Шуман Роберт

194

( 8 VI 1810, Цвиккау - 29 VII 1856, Эндених, близ Бонна, похоронен в Бонне) Проливать свет в глубины человеческого сердца - таково призвание художника.Р. ШуманП. Чайковский считал, что будущие поколения назовут XIX в. Шумановским периодом в истории музыки. И действительно, музыка Шумана запечатлела главное в искусстве его времени - ее содержанием стали "таинственно-глубокие процессы духовной жизни" человека, ее назначением - проникновение в "глубины человеческого сердца". Р. Шуман родился в провинциальном саксонском городке Цвиккау, в семье издателя и книготорговца Августа Шумана, рано умершего (1826), но успевшего передать сыну благоговейное отношение к искусству и поощрявшего его занятия музыкой у местного органиста И.

Кунтша. С ранних лет Шуман любил импровизировать на фортепиано, в 13 лет написал Псалом для хора с оркестром, но не менее чем музыка его влекла к себе литература, в изучении которой он сделал большие успехи в годы учения в гимназии. Совсем не интересовала романтически настроенного юношу юриспруденция, которую он изучал в университетах Лейпцига и Гейдельберга (1828-30). Занятия с известным фортепианным педагогом Ф. Виком, посещение концертов в Лейпциге, знакомство с произведениями Ф. Шуберта способствовали решению посвятить себя, музыке. С трудом преодолев сопротивление родных, Шуман приступает к усиленным занятиям на фортепиано, но заболевание правой руки (вследствие механической тренировки пальцев) закрыло для него карьеру пианиста.

С тем большей увлеченностью отдается Шуман сочинению музыки, берет уроки композиции у Г. Дорна, изучает творчество И. С. Баха и Л. Бетховена. Уже первые опубликованные фортепианные произведения (Вариации на тему Abegg, "Бабочки", 1830-31) обнаружили самостоятельность молодого автора.С 1834 г. Шуман становится редактором, а затем и издателем "Нового музыкального журнала", ставившего своей целью борьбу с поверхностными сочинениями композиторов-виртуозов, наводнивших в то время концертную эстраду, с ремесленным подражанием классикам, за новое, глубокое искусство, озаренное поэтическим вдохновением. В своих статьях, написанных в оригинальной художественной форме - нередко в виде сцен, диалогов, афоризмов и т. П., - Шуман представляет читателю идеал истинного искусства, который он видит в произведениях Ф.

Шуберта и Ф. Мендельсона, Ф. Шопена и Г. Берлиоза, в музыке венских классиков, в игре Н. Паганини и юной пианистки Клары Вик - дочери своего учителя. Шуману удалось собрать вокруг себя единомышленников, выступавших на страницах журнала как давидсбюндлеры - члены "Давидова братства" ("Давидсбунда"), некоего духовного союза подлинных музыкантов. Сам Шуман часто подписывал свои рецензии именами вымышленных давидсбюндлеров Флорестана и Эвсебия. Флорестан склонен к буйным взлетам фантазии, к парадоксам, суждения мечтательного Эвсебия более мягки. В сюите характеристических пьес "Карнавал" (1834-35) Шуман создает музыкальные портреты давидсбюндлеров - Шопена, Паганини, Клары (под именем Киарины), Эвсебия, Флорестана.Высшее напряжение душевных сил и высшие взлеты творческого гения ("Фантастические пьесы, Танцы давидсбюндлеров", Фантазия до мажор, "Крейслериана, Новеллетты, Юмореска, Венский карнавал") принесла Шуману вторая половина 30-х гг., прошедшая под знаком борьбы за право соединиться с Кларой Вик (Ф.

Вик всячески препятствовал этому браку). Стремясь найти более широкую арену для своей музыкальной и публицистической деятельности, Шуман проводит сезон 1838-39 гг. В Вене, однако меттерниховская администрация и цензура воспрепятствовали изданию там журнала. В Вене Шуман обнаружил рукопись "большой" домажорной Симфонии Шуберта - одной из вершин романтического симфонизма.1840 г. - год долгожданного соединения с Кларой - стал для Шумана годом песен. Необыкновенная чуткость к поэзии, глубокое знание творчества современников способствовали осуществлению в многочисленных песенных циклах и отдельных песнях истинного союза с поэзией, точному воплощению в музыке индивидуальной поэтической интонации Г. Гейне ("Круг песен" ор.

