Бернштейн

191

БЕРНШТЕЙН (Bernstein) Эдуард (1850-1932) - теоретик и деятель европейского социал-демократического движения. В 1872 примкнул к немецким социал-демократам. В 1881-90 редактировал центральный печатный орган социал-демократической партии газету "Социал-демократ". С 1902 входил в состав социал-демократической фракции рейхстага. В 1917 вместе с Каутским участвовал в создании "Независимой социал-демократической партии". Принимал активное участие в деятельности II Интернационала. Автор ряда работ по теории и истории социалистического движения. Основные сочинения. "Проблемы социализма" (серия статей, 1896-1898), "Проблемы социализма и задачи социал-демократии" (1899), "Очерки по истории и теории социализма. Сборник статей" (1890-1899), "В защиту свободы науки.

Сборник статей" (1898-1899), "Возможен ли научный социализм?" (1901), "Социализм" (1922) и др. В конце 19 в. Б. Поставил вопрос о статусе и действенности марксистского социализма в новой исторической ситуации. Б. Призвал отказаться от революционного толкования материалистической диалектики, утверждая, что основной принцип социального развития, особенно сложных систем, - эволюционный. Считал, что в усложнившемся по своей структуре современном обществе возможно лишь постепенное преобразование экономических, политических и других социальных институтов, а любая попытка насильственно прервать эту постепенность, чревата кризисом или катастрофой. По мнению Б., процесс концентрации производства в промышленности замедляется, а в сельском хозяйстве практически не происходит, монополии устраняют анархию производства и ведут к исчезновению глобальных экономических кризисов, развитие акционерных компаний ведет к "демократизации капитала", т.к.

Распространение акций является средством для совладения собственностью для широких слоев населения. Б. Пытался доказать, что собственность в своей корпоративной форме есть признак наступающего процесса, при котором класс капиталистов постепенно вытесняется административной стратой, интересы которой совпадают с интересами большинства общества. В вопросе собственности Б. Придерживался мнения, что "коллективная собственность" разовьется не вследствие насильственного уничтожения капиталистической собственности, а через постепенное обобществление, под которым Б. Понимал создание "общественных и товарищеских предприятий", основанных на кооперативных началах. Допускал возможность при социализме частной собственности на мелкие и средние предприятия, но исходной формой социалистических общественных отношений считал кооперацию, кооперативную собственность, а не огосударствление средств производства и т.н.

Общественное присвоение, которое "имело бы последствием безграничную трату производительных сил, бессмысленную экспериментацию и бесцельное насилие...". Б. Одним из первых среди социалистов поставил вопрос о саморазвитии и приспособляемости капитализма, результатом которых является изменение содержания классовой борьбы (затухание и поиск социальных компромиссов), демократизация форм капиталистической собственности и государства, сохранение мелких и средних предприятий, повышение и выравнивание жизненного уровня различных социальных слоев и групп, большая доступность образования, возможность создания на производстве самоуправленческих структур и т.д. В развитии демократии Б. Видел не только средство, но и цель, сущность социализма.

Отсюда вытекали, по мнению Б., и следующие задачи социал-демократии. Постепенная социализация частной собственности, демократизация общественных институтов, т.к. Партия не может уповать на грядущий всеобщий кризис капитализма, ибо экономическое развитие свидетельствует о стабилизации капиталистического хозяйства. Новые социально-экономические реалии, утверждал Б., опровергли тезис Маркса и Энгельса о политической революции как единственно действенном средстве преобразования капиталистического общества и диктатуре пролетариата как необходимом и достаточном средстве переустройства экономики на социалистических принципах. Эти реалии, по Б., свидетельствуют о том, что движение к социализму возможно только реформаторским путем.

