией австро-немецкой музыки. Эта связь, равно как и наследование Шёнбергом духовного опыта европейской культуры в целом, вырисовывается со временем все явственнее. Здесь - источник объективной оценки шёнберговского творчества и надежда на то, что "трудное" искусство композитора найдет доступ к возможно более широким кругам слушателей..

Значения в других словарях
Шахиди Зиядулло Мукаддасович

( 4 V 1914, Самарканд-25 II 1985, Душанбе) З. Шахиди - один из основоположников современного профессионального музыкального искусства Таджикистана. Многие его песни, романсы, оперы и симфонические произведения вошли в золотой фонд музыкальной классики республик Советского Востока.Родившийся в дореволюционном Самарканде, одном из главных центров культуры Древнего Востока, и выросший в трудных условиях, Шахиди всегда стремился способствовать утверждению новой содержательной направленности искусств..

Шебалин Виссарион Яковлевич

( 11 VI 1902, Омск - 28 V 1963, Москва) Каждый человек должен быть зодчим, а Родина - его храмом.В. ШебалинВ В. Шебалине неразрывно связаны Художник, Мастер, Гражданин. Цельность его натуры и привлекательность творческого облика, скромность, отзывчивость, бескомпромиссность отмечают все, кто знал Шебалина и когда-либо с ним общался. "Это был удивительно прекрасный человек. Его доброта, честность, исключительная принципиальность всегда восхищали меня", - писал Д. Шостакович. Шебалину было свойств..

Шестерка

(Le Groupe de Six - Группа Шести) - содружество французских композиторов, сложившееся вскоре после первой мировой войны и существовавшее до середины 1930-х гг. В состав Шестерки входили Л. Дюрей, Д. Мийо, А. Онеггер, Ж. Орик, Ф. Пуленк, Ж. Тайфер. Идейным вдохновителем Шестерки был поэт и художник Ж. Кокто, опубликовавший в 1918 г. Брошюру "Петух и Арлекин", в которой ниспровергал эстетику музыкального импрессионизма.. ..

Шимановский Кароль

( 6 X 1882, Тимошовка, быв. Херсонской губ. - 29 III 1937, Лозанна) Разносторонняя деятельность К. Шимановского - крупнейшее явление музыкальной культуры Польши первых десятилетий нашего века. В нем соединились дарования композитора, пианиста, педагога, музыкально-общественного деятеля, критика и писателя. Такой многогранности способствовало все окружение Шимановского, и в первую очередь - семья с богатейшими культурными традициями. С раннего детства Шимановский находился в атмосфере искусства. ..

Дополнительный поиск Шёнберг Арнольд Шёнберг Арнольд

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Шёнберг Арнольд" в словаре Музыкальный словарь, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Шёнберг Арнольд, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "Ш". Общая длина 15 символа