24, "Любовь поэта"), И. Эйхендорфа ("Круг песен" ор. 39), А. Шамиссо ("Любовь и жизнь женщины"), Р. Бернса, Ф. Рюккерта, Дж. Байрона, Г. X. Андерсена и др. И впоследствии область вокального творчества продолжала пополняться замечательными произведениями ("Шесть стихотворений Н. Ленау" и Реквием - 1850, "Песни из "Вильгельма Мейстера" И. В. Гёте" - 1849 и др.).Жизнь и творчество Шумана в 40-50-х гг. Протекали в чередовании подъемов и спадов, во многом связанных с приступами душевной болезни, первые признаки которой появились еще в 1833 г. Взлетами творческой энергии отмечены начало 40-х гг., конец дрезденского периода (в столице Саксонии Шуманы жили в 1845-50 гг.), совпавший с революционными событиями в Европе, и начало жизни в Дюссельдорфе (1850).

Шуман много сочиняет, преподает в открывшейся в 1843 г. Лейпцигской консерватории, с того же года начинает выступать как дирижер. В Дрездене и Дюссельдорфе он руководит также и хором, с увлечением отдаваясь этой работе. Из немногочисленных гастрольных поездок, осуществленных вместе с Кларой, наиболее продолжительной и принесшей много впечатлений, была поездка в Россию (1844). Начиная с 60-70-х гг. Музыка Шумана очень быстро стала неотъемлемой частью русской музыкальной культуры. Ее любили М. Балакирев и М. Мусоргский, А. Бородин и особенно Чайковский, считавший Шумана самым выдающимся современным композитором. Гениальным исполнителем фортепианных произведений Шумана был А. Рубинштейн.Творчество 40-50-х гг. Отмечено значительным расширением круга жанров.

Шуман пишет симфонии (Первую - "Весеннюю", 1841, Вторую, 1845-46. Третью - "Рейнскую", 1850. Четвертую, 1841-1-я ред., 1851 - 2-я ред.), камерные ансамбли (3 струнных квартета - 1842. 3 трио. Фортепианные Квартет и Квинтет. Ансамбли с участием кларнета - в т. Ч. "Сказочные повествования" для кларнета, альта и фортепиано. 2 сонаты для скрипки с фортепиано и др.). Концерты для фортепиано 1841-45), виолончели (1850), скрипки (1853). Программные концертные увертюры ("Мессинская невеста" по Шиллеру, 1851. "Герман и Доротея" по Гёте и "Юлий Цезарь" по Шекспиру - 1851), демонстрируя мастерство в обращении с классическими формами. Смелостью в их обновлении выделяются фортепианный Концерт и Четвертая симфония, исключительной гармоничностью воплощения и вдохновенностью музыкальных мыслей - Квинтет ми-бемоль мажор.

Одной из кульминаций всего творчества композитора явилась музыка к драматической поэме Байрона "Манфред" (1848) - важнейшая веха в развитии романтического симфонизма на пути от Бетховена к Листу, Чайковскому, Брамсу. Не изменяет Шуман и любимому фортепиано ("Лесные сцены", 1848-49 и др. Пьесы) - именно его звучание наделяет особой выразительностью его камерные ансамбли и вокальную лирику. Неустанными были поиски композитора в области вокально-драматической музыки (оратория "Рай и Пери" по Т. Муру - 1843. Сцены из "Фауста" Гёте, 1844-53. Баллады для солистов, хора и оркестра. Произведения духовных жанров и др.). Постановка в Лейпциге единственной оперы Шумана "Геновева" (1847-48) по Ф. Геббелю и Л. Тику, близкой по сюжетным мотивам немецким романтическим "рыцарским" операм К.

М. Вебера и Р. Вагнера, не принесла ему успеха.Большим событием последних лет жизни Шумана была его встреча с двадцатилетним Брамсом. Статья "Новые пути", в которой Шуман предрекал своему духовному наследнику великое будущее (он всегда с необычайной чуткостью относился к молодым композиторам), завершила его публицистическую деятельность. В феврале 1854 г. Сильный приступ болезни привел к попытке самоубийства. Пробыв 2 года в больнице (Эндених, близ Бонна), Шуман скончался. Большинство рукописей и документов хранится в его Доме-музее в Цвиккау (ГДР), где регулярно проводятся конкурсы пианистов, вокалистов и камерных ансамблей имени композитора.Творчество Шумана обозначило зрелый этап музыкального романтизма с его обостренным вниманием к воплощению сложных психологических процессов человеческой жизни.

