Шимановский Кароль
( 6 X 1882, Тимошовка, быв. Херсонской губ. - 29 III 1937, Лозанна) Разносторонняя деятельность К. Шимановского - крупнейшее явление музыкальной культуры Польши первых десятилетий нашего века. В нем соединились дарования композитора, пианиста, педагога, музыкально-общественного деятеля, критика и писателя. Такой многогранности способствовало все окружение Шимановского, и в первую очередь - семья с богатейшими культурными традициями. С раннего детства Шимановский находился в атмосфере искусства. Отец и брат композитора - пианисты, а сестра - певица, художница и поэтесса. Уже в детские годы Кароль сочиняет оперы, в домашних постановках которых участвовал его двоюродный брат, будущий писатель Я. Ивашкевич. Мальчик обучается игре на фортепиано сначала под руководством отца, а затем в Елизаветграде - в школе своего дяди Г.
В. Нейгауза (отца советского пианиста Генриха Нейгауза).В 1901-1905 гг. Шимановский учится в Варшавской консерватории, где овладевает композиторским мастерством в классе З. Носковского. В эти годы он пишет главным образом фортепианные произведения. Сонату, прелюдии, этюды. Выбор жанров и музыкальный язык выдают приверженность стилю Ф. Шопена и А. Скрябина. Вскоре начинают ощущаться влияния И. Брамса, М. Регера и в особенности яркого, красочного оркестрового стиля Р. Штрауса (опера "Хагит" - 1913, 2 первые симфонии, сочинения для голоса). Подобно многим своим современникам (М. Равель, С. Прокофьев), Шимановский увлекался неоклассическим возрождением старинных жанров (сарабанда, менуэт и т. П.). Сочинение музыки постоянно сочеталось с ее пропагандой, интенсивной концертной деятельностью, многочисленными поездками по странам мира.
В 1985 г. Композитор вошел в группу музыкантов "Молодая Польша", боровшуюся против академизма, за развитие нового, национально самобытного и высоко профессионального искусства. В 190614 гг. Жизнь Шимановского связана с Берлином, Веной, поездками по Италии, Германии, Польше, Украине, в страны Африки. Алжир и Тунис. Образы Востока, его философия и поэзия нашли отражение в музыкальном творчестве. В Третьей симфонии "Песнь о ночи" (1916), написанной по мотивам произведений средневекового персидского поэта Джалаледдина Руми, в вокальных сочинениях "Любовные песни Хафиэа, Песни безумного муэдзина", в песнях на слова Р. Тагора. Увлечение Шимановского Востоком было, во многом близко аналогичным устремлениям Дебюсси и Равеля.Но не только это связывало польского композитора с французским импрессионизмом.
К годам первой мировой войны относится формирование нового стиля Шимановского, более современного гармонического языка, уже не укладывающегося в рамки классико-романтической гармонии. Главное для музыки Шимановского этих лет - красочность, колористичность звуковой палитры. Это сказалось в экзотической опере "Король Рогер" (1918-24) - одной из вершин творчества. В балетном дивертисменте "Мандрагора", а произведениях, навеянных образами античности (кантата "Деметра", цикл поэм для фортепиано "Метопы"). Годы первой мировой войны Шимановский провел главным образом на Украине. В родной Тимошовке, Киеве, Елизаветграде (1917-19), Львове (1919), он часто приезжал с концертами в Москву и Петроград. После революции Шимановский принимал участие в создании новой советской культуры.
Работал в музыкальном отделе Наркомпроса, выступал перед рабочими и солдатами, писал статьи о воспитательном воздействии искусства на человека, о его роли в обществе. Свои эстетические взгляды Шимановский изложил в философской повести Эфеб и многочисленных статьях о музыке. В 1919 г. Шимановский переезжает в Варшаву, а в 20-е гг. Предпринимает большую гастрольную поездку по Англии, Франции и Америке (Нью-Йорк, Флорида, Куба).В 20-е гг. Происходит новый поворот в эволюции стиля Шимановского. Композитор обращается теперь к древнейшим пластам национального фольклора. Изощренная, сложнейшая хроматическая ткань уступила место старинным диатоническим ладам (вокальный цикл "Слопевне" на ст. Ю. Тувима). Проводя много времени в Закопане (Польше), где он лечился от туберкулеза, композитор изучал местную гуральскую песенность.
Результатом собирания народной музыки явились обработки курпевских и подгаляньских песен, музыка балета "Разбойники" ("Харнаси", 1923-32), "Stabat mater" (задумано как "Крестьянский реквием" - 1926), Четвертая симфония (симфония-концерт с фортепиано - 1932), Второй квартет, Двадцать мазурок для фортепиано (1926).Шимановский охватил в своем творчестве все жанры. Он написал 2 оперы, 2 балета, оперетту, 6 кантат, 4 симфонии, музыку для фортепиано (3 сонаты, миниатюры), скрипки (2 концерта, соната, цикл поэм "Мифы"), 2 квартета, вокальные сочинения.В последние годы жизни особое внимание Шимановский уделяет педагогической деятельности. В 1927-33 гг. Он возглавлял Варшавскую консерваторию и был профессором композиции.
Продолжались и концертные выступления в качестве пианиста. В 1933 г. Шимановский приезжал в СССР, он часто ездил лечиться в Закопане, Австрию и Швейцарию. Подобно многим своим современникам, Шимановский прошел путь сложной творческой эволюции. Обращаясь к различным манерам письма, он соединил национальную традицию с приемами современной композиторской техники и тем самым положил начало польской музыке XX в..
Дополнительный поиск Шимановский Кароль
На нашем сайте Вы найдете значение "Шимановский Кароль" в словаре Музыкальный словарь, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Шимановский Кароль, различные варианты толкований, скрытый смысл.
Первая буква "Ш". Общая длина 18 символа