Ансельм Кентерберийский

144

АНСЕЛЬМ КЕНТЕРБЕРИЙСКИЙ (Аnsеlm) (1033-1109) - теолог, представитель схоластического реализма, с 1093 - архиепископ Кентерберийский (Англия). Основные произведения - "Монолог", "Прибавление к рассуждению" ("Proslo-gion"), "Диалог о грамматике" и др. А.К. Продолжал скорее платоновскую, чем аристотелевскую, традицию в философии, поэтому его учение не являлось схоластическим в полной мере. Проблема соотношения веры и разума решалась А.К. В духе августианства. Вера предшествует разуму ("верю, чтобы понимать"). Однако, по А.К., разум с помощью искусства диалектики должен прояснить истину, которая содержится в положениях веры. А.К. Полагал, что рациональному доказательству доступны все "истины откровения". Диалектика оказывается, т.

Обр., своеобразным орудием веры. Христианское вероучение, с одной стороны, обусловливает исходные посылки диалектического рассуждения, а с другой - предопределяет и его конечные выводы. Попытка рационально обосновать догматы вероучения (сотворение мира из ничего, догматы Троицы, первородного греха, искупительной жертвы Иисуса и др.) осуществлялась А.К. На концептуальной основе философского "реализма". А.К. Выдвинул т. Наз. Онтологическое доказательство существования Бога. Он постулировал необходимость существования такого объекта, выше которого ничто помыслить нельзя. Из понятия Бога как максимального совершенства А.К. Выводил реальность его бытия. Отождествляя, по существу, мысль с бытием, выводя онтологию из логики, А.К.

Утверждал, что если Бог мыслится как совокупность всех совершенств - он вечен, всеведущ, всеблаг, бесконечен и т.д., - то он должен обладать и предикатом существования, иначе все совершенства окажутся мнимыми. А.К. Удалось сформулировать в логически чистом виде важную проблему. Можно ли осуществлять умозаключения от мышления к бытию, переходить от чистой мысли к фактическому существованию. А.К. Уделял также внимание этическим вопросам (например, свобода воли и свобода выбора), предложил свою концепцию истины (учение о рефе-ренциальной, препозициональной и актуальной истинах) на основе изучения семантической функциональности языка и поиска внутренних законов, управляющих языком. Теория языка Бога у А.К. Сопоставима с "логосом" Платона, и "Verbum" Августина (речь Бога - это точный образ природы вещей, соответственно, слова человека - неточные и неполные образы вещей).

Позиция "крайнего реализма" (см. РЕАЛИЗМ). А.К. Многократно подвергалась философской критике, начинал от его современников и до Канта. Однако значение его учения определяется, с одной стороны, рационализацией ав-густианства, а с другой, - разработкой концептуальной основы схоластической философии..

Значения в других словарях
Ансельм Кентерберийский

Ансельм (Anselm) Кентерберийский (1033, Аоста, Италия, ‒ 21.4.1109, Кентербери, Англия), теолог, представитель схоластики. ..

Ансельм Кентерберийский

Философ-схоластик, род. В Аосте, в Пьемонте, в 1033 г. Поступил в монастырь в 1060 г. По желанию благочестивой матери своей Эрменберги, в 1073 сделался настоятелем (приором) и схоластиком, в 1078 — аббатом нормандского монастыря Бек, куда привлекла его слава знаменитого Ланфранка, а в 1093 г. В качестве его преемника сделался епископом Кентерберийским в Англии. Его считают первым схоластиком. Несмотря на то, что исходной точкою для него была Библия и учение бл. Августина, что он держался в преде..

Ансельм Кентерберийский

СВ. (ок. 1033-1109), учитель церкви и архиепископ Кентерберийский. Родился в Аосте (Пьемонт, Италия) в знатной ломбардской семье. Вынужденный уйти из дома, поступил в известный монастырь в Беке (Нормандия), где в 1060 принял монашеский постриг, а в 1063 стал преемником своего учителя Ланфранка в звании приора. В 1078 был избран настоятелем аббатства и посетил владения своего монастыря в Англии, где приобрел множество друзей. После кончины Ланфранка, бывшего архиепископом Кентерберийским, король ..

