Шимановский Кароль

188

( 6 X 1882, Тимошовка, быв. Херсонской губ. - 29 III 1937, Лозанна) Разносторонняя деятельность К. Шимановского - крупнейшее явление музыкальной культуры Польши первых десятилетий нашего века. В нем соединились дарования композитора, пианиста, педагога, музыкально-общественного деятеля, критика и писателя. Такой многогранности способствовало все окружение Шимановского, и в первую очередь - семья с богатейшими культурными традициями. С раннего детства Шимановский находился в атмосфере искусства. Отец и брат композитора - пианисты, а сестра - певица, художница и поэтесса. Уже в детские годы Кароль сочиняет оперы, в домашних постановках которых участвовал его двоюродный брат, будущий писатель Я. Ивашкевич. Мальчик обучается игре на фортепиано сначала под руководством отца, а затем в Елизаветграде - в школе своего дяди Г.

В. Нейгауза (отца советского пианиста Генриха Нейгауза).В 1901-1905 гг. Шимановский учится в Варшавской консерватории, где овладевает композиторским мастерством в классе З. Носковского. В эти годы он пишет главным образом фортепианные произведения. Сонату, прелюдии, этюды. Выбор жанров и музыкальный язык выдают приверженность стилю Ф. Шопена и А. Скрябина. Вскоре начинают ощущаться влияния И. Брамса, М. Регера и в особенности яркого, красочного оркестрового стиля Р. Штрауса (опера "Хагит" - 1913, 2 первые симфонии, сочинения для голоса). Подобно многим своим современникам (М. Равель, С. Прокофьев), Шимановский увлекался неоклассическим возрождением старинных жанров (сарабанда, менуэт и т. П.). Сочинение музыки постоянно сочеталось с ее пропагандой, интенсивной концертной деятельностью, многочисленными поездками по странам мира.

В 1985 г. Композитор вошел в группу музыкантов "Молодая Польша", боровшуюся против академизма, за развитие нового, национально самобытного и высоко профессионального искусства. В 190614 гг. Жизнь Шимановского связана с Берлином, Веной, поездками по Италии, Германии, Польше, Украине, в страны Африки. Алжир и Тунис. Образы Востока, его философия и поэзия нашли отражение в музыкальном творчестве. В Третьей симфонии "Песнь о ночи" (1916), написанной по мотивам произведений средневекового персидского поэта Джалаледдина Руми, в вокальных сочинениях "Любовные песни Хафиэа, Песни безумного муэдзина", в песнях на слова Р. Тагора. Увлечение Шимановского Востоком было, во многом близко аналогичным устремлениям Дебюсси и Равеля.Но не только это связывало польского композитора с французским импрессионизмом.

К годам первой мировой войны относится формирование нового стиля Шимановского, более современного гармонического языка, уже не укладывающегося в рамки классико-романтической гармонии. Главное для музыки Шимановского этих лет - красочность, колористичность звуковой палитры. Это сказалось в экзотической опере "Король Рогер" (1918-24) - одной из вершин творчества. В балетном дивертисменте "Мандрагора", а произведениях, навеянных образами античности (кантата "Деметра", цикл поэм для фортепиано "Метопы"). Годы первой мировой войны Шимановский провел главным образом на Украине. В родной Тимошовке, Киеве, Елизаветграде (1917-19), Львове (1919), он часто приезжал с концертами в Москву и Петроград. После революции Шимановский принимал участие в создании новой советской культуры.

Работал в музыкальном отделе Наркомпроса, выступал перед рабочими и солдатами, писал статьи о воспитательном воздействии искусства на человека, о его роли в обществе. Свои эстетические взгляды Шимановский изложил в философской повести Эфеб и многочисленных статьях о музыке. В 1919 г. Шимановский переезжает в Варшаву, а в 20-е гг. Предпринимает большую гастрольную поездку по Англии, Франции и Америке (Нью-Йорк, Флорида, Куба).В 20-е гг. Происходит новый поворот в эволюции стиля Шимановского. Композитор обращается теперь к древнейшим пластам национального фольклора. Изощренная, сложнейшая хроматическая ткань уступила место старинным диатоническим ладам (вокальный цикл "Слопевне" на ст. Ю. Тувима). Проводя много времени в Закопане (Польше), где он лечился от туберкулеза, композитор изучал местную гуральскую песенность.

