Атман

151

АТМАН (санскр. - дыхание, душа, я-сам) - в древнеиндийском религиозном умозрении и исходящих из него учениях - понятие, обозначающее всепроникающее субъективное индивидуальное духовное начало, "Я", душу. Учение об А. Излагается в Упанишадах, где А. - понятие, производное от смыслообразов пуруши и праны и в определенном отношении тождественное с ними, т.к. И пуруша (вселенский человек) и прана (дыхание) обозначают исходное начало и основу, "опору" жизни и мироздания. Смысл понятия А. Подвижен и приобретает различные оттенки в контексте связи с другими понятиями. А. - это и дыхание, и основа жизни, и человеческая душа. Отдельно взятое понятие А. Не раскрывает проблему единого и многообразного. Решение этой проблемы осуществляется через взаимосвязь понятий А.

- Брахман, где А. Наделяется смыслом единичного, субъектного проявления Брахмана, как всеобщего начала. Определения основания как первичной реальности словами А. - Брахман означает ее характеристику с двух сторон. Субъектной и субъективной (А.) и объективной (Брахман). При этом соотносительность понятий А. И Брахмана носит многоуровневый характер. Когда А. Отождествляется с телесным субъектом - Брахман символизирует космос. Когда А. Выражает субъективное, мысленное или жизненное "Я" - Брахман предстает как космическая душа (хираньягарбха), когда А. Раскрывает смысл индивидуального, субъективного самопознания (интеллектуальное "Я", праджня) - Брахман несет в себе смысл самопостигающего и всепостигающего абсолюта (самосознающий ишнавара).

Наконец, на высшем уровне, когда субъект и объект слиты воедино, А. Становится высшим Брахманом, или блаженством. Связь понятий А. - Брахман в гносеологическом аспекте выражает признание самостоятельности и относительной обособленности души от телесной оболочки и от конкретного объектного воплощения (А. Скрыт и в "Я" человека, и в "Я" всех других существ, и в абсолюте, Брахмане), характеризует высшую форму познания - самопознание как блаженство, где А. И Брахман слиты воедино. Через взаимосвязь понятий А. - Брахман в Упанишадах также предпринимается попытка установить функциональную связь между дыханием и мысленно-чувственными процессами, представить познание как синкретичный процесс восприятия внутреннего состояния и внешнего мира..

Значения в других словарях
Атман

(санскр. — душа, дух) термин индийской философии, в частности системы Веданта, обозначающий мировой дух. А. — синоним Брахмана. ..

Атман

АТМАН - одно из центральных понятий индийской философии и религии индуизма, индивидуальное (субъективное) духовное начало. Начиная с упанишад и особенно в веданте утверждается тождество атмана с брахманом - космическим (объективным) духовным началом.. ..

Атман

АТМАН, одно из центральных понятий индийской философии и религии индуизма, индивидуальное (субъективное>) духовное начало. Начиная с упанишад и особенно в веданте утверждается тождество Атмана с брахманом - космическим (объективным) духовным началом.. ..

Атман

[санскр. Atman - дыхание, дух] - в индуизме (ИНДУИЗМ). Глубинная сущность личности, не изменяющаяся при реинкарнации (РЕИНКАРНАЦИЯ), наивысший дух.(Источник. "Словарь иностранных слов". Комлев Н.Г., 2006). ..

Атман

Сущ., кол-во синонимов. (3). ..

Атман

Одно из центральных понятий индийской философии и религии индуизма, индивидуальное (субъективное) духовное начало. Начиная с упанишад и особенно в веданте утверждается тождество атмана с брахманом - космическим (объективным) духовным началом.. ..

Атман

(Attman), Артур (р. 31.X.1910) - швед. Историк, специалист в области швед.-рус. Экономич. Отношений в 16 и 17 вв. В 1947-49 - ректор нар. Семинарии в Линчёпинге. С 1954 - проф. Экономич. Истории в Гётеборгском ун-те. В 1958-59 А. Работал в архивах СССР, собирая материал по рус.-швед. Отношениям. В своих работах А. Придает большое значение рус. Торговле на Балтике в 16 в., подчеркивая растущую роль рус. Рынка для швед. И европ. Торговли того времени.Соч. Den ryska marknaden i 1500-talets baltiska..

