Штраус Иоганн

215

(сын), (25 X 1825, Вена - 3 VI 1899, там же) Австрийского композитора И. Штрауса называют "королем вальса". Его творчество насквозь проникнуто духом Вены с ее давней, ставшей традицией, любовью к танцу. Неиссякаемое вдохновение в соединении с высочайшим мастерством сделало Штрауса подлинным классиком танцевальной музыки. Благодаря ему венский вальс вышел за пределы XIX в. И стал частью сегодняшней музыкальной жизни. Штраус родился в семье, богатой музыкальными традициями. Его отец, тоже Иоганн Штраус, в год рождения сына организовал собственный оркестр и своими вальсами, польками, маршами завоевал известность во всей Европе.Отец хотел сделать сына коммерсантом и категорически возражал против его музыкального образования.

Тем более поражает огромный талант маленького Иоганна и его страстное стремление к музыке. Втайне от отца он берет уроки игры на скрипке у Ф. Амона (концертмейстера штраусовского оркестра) и в 6 лет пишет свой первый вальс. Затем последовало серьезное изучение композиции под руководством И. Дрекслера.В 1844 г. Девятнадцатилетний Штраус собирает из музыкантов-сверстников оркестр и устраивает свой первый танцевальный вечер. Молодой дебютант стал опасным соперником своего отца (который в то время был дирижером придворного бального оркестра). Начинается интенсивнаятворческаяжизнь Штрауса-младшего, постепенно склонившего на свою сторону симпатии венцев. Композитор появлялся перед оркестром со скрипкой. Он дирижировал и играл одновременно (как во времена И.

Гайдна и В. А. Моцарта), и собственным исполнением воодушевлял публику.Штраус использовал ту форму венского вальса, которая сложилась у И. Лайнера и его отца. "гирлянда" из нескольких, чаще пяти, мелодических построений со вступлением и заключением. Но красота и свежесть мелодий, их плавность и лиризм, моцартовски стройное, прозрачное звучание оркестра с одухотворенно поющими скрипками, бьющая через край радость жизни - все это превращает вальсы Штрауса в романтические поэмы. В рамках прикладной, предназначенной для танца музыки создаются шедевры, доставляющие подлинное эстетическое наслаждение. Программные названия штраусовских вальсов отразили самые разнообразные впечатления и события. Во время революции 1848 г.

Создаются "Песни свободы, Песни баррикад", в 1849 г. - "Вальс-некролог" на смерть отца. Неприязненное чувство к отцу (он давно завел другую семью) не мешало преклонению перед его музыкой (впоследствии Штраус отредактировал полное собрание его сочинений).Слава композитора постепенно растет и выходит за пределы Австрии. В 1847 г. Он гастролирует в Сербии и Румынии, в 1851 - в Германии, Чехии и Польше, а затем, в течение многих лет регулярно ездит в Россию.В 1856-65 гг. Штраус участвует в летних сезонах в Павловске (близ Петербурга), где дает концерты в здании вокзала и наряду со своей танцевальной музыкой исполняет произведения русских композиторов. М. Глинки, П. Чайковского, А. Серова. С впечатлениями от России связан вальс "Прощание с Петербургом", полька "В Павловском лесу", фортепианная фантазия "В русской деревне" (ее исполнял А.

