Белл

193

БЕЛЛ (Bell) Даниел (р. 1919) - американский философ и социолог, профессор Гарвардского университета. Основные сочинения. "Новое американское право" (1955), "Конец идеологии. Истощение политических идей в 50-х годах" (1960), "Марксистский социализм в Соединенных Штатах" (второе издание, 1967), "Грядущее пост-индустриальное общество. "Опыт социального прогнозирования" (1973), "Культурные противоречия капитализма" (1976), "Социальные науки после Второй мировой войны" (1982) и др. В конце 30-х и в 40-е принимал участие в леворадикальном движении, а затем, в начале 50-х, эволюционировал к либеральному реформизму, и, наконец, в 60-е перешел на позиции неоконсерватизма. В 1955 Б. Вместе с И. Кристолом и Д. Мойнихеном основал журнал "The Public Interest".

Б. - один из наиболее выдающихся представителей сциентистско-технократического направления социальной философии. В 1960 Б. Выступил одним из основных авторов (одновременно с Ароном) концепции деидеологизации, ставшей истоком теории индустриального общества. Согласно Б., центральными переменными, обуславливающими тенденции, динамику и направленность развития индустриального общества, являются труд и капитал, а противоречия между ними составляют основной источник его развития. Основным инструментом оптимизации такого общества, а также управления существующими в нем организациями и предприятиями выступает машинная технология. Технологии как инструментальные способы рационального действия являются главным детерминантом общественного развития.

Само же развитие технологии происходит рывками. Более того, можно выделить целые эпохи в ее автономном саморазвитии, в рамках которых происходят разнообразные социальные трансформации. Хотя технологические революции идеальны в своих теоретических основаниях, их символами и одновременно носителями выступают вполне реальные материально-вещные формы, например, для постиндустриального общества эта "вещь" - компьютер. В. Вводит в свою философско-социологическую концепцию в качестве теоретико-методологического основания т.наз. "осевой принцип". Суть его заключается в том, что различные типы общества развиваются в контексте определенной стержневой линии, обуславливающей социальный, экономический, культурный и политический облик их осмысления.

В зависимости от выбора основной оси, согласно Б., исторический процесс можно, например, рассматривать как смену форм собственности и соответствующих им общественных формаций. И тогда правомерна его интерпретация в терминах "феодализм", "капитализм", "социализм". Если же вместо данного измерения использовать иной "осевой принцип", где "главная стержневая линия" - статус и историческая роль человеческих знаний, то социальная эволюция выглядит совершенно иначе. Доиндустриальное - индустриальное - постиндустриальное общество. В отличие от индустриального общества, в постиндустриальную эпоху именно знание выступает по Б., основным источником богатства и власти, поэтому решающим средством управления выступают уже не машинные, а интеллектуальные технологии.

В наступающем столетии определяющее значение будет иметь становление системы телекоммуникаций. Для понимания сущности и характера "телекоммуникационной революции", играющей решающую роль в организации и обработке информации и знаний, особенно важны три аспекта. 1) переход от индустриального к "сервисному обществу". 2) первостепенное значение кодифицированного теоретического знания для осуществления технологических нововведений. 3) превращение новой интеллектуальной технологии в ключевой инструмент системного анализа и теории принятия решений. Взаимодействие этих трех аспектов предопределяет громадное значение теоретического знания в качестве "осевого принципа" постиндустриального общества. Одновременно в контексте проблемы "направляющей и определяющей" силы социальных изменений этого общества возрастает значимость того, что оно становится все более открытым и индетерминированным, а также увеличивается его "социальная плотность".

Признавая, что знания и информация становятся стратегическими ресурсами и агентами трансформации постиндустриального общества, Б. Вместе с тем стремится избежать упреков в приверженности технологическому детерминизму. Поэтому он формулирует концепцию многоаспектности социального организма. В этой концепции каждая из сфер - экономика, социальная жизнь, культура, политика - развивается по особым, только ей присущим законам. Поэтому эти сферы способны не только взаимодействовать, но и противостоять друг другу. В частности, "информационное общество" в силу нарастающих культурных противоречий может оказаться перед опасностью еще более глубокого разрыва между культурной и социальной жизнью. Возрастает противоречие между весьма нежелательной и опасной для развития общества "революцией растущих притязаний", и, вытесняемой ею, но действовавшей прежние десятилетия "революцией растущих ожиданий".