Отсюда и знаменитый, столь часто критикуемый в прошлом революционными марксистами, лозунг "конечная цель - ничто, движение - все", в содержание которого сам Б. Вкладывал следующее. Чтобы придти к "конечной цели" - к социализму - необходимо иметь ряд соответствующих предпосылок (рабочий класс должен созреть до своей эмансипации), которые создаются лишь в процессе "движения". Поэтому марксистское понимание социализма, в котором политическое и экономическое освобождение пролетариата осуществляется исключительно в ходе революционного захвата власти, является лишь абстрактной, лишенной конкретно-исторического содержания схемой. Эти мысли были продолжены Б. В работе "Возможен ли научный социализм?", где было показано, что рассмотрение социализма как цели и неизбежного результата общественного развития за рамками социалистической доктрины и социалистического движения бессмысленно, т.к.

Социальные науки (в частности, социология) не в состоянии с достоверностью естественнонаучного знания обосновать, что общественный строй, за установление которого борются социал-демократы, наступит при любых условиях и обстоятельствах. Социализм, являясь учением о будущем обществе, в силу этого не поддается строго научному исследованию и доказательству, ибо основа всякой действительной науки - опыт, которого социалистическая доктрина не имеет. "...Поэтому термину "научный социализм" я предпочел бы другое понятие, которое могло бы достаточно ясно выразить ту мысль, что социализм зиждется на основах научного познания, признает науку своим конститутивным элементом, но при этом не претендует на статус научного знания, близкого к созданию завершенной системы представлений о социализме".

Взгляды Б. На теоретические проблемы социализма, на перспективы социалистического движения критиковались радикальным крылом этого движения - революционными социалистами (Ленин, Плеханов, Ф. Меринг, Р. Люксембург и др.). В среде которых ревизия Б. Отдельных положений Маркса и Энгельса была воспринята как полный отказ от теории и метода марксизма, а его социалистическая программа - как альтернативная не только идеям марксистского социализма, но и социализма вообще. У Б. Было много последователей, прежде всего среди германской социал-демократии, во Франции - мильеранисты, в России - "легальные марксисты" (Струве), "экономисты" (С. Прокопович, Е. Кускова). В современном социал-демократическом движении существует немало сторонников Б., он считается классиком современного социализма на Западе, положившим начало размежеванию реалистической и утопической традиции в социалистической теории.

Его идеи легли в основу концепции демократического социализма - наиболее распространенной теории социалистического реформаторства..

Значения в других словарях
Бернштейн

IБернште́йн Николай Александрович [24.10(5.11).1896, Москва, — 16.1.1966, там же], советский психофизиолог и физиолог, создатель нового направления исследований — физиологии активности. Окончил медицинский факультет (1919), а затем прослушал курс математического факультета Московского университета. В 1922 организовал лабораторию биомеханики (См. Биомеханика) в Центральном институте труда, позднее во Всесоюзном институте экспериментальной медицины. Был также организатором и руководителем лаборато..

Бернштейн

БЕРНШТЕЙН Николай Александрович (1896-1966), нейро- и психофизиолог, член-корреспондент АМН СССР (1946). Исследования Берн-штейна по физиологии движения -теоретическая основа современной биомеханики. Некоторые его идеи предвосхитили ряд положений кибернетики. Кн. "О построении движений" (1941). Государственная премия СССР (1948).2.. ..

Бернштейн

БЕРНШТЕЙН (Bernstein) Эдуард (1850 - 1932), один из лидеров германской социал-демократии, идеолог реформизма. Во 2-й половине 90-х гг. Выступил с критикой теоретических основ марксизма. Бернштейн отвергал научное обоснование социализма, который считал этическим идеалом. Выдвинул программу реформ капитализма и компромиссов с буржуазией ("Конечная цель - ничто>, движение - все").. ..

Бернштейн

БЕРНШТЕЙН Игнац (Bernstein, 1836-1909) - известный собиратель еврейских пословиц. В 1908 вышли его «Jud. Sprichworter u. Redensarten» (Warschau, 1908), представляющие большую научную ценность. Дополнением к названной работе является сборник пословиц «Erotica et Rustica». Б. Собрал богатейшую библиотеку по фольклору, перешедшую после смерти Б. К Краковской академии наук.Библиография. Ц(инберг) С., Еврейская энциклопедия, т. IV, 229-230. Reizen Z., Lexikon fun der jidischer Literatur, 2 Aufl., B...