Рубинштейн) и др.В 1863-70 гг. Штраус - дирижер придворных балов в Вене. В эти годы были созданы лучшие его вальсы. "На прекрасном голубом Дунае, Жизнь артиста, Сказки венского леса, Радуйтесь жизни" и др. Необыкновенный мелодический дар (композитор говорил. "Мелодии из меня текут, как вода из крана"), а также редкая трудоспособность позволили Штраусу написать за свою жизнь 168 вальсов, 117 полек, 73 кадрили, более 30 мазурок и галопов, 43 марша, а также 15 оперетт.70-е гг. - начало нового этапа в творческой жизни Штрауса, обратившегося, по совету Ж. Оффенбаха, к жанру оперетты. Вместе с Ф. Зунне и К. Миллекером он стал создателем венской классической оперетты.Штрауса не привлекает сатирическая направленность оффенбаховского театра, он пишет, как правило, веселые музыкальные комедии, главную (а часто и единственную) прелесть которых составляет музыка.До сих пор звучат вальсы из оперетт "Летучая мышь" (1874), "Калиостро в Вене" (1875), "Кружевной платок королевы" (1880), "Ночь в Венеции" (1883), "Венская кровь" (1899) и др.Среди оперетт Штрауса большей серьезностью сюжета выделяется "Цыганский барон" (1885), задуманный вначале как опера и вобравший некоторые ее черты (в частности, лирико-романтическое освещение настоящих, глубоких чувств.

Свободы, любви, человеческого достоинства).В музыке оперетты широко используются венгерско-цыганские мотивы и жанры, например чардаш. В конце жизни композитор пишет свою единственную комическую оперу "Рыцарь Пасман" (1892) и работает над балетом "Золушка" (не окончен). По-прежнему, хотя и в меньшем количестве, возникают отдельные вальсы, преисполненные, как и в молодые годы, неподдельного веселья и искрящейся жизнерадостности. "Весенние голоса" (1882). "Императорский вальс" (1890). Не прекращаются и гастрольные поездки. В США (1872), а также в Россию (1869, 1872, 1886).Музыкой Штрауса восхищались Р. Шуман и Г. Берлиоз, Ф. Лист и Р. Вагнер. Г. Бюлов и И. Брамс (бывший другом композитора). Уже более столетия она покоряет сердца людей и не теряет своего обаяния..

Значения в других словарях
Штиль

Этим словом, происходящим от греческого stylos - палочка, и называют вертикальную палочку, которая прикрепляется к головке ноты, длительностью менее целой. Чтобы точнее представить себе значение штиля, прочитайте рассказ о ноте и о длительности звука.. ..

Штогаренко Андрей Яковлевич

( р. 15 X 1902, с. Новые Кайдаки, ныне Днепропетровск) Творчество старейшины украинской советской музыки А. Штогаренко сегодня является своеобразным связующим звеном между украинской классикой и современностью. В его сочинениях ясно ощутима опора на украинский песенный фольклор, особенно на пласт, связанный с историческими песнями. В жанрово разнообразном творчестве Штогаренко - симфоническом, вокальном, камерно-инструментальном - отразились знаменательные исторические события жизни страны. Особ..

Штраус Рихард

( 11 VI 1864, Мюнхен - 8 IX 1949, Гармиш-Партенкирхен, близ Мюнхена) Я хочу доставлять радость и сам в ней нуждаюсь.Р. ШтраусР. Штраус - один из крупнейших немецких композиторов, рубежа XIX - XX вв. Наряду с Г. Малером он был также одним из лучших дирижеров своего времени. Слава сопутствовала ему с юных лет до конца жизни. Смелое новаторство молодого Штрауса вызывало резкие нападки и дискуссии. В 20-30-х гг. XX в. Поборники новейших течений объявляли творчество композитора устаревшим и старомодн..

Штрих

Многие термины являются общими в музыке и изобразительном искусстве. Относится к таким и слово штрих. Говорят об уверенных штрихах в рисунке, о штриховке. Конечно, штрихи в музыке - совсем не то, что карандашный штрих. Так называются способы извлечения музыкального звука - голосом или на инструменте. Главные штрихи - это стаккато, то есть отрывисто и легато - связно. На некоторых инструментах распространен штрих портаменто - ровно и протяжно, но звуки не связаны между собой. Исполнители на струн..

Дополнительный поиск Штраус Иоганн Штраус Иоганн

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Штраус Иоганн" в словаре Музыкальный словарь, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Штраус Иоганн, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "Ш". Общая длина 13 символа