Самые существенные причины этих нежелательных революций, считает Б., заключаются как в непомерном уровне требований, предъявляемых их поборниками, так и в том, что они носят всеобщий характер. Это нарушает установленный в обществе порядок, расшатывает социальную устойчивость, порождает многочисленные межгрупповые конфликты. Следствием такой ситуации становится политическая нестабильность, дополняемая нестабильностью экономической. Лучшими средствами для искоренения этих нестабильностей выступают рыночная система организации экономики и основанные на философии неоконсерватизма принципы порядка и устойчивости, активно внедряемые в жизнь современного общества..

Значения в других словарях
Белл

I(Bell) Александер Грейам (3.3.1847, Эдинбург, Шотландия, — 2.8.1922, Баддек, провинция Новая Шотландия, Канада), один из изобретателей телефона. Окончил Эдинбургский и Лондонский университеты. В 1870 семья Б. Переехала в Брантфорд (провинция Онтарио, Канада). В 1872 Б. Открыл в Бостоне учебное заведение по подготовке преподавателей для школ глухих. С 1873 профессор физиологии органов речи Бостонского университета (США). В 1876 получил в США патент на изобретённый им телефон, а в 1877 — дополнит..

Белл

БЕЛЛ Даниел (родился в 1919), американский социолог. Один из авторов концепций деидеологизации и постиндустриального общества.. ..

Белл

• БЕЛЛ (Bell) Александр Грэхем (1847-1922), ученый, уроженец Шотландии, изобретатель ТЕЛЕФОНА. Первоначально работал со своим отцом, который изобрел систему обучения для глухих. В 1870 г. Семья переехала в Канаду, где Белл преподавал речь в Бостонском университете (1873-77). Итогом его работ по передаче звука при помощи электричества стала первая демонстрация телефона в 1876 г. Уже в 1877 г. В США была организована фирма «Белл Телефон».. ..

Белл

(bell) Александер Грейам (1847–1922), изобретатель телефона. Шотландец по происхождению. Жил и работал в США. Изучая акустику и физику речи, создал несколько приборов для демонстрации глухим артикуляции речи. В 1876 г. Получил патент на телефон.В последующие годы совместно с другими исследователями опубликовал ряд приоритетных работ в области записи и воспроизведения звука.А.Белл. ..

Белл

(Bell), Джон (1691-1780) - мемуарист. По национальности шотландец. В 1714-47 - на рус. Службе. Оставил записки (изд. В Глазго в 1763) о путешествиях через Россию в Иран, Китай, Турцию, содержащие много этнографич. Сведений и данных о городах России. Заслуживает внимания положит. Оценка прогрессивной деятельности Петра I.Соч. Белевы путешествия через Россию в разные асиятские земли, ч. 1-3, СПБ, 1776.. ..

Белаблоцкий

БЕЛАБЛОЦКИЙ (Белобоцкий) Андрей (до православного крещения Ян) Христофорович (2-я пол. 17 - нач. 18 в.) - белорусско-русский поэт и философ. Окончил слуцкую кальвинистскую гимназию, учился во Франции, Италии, Испании, Фландрии. Был кальвинистским проповедником в Слуц-ке, преподавателем в Могилеве. Из-за преследования иезуитами переехал в Смоленск, в 1681 - в Москву, где принял православие. В Москве занимался переводческой и литературно-педагогической деятельностью. Был в составе китайского посол..

Белинский

БЕЛИНСКИЙ Виссарион Григорьевич (1811-1848) - русский литературный критик и публицист, философ. В 1829-1832 - студент словесного отделения философского факультета Московского университета. В 1830 написал драму "Дмитрий Калинин". Курс в университете не закончил (в 1832 уволен), занялся публицистикой. В 1832 организовался кружок Станкевича, в который вошел и Б. Сблизился с Бакуниным, который ввел его в круг идей Фихте и Гегеля. Один из ведущих представителей западничества. В 1834-1836 Б. - критик ..

Белорусская Философия

см. ФИЛОСОФИЯ БЕЛАРУСИ.. ..

Белый

БЕЛЫЙ Андрей (псевдоним. Настоящее имя - Борис Николаевич Бугаев) (1880-1934) - русский поэт, философ, филолог, литературный критик. Родился в семье профессора математики Н.В. Бугаева. В 1903 окончил естествоведческое отделение математического факультета Московского университета. Основательное изучение работ Ч. Дарвина, философов-позитивистов сочеталось у Б. С не менее страстным увлечением антропософией Р. Штейнера (с 1912 по 1916 Б. Находился за границей) и софиологией В. Соловьева, философией ..

Дополнительный поиск Белл Белл

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Белл" в словаре Новейший философский словарь, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Белл, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "Б". Общая длина 4 символа