Результатом собирания народной музыки явились обработки курпевских и подгаляньских песен, музыка балета "Разбойники" ("Харнаси", 1923-32), "Stabat mater" (задумано как "Крестьянский реквием" - 1926), Четвертая симфония (симфония-концерт с фортепиано - 1932), Второй квартет, Двадцать мазурок для фортепиано (1926).Шимановский охватил в своем творчестве все жанры. Он написал 2 оперы, 2 балета, оперетту, 6 кантат, 4 симфонии, музыку для фортепиано (3 сонаты, миниатюры), скрипки (2 концерта, соната, цикл поэм "Мифы"), 2 квартета, вокальные сочинения.В последние годы жизни особое внимание Шимановский уделяет педагогической деятельности. В 1927-33 гг. Он возглавлял Варшавскую консерваторию и был профессором композиции.

Продолжались и концертные выступления в качестве пианиста. В 1933 г. Шимановский приезжал в СССР, он часто ездил лечиться в Закопане, Австрию и Швейцарию. Подобно многим своим современникам, Шимановский прошел путь сложной творческой эволюции. Обращаясь к различным манерам письма, он соединил национальную традицию с приемами современной композиторской техники и тем самым положил начало польской музыке XX в..

Значения в других словарях
Шёнберг Арнольд

( 13 IX 1874, Вена - 13 XII 1951, Лос-Анджелес) Всю темноту и вину мира новая музыка взяла на себя. Все ее счастье в том, чтобы познать несчастье. Вся ее красота в том, чтобы отказаться от видимости красоты.Т. АдорноA. Шёнберг вошел в историю музыки XX в. Как создатель додекафонной системы композиции. Но значение и масштаб деятельности австрийского мастера не исчерпываются этим фактом. Шёнберг был разносторонне одаренной личностью. Он был блестящим педагогом, воспитавшим целую плеяду современных..

Шестерка

(Le Groupe de Six - Группа Шести) - содружество французских композиторов, сложившееся вскоре после первой мировой войны и существовавшее до середины 1930-х гг. В состав Шестерки входили Л. Дюрей, Д. Мийо, А. Онеггер, Ж. Орик, Ф. Пуленк, Ж. Тайфер. Идейным вдохновителем Шестерки был поэт и художник Ж. Кокто, опубликовавший в 1918 г. Брошюру "Петух и Арлекин", в которой ниспровергал эстетику музыкального импрессионизма.. ..

Шнитке Альфред Гарриевич

( р. 24 XI 1934, г. Энгельс, ныне Саратовской обл.) Искусство - вызов философии.Всемирный философский конгресс 1985 г.А. Шнитке - один из самых крупных советских композиторов так называемого второго поколения. Творчеству Шнитке присуще острое внимание к проблемам современности, к судьбам человечества и человеческой культуры. Для него характерны масштабные замыслы, контрастная драматургия, напряженная экспрессия музыкального звука. В его сочинениях нашли резонанс и трагизм атомной бомбардировки, ..

Шопен Фридерик

( 1 III 1810, Желязова Воля, близ Варшавы - 17 X 1849, Париж) Таинственный, дьяволический, женственный, мужественный, непонятный, всем понятный трагический Шопен.С. РихтерПо словам А. Рубинштейна, "Шопен - это бард, рапсод, дух, душа фортепиано". С фортепиано связано самое неповторимое в шопеновской музыхе. Ее трепетность, утонченность, "пение" всей фактуры и гармонии, обволакивающей мелодию переливающейся воздушной "дымкой". Вся многокрасочность романтического мироощущения, все то, что обычно т..

Дополнительный поиск Шимановский Кароль Шимановский Кароль

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Шимановский Кароль" в словаре Музыкальный словарь, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Шимановский Кароль, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "Ш". Общая длина 18 символа