Ансельм Кентерберийский

(Anselm of Canterbury) (1033 - 21.IV.1109) - ср.-век. Теолог и философ, "отец" ср.-век. Схоластики и мистики. Род. В Аосте (Италия). С 1093 - архиепископ Кентерберийский. В борьбе между светской властью и папством за инвеституру защищал идеи Григория VII о верховенстве папы против англ. Королей (дважды (1097-1100 и 1103-1106) за это изгонялся). В споре об универсалиях - реалист (идеалистич. Воззрение, считающее, что реально существуют лишь общие понятия - "универсалии"). А. К. Считал, что знание..

Ансельм Кентерберийский

(1033— 1109) — философ и теолог, сторонник крайнего реализма. Родился в г. Аоста (Италия), преподавал в школах Нормандии, большую часть жизни провел в Англии. С 1093 г. — главное лицо в англ. Церкви — архиепископ Кентерберийский. Отстаивал тезис о примате веры над разумом — «Верю, чтобы понимать», т.е. Для того чтобы верить, не обязательно понимать, но для того чтобы понимать, необходимо верить. В борьбе между светской властью и папством за инвеституру защищал идеи Григория VII о верховенстве па..

Ансельм Кентерберийский

(Anselm) (1033-1109) - теолог, представитель схоластического реализма, с 1093 - архиепископ Кентерберийский (Англия). Основные произведения. 'Монолог', 'Прибавление к рассуждению' ('Proslogion'), 'Диалог о грамматике' и др. А.К. Продолжал скорее платоновскую, чем аристотелевскую, традицию в философии, поэтому его учение не являлось схоластическим в полной мере. Проблема соотношения веры и разума решалась А.К. В духе августинианства. Вера предшествует разуму ('верю, чтобы понимать'). Однако, по А..

Анимизм

АНИМИЗМ (лат. Anima, animus - душа, дух) - система представлений о якобы реально существующих особых духовных, невидимых существах (чаще всего двойниках), которые управляют телесной сущностью человека и всеми явлениями и силами природы. При этом душа обычно связывается с конкретным отдельным ее носителем. Человеком, животным, предметом, растением, а дух представляется самостоятельным, оторванным от конкретного носителя существом, способным влиять на различные предметы. Сам термин А. Впервые ввел..

Аномия

АНОМИЯ (франц. Anomie - отсутствие закона, организации) - философско-социологическое понятие, используемое для обозначения состояния общества, при котором отсутствие или неустойчивость регулирующих отношения между индивидами и обществом императивов и правил приводит к тому, что большинство населения оказывается "вне" общества, вступая в конфронтацию с ним. Проблема А. Был поставлена Дюркгеймом в книге "О разделении общественного труда", где в ходе анализа "ненормальных" форм этого разделения, бы..

Антиномии Чистого Разума

АНТИНОМИИ ЧИСТОГО РАЗУМА - в "Критике чистого разума" Канта - противоречащие друг другу утверждения о космологических идеях. Развивая учение о разуме, как высшей познавательной способности, доводящей синтез, начатый еще рассудком, до безусловной законченности, Кант вводит в своей трансцендентальной диалектике понятие "идей разума" (включающих системы психологических, космологических и теологических идей) - идей трансцендентальных. В отличие от категорий рассудка, "идеи разума" представляют собой..

Антиномия

АНТИНОМИЯ (греч. Antinomia - противоречие в законе) - форма существования и развития противоречия в познании. Противоречие, образуемое двумя суждениями (умозаключениями, законами), каждое из которых признается истинным. Употребление термина А. Первоначально имело место в юридических документах. Этим термином обозначалось противоречие между двумя юридическими законами или двумя положениями (тезисами) одного и того же закона (Квинтилиан в 1 в. Позднее - Плутарх, Августин и др.). Так, в кодексе имп..

Ансельм Кентерберийский

(1033 – 1109) – католический теолог и философ умеренно креационистского направления, архиепископ, представитель ранней схоластики августиновского толка, церковный деятель, вел борьбу за независимость церкви против королей Англии. Развил т.н. «онтологическое доказательство бытия бога», выводя бытие бога из самого понятия бога. Предпосылку познания видел в вере. “верую, чтобы понимать”.. ..

Дополнительный поиск Ансельм Кентерберийский Ансельм Кентерберийский

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Ансельм Кентерберийский" в словаре Новейший философский словарь, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Ансельм Кентерберийский, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "А". Общая длина 23 символа