Боас

167

БОАС (Boas) Франц (1858-1942) - американский антрополог. Родился в еврейской семье в Германии. Изучал физику и математику в Гейдельбергском и Боннском университетах. Докторская диссертация по физической географии была посвящена проблеме цвета моской воды (1881). После экспедиции на Баффинову землю (1883-1884) заинтересовался антропологией. В 1886 переехал в США. Профессор Колумбийского университета (1896-1936). Основные сочинения. "Пределы сравнительного метода в антропологии" (1896). "Ум первобытного человека" (русск. Изд., 1926). "Антропология в современной жизни" (1929). "Раса, язык и культура" (1940). "Общая антропология" (1944) и др. Б. Стал основателем направления в антропологии, получившего наименование исторический партикуляризм.

Среди его учеников - М. Мид, Р. Бенедикт, Э. Сэпир, А. Кребер и др. Б. Выступил с критикой идей Тайлора, Моргана и всей концепции эволюционизма за ее стремление к генерализации и поиску универсальных законов развития культуры. По Б., социокультурные вариации чрезвычайно значительны, а информация о них слишком фрагментарна для того, чтобы заниматься построением универсальной теории. Основываясь на идиографической методологии неокантианства, Б. Считал, что каждая отдельная культура имеет свою длительную и уникальную историю. Для понимания отдельной культуры требуется реконструкция ее индивидуального пути развития. Подчеркивая уникальность каждой культуры, Б. Фактически отвергал возможность построения универсальных теорий.

Другой значительной чертой исторического партикуляризма Б. Был принцип культурного релятивизма, согласно с которым в культуре не существует высших и низших форм и, следовательно, понятия прогресса. Такие термины, как дикость, варварство, цивилизация, по Б., отражают лишь этноцентризм тех народов, которые считают собственный образ жизни более нормальным, чем у других. Вместо бесплодного теоретизирования, свойственного эволюционизму, Б. Призывал антропологов к скрупулезному собиранию эмпирических материалов, основанному на том же принципе культурного релятивизма. В данном случае он означал отказ исследователя от установок собственной культуры и ориентация на познание другой культуры, исходя из ее собственных ценностных ориентации.

Одним их важнейших достижений Б. Стала аргументированная критика положения социального дарвинизма о единстве процессов билогической и культурной эволюции. Основываясь на примерах языковых и культурных различий в пределах одной и той же расы, Б. Удалось доказать что, раса, язык и культура являются самостоятельными аспектами человеского существования..

Значения в других словарях
Боас

(Boas) Франц (9.7.1858, Минден, Вестфалия, — 21.12.1942, Нью-Йорк), американский лингвист, этнограф и антрополог, специалист по языкам и культуре индейцев, главным образом северо-западного побережья Северной Америки, и эскимосов. Участвовал в арктических экспедициях (1883—84). С 1886 жил в США, с 1896 преподавал в Колумбийском университете. Основатель и президент (1928) Американского лингвистического общества. Один из основоположников американской дескриптивной лингвистики и самой значительной ш..

Боас

(Boas), Франц (9.VII.1858 - 21.XII.1942) - амер. Этнограф, антрополог, лингвист и фольклорист. Проф. Колумбийского ун-та в Нью-Йорке (1899-1937). Этнографич. Работы посвящены гл. Обр. Индейцам сев.-зап. Побережья Сев. Америки и эскимосам. Ряд работ Б. Посвящен общим вопросам этнографии, а также антропологии и археологии. Критикуя различные направления совр. Ему бурж. Этнографии, Б. Часто в анализе конкретных обществ. Явлений стоял на позициях стихийного материализма. Он призывал к стационарному ..

Блох

БЛОХ (Bloch) Эрнст (1885-1977) - немецкий философ, социолог и публицист неомарксистской ориентации. Создатель "философии надежды" и "онтологии Еще-Не-Бытия". Сумел в определенной мере дополнить интенцию европейской культуры на анамнесис, воспитание, Прошлое установкой на "конкретную утопию надежды", на Будущее. Учился у Зиммеля, М. Вебера. Эмигрировал в США (1933). (Хорк-хаймер отказался принять Б. На работу в Институт социальных исследований, переместившийся из Франкфурта в Нью-Йорк, по причине..

Блумер

БЛУМЕР (Blumer) Герберт (1900-1987) - американский социолог и психолог. В 1925-1952 - в Чикагском, с 1952 - в Калифорнийском (Беркли) университетах. Представитель Чикагской школы, ученик Дж. Г. Мида. Пытался переинтерпретировать методологические установки прагматизма (в варианте инструментализма Дьюи) в терминах теории своего учителя. В 1937 предложил термин "символический интеракционизм", для обозначения концепции, классиком которой он по праву считается (кроме Мида ее основы были заложены неко..

Бог

БОa - сакральная персонификация Абсолюта в религиях теистского типа. Верховная личность, атрибутированная тождеством сущности и существования, высшим разумом, сверхъестественным могуществом и абсолютным совершенством. Персонифицирующая интерпретация единого Б. Свойственна для зрелых форм такого религиозного направления, как теизм, и формирование ее является результатом длительной исторической эволюции религиозного сознания. Исходные формы религиозных верований (тотемизм, фетишизм, анимизм, магия..

Богданов

БОГДАНОВ (псевдоним), Малиновский Александр Александрович (1873-1928) - русский философ, политик и идеолог российской социал-демократии, один из создателей партии большевиков, ученый-естествоиспытатель, писатель-фантаст. В 1893 поступил на естественное отделение Московского университета. В 1894 - арестован за участие в народовольческом Союзном Совете землячеств, исключен из университета и выслан в Тулу. В 1895 поступил, а в 1899 закончил медицинский факультет Харьковского университета. С 1896 на..

Дополнительный поиск Боас Боас

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Боас" в словаре Новейший философский словарь, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Боас, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "Б". Общая длина 4 символа