Бернштейн

Бернштейн Эдуард (Bernstein) (1850-1932). Один из лидеров оппортунистического крыла германской социал-демократии и II Интернационала, идеолог ревизионизма. В 1881-1890 гг. - редактор центрального органа социал-демократической партии - газеты "Социал-демократ". В конце 90-ых годов выступил с книжкой "Предпосылки социализма", в которой подверг теоретической ревизии учение Маркса. С точки зрения Бернштейна учение Маркса в целом ряде пунктов оказалось научно несостоятельным. Такими пунктами Бернштей..

Бернштейн

(Bernstein), Эдуард (6.I.1850 - 18.XII.1932) - один из лидеров оппортунистич. Крыла герм. С.-д. И 2-го Интернационала, провозвестник и идеолог ревизионизма. Будучи банковским служащим, Б. В 1872 примкнул к социал-демократии. Испытал влияние вульгарного материалиста К. Е. Дюринга. В 1878 после принятия Исключительного закона против социалистов Б. Вместе с К. Хёхбергом и К. Шраммом выступил с призывом к отказу от революц. Борьбы и требовал приспособления к бисмарковскому режиму. Под влиянием остро..

Бернар Клервоский

БЕРНАР КЛЕРВОСКИЙ (Bernard de Clairvaux, 1091-1153) - классик европейского мистицизма, теолог. Родился в знатной бургундской семье, в юности писал светскую лирику. В 1113 поступает в цистерцианский монастырь (аббатство Сито), в 1115 24-летний Б.К. Основал аббатство Клерво и был посвящен в его аббаты знаменитым мистиком - Вильгельмом из Шампо, основателем оплота французской мистики - монастыря Сент-Виктора. В звании аббата Клерво прожил всю жизнь, отказавшись от восхождения по иерархии клира. Аск..

Бернхэм

БЕРНХЭМ (Вurnham) Джеймс (1905-1987) - американский социолог и историк гуманитарного знания, сформулировавший теорию "революции управляющих" (одноименная книга "The Managerial Revolution", 1941). Другие сочинения. "Сдерживание или освобождение?" (1953), "Самоубийство Запада" (1964), "Война, в которую мы вовлечены" (1967), "Грядущее поражение коммунизма" (1968) и др. Б. Полагал, что именно "новый господствующий класс" Запада (высшие инженеры и администраторы-менеджеры), осуществляющий управленчес..

Бесконечное

БЕСКОНЕЧНОЕ - философская категория для характеристики бытия в его целостности и структурной расчлененности, его пространственных и временных, качественных и количественных свойств, видов и форм движения и развития. Проблема Б. Была поставлена в самых первых учениях различных направлений мировой философии, и впоследствии постоянно обогащалась достижениями математики, астрономии, физики и других естественных наук. В европейской философии одним из первых к проблеме Б. Обратился Анаксимандр в своем..

Бесконечное Логическое

БЕСКОНЕЧНОЕ ЛОГИЧЕСКОЕ - понятие диалектической логики, введенное грузинским философом С.Б. Церетели (1907-1966). Б. Л., по определению Церетели, "есть то, отрицание чего утверждает его же. Точнее. Это есть утверждение чего-либо отрицанием его же". Так, говоря, что нет убеждений, мы высказываем убеждение, т.е. Подтверждаем существование убеждений. Б.Л. Противоположно конечному логическому. Согласно Церетели, на категорию конечного логического опираются и ее выражают аристотелевы положения о зако..

Дополнительный поиск Бернштейн Бернштейн

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Бернштейн" в словаре Новейший философский словарь, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Бернштейн, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "Б". Общая длина 9 символа