Бессмертие

222

БЕССМЕРТИЕ - понятие, обозначающее преодоление смертности и забвения человека и человеческого рода. В обыденной жизни, в религиозной, философской и научной литературе употребляется в различных смыслах. Можно выделить следующие наиболее часто употребляемые смыслы и соответствующие им виды Б. Действительное душевно-телесное продолжение жизни индивида после смерти (личное Б.). Существование после смерти некой безличной психической сущности, которая поглощается абсолютной духовной субстанцией, Богом (метафизическое В.). Достижение на земле или в человеческом разуме некоторого вечного, непреходящего качества жизни (идеальное Б.). Перевоплощение живущих на этой земле индивидов в будущие человеческие или другие живые формы (Б.

Как реинкарнация или переселение душ). Осуществление природно-биологической бесконечности человека, продолжение человеческой жизни через потомство (биогенетическое Б.). Включение в вечный кругооборот природы субстрата человеческой телесности (материальное, физико-химическое Б.). Бесконечное воздействие, влияние жизни и творчества когда-то жившего человека на умы, поступки и деятельность последующих поколений (социокультурное Б.). Проявление значимости последствий прошлых событий человеческой истории в настоящем и сколь угодно далеком будущем (историческое Б.). Психологически каждый из видов Б. Связан с надеждой на иммортализацию, преодоление смертности либо через продолжение жизни в потомстве (биогенетическое Б.), либо через продолжение своей жизни в результате своей деятельности (социокультурное и историческое Б.), либо через различные формы трансцендентной связи с вечными духовными сущностями и ценностями (метафизическое и идеальное Б.) и т.д.

Вера человека в Б. И стремление к нему играют роль своеобразного психологического и ценностно-мировоззренческого гаранта цельности родового человеческого бытия и существования незыблемых высших ценностей и смыслов. Они обеспечивают психологическую защиту человека от страха смерти и дают ему возможность жить полноценной жизнью, не взирая на знание неизбежности своей смерти. Истоки представлений о Б. Уходят в мифологическое сознание, приписывающее свойство Б. Сверхъестественным силам и персонифицированным божествам. Древнегреческая мифология начинает истолковывать Б. Не только как атрибут богов, но и как награду, дарованную богами героям за подвиги и человеческое совершенство (мифы о Геракле, Менелае и т.п.).

Обычные же люди в древнегреческих мифах уходят в могилу, их тело превращается в тлен, а безликие и бессильные души вечно скитаются призраками в подземном царстве. У индусов и египтян была распространена вера в то, что в момент смерти якобы происходит переселение души из одного тела в какое-либо другое. Буддизм включил эту веру в учение о сансаре и карме, согласно которым общественное положение человека есть результат деятельности его души в предыдущих перевоплощениях. Иудаизм в понятие Б. Ввел представление о воскрешении мертвых в судный день, перешедшее затем в христианскую и исламскую религии. В некоторых христианских текстах (например, в Послании апостола Павла) содержится представление о том, что воскрешение мертвых для будущей жизни произойдет в телесном виде.

Эта наивная идея в дальнейшем получила более сложную интерпретацию. В догмате о воскресении Христа его Б. Трактуется как чудесное Божественное озарение также и тела Христова естественными и сверхъестественными способностями, которые позволяли ему чувствовать себя свободно и в посюстороннем, и в потустороннем мире. Нечто подобное, согласно христианской религии, должно произойти и с человеком, после второго пришествия Христа и дня Страшного суда. Протестантская церковь выдвигает положение о том, что воскресение ведет к восстановлению не физического тела, а некоего его энергетического эквивалента. Утверждается, что в христианстве нет никакого возражения против гипотезы, что деятельность души создает тело, которое в дальнейшем будет орудием ее жизни, тело, которое в то же время будет отличаться от наличного физического тела, хотя в определенной степени и будет находиться в отношении преемственности к последнему.

Таким образом, идея личного Б. В христианстве связывается не только с духовным, но и определенным телесным Б. Религия разрабатывает скорее вероучение не о Б. (иммортализме), а о послесмер-тии (постмортализме), освящая реальную смерть и сохраняя одновременно толкование Б. Как атрибута Бога. Философские учения античности и на Западе, и на Востоке рассматривали Б. Как естественное состояние единой субстанции, обладающей космическим разумом. Метафизический принцип Б. Человеческой души впервые в философии был обоснован Платоном. В диалоге "Федон" Платон утверждал, что душа безначальна и бессмертна. Ортодоксальные теистические концепции средневековой философии признавали Б. Души как проявление божественного начала в человеке.