Астрология

АСТРОЛОГИЯ (греч. Astron - звезда и logos - учение) - специфическая система взглядов на Космос, природу и человека в их эволюционном движении. Основополагающая идея А. Состоит в том, что пространственно-временная организация явлений и объектов анизатропна, и каждый момент времени уникален по своим глубинным проявлениям. Следовательно, согласно А., изучая особенности моментов времени, можно определить тенденции дальнейшего развития тех или иных явлений и объектов. На этом основаны анализ и предск..

Атеизм

АТЕИЗМ (греч. А - отрицание и theos - Бог. Буквально - безбожие) - философско-материалистическое учение. А., с одной стороны, постулирует несостоятельность всякой религии как фантастического, искаженного отражения действительности, отвергает веру в реальность существования всего сверхъестественного, богов, духов, потустороннего мира, воскресения из мертвых, бессмертия души, ее переселения из одних существ в другие, отрицает возможность сотворения мира и всего сущего из ничего, а с другой признае..

Атомистика

АТОМИСТИКА, атомизм - в первоначальном узком смысле слова А. - учение о дискретном (прерывном) строении материи. В зависимости от контекста термин "атомизм" может обозначать дискретность объекта, его свойств, процессов и т. П. Например, атомы электричества, атомы (кванты) действия, кванты света (фотоны), атомы пространства и времени, логический и социальный атомизм. Как философское учение, А., связанная не только с проблемой структуры бытия, но и с так называемым основным вопросом философии, мож..

Атрибут

АТРИБУТ (лат. Attribuo - придаю, наделяю) - неотъемлемое свойство объекта, без которого он не может ни существовать, ни мыслиться. Еще Аристотель отличал постоянный А. От случайных, преходящих состояний, так называемых акциденций. Декарт рассматривал А. Как основное свойство субстанции. Важнейшим А. Телесной субстанции в учении Декарта является протяженность, а А. Духовной субстанции является мышление. Философы - материалисты 18 в. Важнейшими А. Материи считали протяженность и движение. А. Матер..

Атман

(санскр. Atman - сам себя. Тело. Сущность, душа, дух, мировой дух) - кардинальное понятие инд. Мысли, означающее безначальное и непреходящее, "субстанциональное" духовное начало индивида, онтологически внеположенное его телу и всей психоментальной структуре. Первые свидетельства об А. Как о духовно- сущностном начале человека содержатся в Атхарваведе (Х.2.32) и в др. Гимне того же собрания, где достигший совершенства в воздержании знает того А., который мудр, непреходящ и "вечно юн" (Х.2.43- 44)..

Атман

..

Атман

В общеязыковом значении существительное, выполняющее функцию возвратного местоимения в именительном и косвенных падежах, т. Е. "сам, сам себя. Собою" и пр. Отсюда очень рано, уже в упанишадах, развилось общекатегориальное философское значение. Рефлексия, положенная как нечто сущее. Все прочие содержательные и предметные употребления этого термина в философии суть результат истолкования и применения этого значения в согласии с нек-рыми предпосылками. В самом широком смысле А. Чего-то или (гораздо..

Атман

Атман (кит. Во - субстанциальное "Я").. ..

Атман

(санскр. Âtman), одно из кардинальных понятий в религиозно-мифологической системе индуизма.В ведийской литературе употребляется как местоимение («я», «себя»), затем в значении «тело» и, наконец (прежде всего в упанишадах), - как обозначение субъективного психического начала, индивидуального бытия, «души», понимаемых и в личном, и в универсальном планах. В последнем значении А. Выступает в индуистской мифологии и философии всеобщей основой и первопричиной, пронизывая всё сущее. Он непостижим и не..

Дополнительный поиск Атман Атман

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Атман" в словаре Новейший философский словарь, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Атман, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "А". Общая длина 5 символа