Фортепианные и вокальные циклы Шумана, многие из камерно-инструментальных, симфонических произведений открыли новый художественный мир, новые формы музыкального выражения. Музыку Шумана можно представить себе как череду удивительно емких музыкальных мгновений, запечатлевающих изменчивые и очень тонко дифференцированные душевные состояния человека. Это могут быть и музыкальные портреты, точно схватывающие и внешнюю характерность, и внутреннюю сущность изображаемого.Многим своим произведениям Шуман давал программные названия, которые были призваны возбудить фантазию слушателя и исполнителя. Его творчество очень тесно связано с литературой - с творчеством Жан Поля (И. П. Рихтера), Т. А. Гофмана, Г. Гейне и др. Шумановские миниатюры можно сравнить с лирическими стихотворениями, более развернутые пьесы - с поэмами, новеллами, увлекательными романтическими повестями, где иногда причудливо переплетаются разные сюжетные линии, реальное оборачивается фантастическим, возникают лирические отступления и т.

Д. Гофмановский герой - безумный капельмейстер Иоганнес Крейслер, пугающий обывателей своей фанатичной преданностью музыке, - дал имя "Крейслериане" - одному из самых вдохновенных шумановских созданий. В этом цикле фортепианных пьес-фантазий, как и в вокальном цикле на стихи Гейне "Любовь поэта", возникает образ романтического художника, подлинного поэта, способного чувствовать бесконечно остро, "сильно, пламенно и нежно", иногда вынужденного скрывать свою истинную сущность под маской иронии и шутовства, чтобы потом раскрыть ее еще более искренне и сердечно или погрузиться в глубокое раздумье. Остротой и силой чувства, безумством мятежного порыва наделен Шуманом байроновский Манфред, в образе которого присутствуют и философско-трагедийные черты.

Лирически одушевленные образы природы, фантастических грез, старинных легенд и преданий, образы детства ("Детские сцены" - 1838. Фортепианный (1848) и вокальный (1849) "Альбомы для юношества") дополняют художественный мир великого музыканта, "поэта по преимуществу", как назвал его В. Стасов..

Значения в других словарях
Штрих

Многие термины являются общими в музыке и изобразительном искусстве. Относится к таким и слово штрих. Говорят об уверенных штрихах в рисунке, о штриховке. Конечно, штрихи в музыке - совсем не то, что карандашный штрих. Так называются способы извлечения музыкального звука - голосом или на инструменте. Главные штрихи - это стаккато, то есть отрывисто и легато - связно. На некоторых инструментах распространен штрих портаменто - ровно и протяжно, но звуки не связаны между собой. Исполнители на струн..

Шуберт Франц

( 31 I 1797, Лихтенталь, близ Вены-19 XI 1828, Вена) Доверчивый, откровенный, неспособный на предательство, общительный, разговорчивый в радостном настроении - кто знал его другим?Из воспоминаний друзейФ. Шуберт - первый великий композитор-романтик. Поэтическая любовь и чистая радость жизни, отчаяние и холод одиночества, томление по идеалу, жажда странствий и безысходность скитаний - все это нашло отзвук в творчестве композитора, в его естественно и непринужденно льющихся мелодиях. Эмоциональная..

Шютц Генрих

( 14 X 1585, Кёстриц, Тюрингия - 6 XI 1672, Дрезден) Отрада чужеземцев, светоч Германии, капеллы, избранных Учитель.Надпись на могиле Г. Шютца в ДрезденеГ. Шютц занимает в немецкой музыке почетное место патриарха, "отца новой немецкой музыки" (выражение его современника). С него начинается галерея великих композиторов, которые принесли мировую славу Германии, а также намечается прямой путь к И. С. Баху.Шютц жил в эпоху, редкую по насыщенности событиями европейского и мирового масштаба, период пе..

Щедрин Родион Константинович

( р. 16 XII 1932, Москва) О, будь же нашим хранителем, спасителем, музыка. Не оставляй нас. Буди чаще наши меркантильные души. Ударяй резче своими звуками по дремлющим нашим чувствам. Волнуй, разрывай их и гони, хотя на мгновение, этот холодноужасный эгоизм, силящийся овладеть нашим миром!Н. Гоголь. Из статьи "Скульптура, живопись и музыка"Весной 1984 г. В одном из концертов II Международного музыкального фестиваля в Москве прозвучала премьера "Автопортрета" - вариаций для большого симфоническог..

Дополнительный поиск Шуман Роберт Шуман Роберт

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Шуман Роберт" в словаре Музыкальный словарь, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Шуман Роберт, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "Ш". Общая длина 12 символа