Идея личного Б. Прорабатывалась в европейской философии 17-18 вв. Лейбниц связывал Б. Души не только с Богом, но и с бесконечным многообразием индивидуальных монад, образующих субстанцию. Он считал абсурдным признание некоего безликого духа, в котором бесчисленные души тонут, как капли в океане. Безликость такого духа, по Лейбницу, обезличивает и связанные с ним души, лишает их индивидуальности и неповторимости личностного начала. Б. Жизни, с его точки зрения, находит объяснение в идее преформизма, согласно которой семенной зародыш организма не что иное как его микроскопическая копия, передающаяся бесконечно из поколения в поколение. Конкретная телесная оболочка организма стареет и разлагается, но монада (душа), согласно Лейбницу, не теряя ни одного мига времени, организует другую.

Кант разрабатывал понятие идеального Б. Как принципа осуществления высшего морального закона (категорического императива) в бытии человеческого рода, гарантом чего, по его мнению, выступала вера в существование Бога. В философии Гегеля понятие о Б. Отождествлялось с законом вечного ритма бытия абсолютной идеи. Осуществлением необходимости через непрерывное превращение возможного в действительное. Традиционная вера в личное Б. В гегелевском учении уступала место выявлению вечного непреходящего в жизни человека. Представление о воображаемых небесах заменялось понятием о Б. Абсолютной идеи. Философия марксизма разрабатывала представление о Б. Как вечном кругообороте материи со всеми присущими ей атрибутами и возможностью при соответствующих условиях порождать внеземные формы разума.

Акцентировалось внимание на понятии социального Б. Личности как деятельности, направленной на прогрессивное развитие общества и благо всего человечества. Оригинальное толкование проблема Б. Получила в русской философии второй половины 19-начала 20 вв. Так, в проекте "общего дела" Федорова предлагалось обратить все средства, включая науку, на объединение людей в общем деле физического воскрешения всех поколений человеческого рода и превращения слепой силы природы в орудие человеческого разума для Б. Жизни, жизни добра без зла. В духовных исканиях русских писателей проблема Б. Была проблемой поиска идеала, который мог бы служить руководством отношения человека к миру, возвеличивая в качестве высшей ценности не личное благо, а благо других людей (Л.Н.

Толстой, Достоевский). Решение проблемы Б. Тесно связано с пониманием смысла жизни и ответственности перед неизбежностью смерти..

Значения в других словарях
Бессмертие

Состояние вечности, присущее Богу и причастным к Нему верующим людям. Бессмертие достигается благочестивой жизнью во Христе, который даровал его своим ученикам и последователям Своею смертью. Душа праведника не умирает со смертью тела. Если верующий заслуживает бессмертия, то вначале он воскреснет духом, а в конце времен Бог даст душам верующих новые бессмертные тела. Иная участь ждет грешников. Бесконечность адских мук не есть бессмертие, а постоянное умирание.Источник. Энциклопедия "Русская ци..

Бессмертие

Т. Е. Существование человеческой личности в какой бы то ни было форме и за гробом — представление, весьма распространенное и встречающееся на всех ступенях человеческой культуры, хотя как догмат веры встречается не во всех религиозных учениях. Представление о бессмертии присуще человеческому духу в силу весьма естественного стремления последнего отстоять себя от воздействия внешних сил природы, стремления, подкрепляемого непоколебимым внутренним убеждением, что человек, как существо, одаренное р..

Бессмертие

-я, ср.. ..

Бессмертие

О бессмертии мечтают миллионы людей — тех самых, которые мучительно думают, чем бы занять себя в дождливый воскресный вечер. Сьюзен Эрц Идея бессмертия служит примирению с чужой смертью и с собственной жизнью. Григорий Ландау Человек — единственное животное, знающее, что его ожидает смерть, и единственное, которое сомневается в ее окончательности. Уильям Эрнест Хокинг Догмат бессмертия души есть самая утешительная и в то же время наиболее устрашающая идея. Вольтер Кто-то спросил Демонакта, счита..

Бессмертие

Сущ., кол-во синонимов. (5). ..

Бессмертие

Ср. бессмертность ж. непричастность смерти, принадлежность, свойство, качество неумирающего, вечно сущего, живущего. Жизнь духовная, бесконечная, не зависимая от плоти. | Всегдашняя или продолжительная память о человеке на земле, по заслугам или делам его. Бессмертный, неумирающий, вечно живущий, одаренный духовною жизнью. | Незабвенный, вечнопамятный. Бессмертная трава, Ambrosia maritima, Божье дерево, козыль. Бессмертить кого, создавать или делать бессмертным. Сохранять навсегда в памяти п..

Бессмертие

Ср.1) а) Жизнь, не подверженная смерти. Непрекращающееся существование, бытие.б) Вечное существование, свойственное - по религиозным представлениям - богам, демонам и т.п.2) а) перен. Сохранение значения, воздействия, влияния и т.п. Чего-л. В жизни последующих поколений.б) Неувядаемая слава.. ..

Бессмертие

БЕССМЕ́РТИЕ -я. Ср.. ..

Бессмертие

-я, ср. 1. Посмертная слава (высок.). Стяжать себе б. 2. В религиозных представлениях. Вечное существование души, обитающей в теле и покидающей его после смерти, загробная жизнь. Вера в б. Души.. ..

Бессмертие

Бессмертия, мн. Нет, ср. (книжн.). 1. В религиозных представлениях - вечная жизнь. Вера в бессмертие души. 2. Длительная слава в последующих поколениях. Стяжать себе бессмертие.. ..

Бессмертие

(Рим 2.7. 1Кор 15.53. 1Тим 6.16)-неподверженность смерти, вечная жизнь. Бессмертием обладает только Бог. Бог сотворил бессмертными Ангелов и дал человеку бессмертную душу (Ек 12.7).. ..

Бесконечное

БЕСКОНЕЧНОЕ - философская категория для характеристики бытия в его целостности и структурной расчлененности, его пространственных и временных, качественных и количественных свойств, видов и форм движения и развития. Проблема Б. Была поставлена в самых первых учениях различных направлений мировой философии, и впоследствии постоянно обогащалась достижениями математики, астрономии, физики и других естественных наук. В европейской философии одним из первых к проблеме Б. Обратился Анаксимандр в своем..

Бесконечное Логическое

БЕСКОНЕЧНОЕ ЛОГИЧЕСКОЕ - понятие диалектической логики, введенное грузинским философом С.Б. Церетели (1907-1966). Б. Л., по определению Церетели, "есть то, отрицание чего утверждает его же. Точнее. Это есть утверждение чего-либо отрицанием его же". Так, говоря, что нет убеждений, мы высказываем убеждение, т.е. Подтверждаем существование убеждений. Б.Л. Противоположно конечному логическому. Согласно Церетели, на категорию конечного логического опираются и ее выражают аристотелевы положения о зако..

Бессознательное

БЕССОЗНАТЕЛЬНОЕ (бессознательное психическое) - в наиболее распространенных значениях. 1) Совокупность активных психических образований, состояний, процессов, механизмов, операций и действий человека, неосознаваемых им без применения специальных методов, 2) Самая обширная и наиболее содержательная часть (система, сфера, область, инстанция и т.д.) психики человека, 3) Форма психического отражения, образование, содержание и функционирование которой не являются предметом специальной вненаучной рефл..

Бехтерев

БЕХТЕРЕВ Владимир Михайлович (1857-1927) - российский невропатолог, психиатр, рефлексолог, физиолог и психолог. Доктор медицины (1881), профессор (1894). Окончил гимназию (1873) и Медико-хирургическую академию (1878) в Петербурге. С 1878 работал на кафедре нервных и душевных болезней Петербургской медико-хирургической академии. В 1884 стажировался по невропатологии и психиатрии в Германии (у Вундта и др.), Франции (у Шарко) и Австрии (у Т. Мейнерта и др.). С 1885 работал ординарным профессором и..

Бессмертие

Понятие, обозначающее преодоление смертности и забвения человека и человеческого рода. В обыденной жизни, в религиозной, философской и научной литературе употребляется в различных смыслах. Можно выделить следующие наиболее часто употребляемые смыслы и соответствующие им виды Б. Действительное душевно-телесное продолжение жизни индивида после смерти (личное Б.). Существование после смерти некой безличной психической сущности, которая поглощается абсолютной духовной субстанцией, Богом (метафизичес..

Бессмертие

Кельты верили в бессмертие души. Они были в числе первых европейских народов, усвоивших такие представления. Притом это не было учение о реинкарнации, а верование, в основе которого лежал тот факт, что, когда человек умирает, он просто отправляется в иной мир. Вот почему кельты клали в могилу вместе с умершим все необходимое для будущей жизни в Потустороннем мире. По-видимому кельты верили в постоянный "взаимообмен" душами между этим миром и Потусторонним. Поскольку кельты верили не только в то,..

Бессмертие

"Прожить тысячу лет в оболочке одного и того же тела - срок достаточно большой для любого человека. В конце такого периода воспоминания стискивают разум, и он жаждет только одного - отдохновения. Либо возможности начать все с нуля", (А.Кларк).. ..

Дополнительный поиск Бессмертие Бессмертие

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Бессмертие" в словаре Новейший философский словарь, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Бессмертие, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "Б". Общая длина 10 символа