Булгаков

115

БУЛГАКОВ Сергей Николаевич (1871-1944) - русский религиозный философ, богослов, экономист. Окончил юридический факультет Московского университета (1896). Профессор политэкономии в Киеве (1901-1906) и Москве (1906-1918). Депутат Второй государственной думы. В 1918 принимает священнический сан. В 1919 переезжает в Крым, где преподает политэкономию и богословие. С 1923 - в эмиграции, декан и профессор догматики русского Богословского института в Париже (1925-1944). Основные сочинения. "О рынках при капиталистическом производстве" (1897), "Капитализм и земледелие. Тт. 1-2" (1900), "Основные проблемы теории прогресса" (1903), "От марксизма к идеализму" (1903), "Без плана" (1904), "Неотложные задачи (О союзе христианской политики)" (1906), "Героизм и подвижничество" (1909), "Два града.

Исследования о природе общественных идеалов. Тт. 1-2" (1911), "Философия хозяйства" (1912), "Свет Невечерний" (1917), "Тихие думы" (1918), "Купина неопалимая" (1927), "Друг жениха" (1927), "Лествица Иаковля" (1929), "О Богочеловечестве. Трилогия ("Агнец Божий", 1933. "Утешитель", 1936. "Невеста Агнца", 1945), "Апокалипсис Иоанна" (1948), "Философия имени" (1953) и др. Занял уникальное положение в духовной панораме своей эпохи, став типичным выразителем православного реформационного сознания. Начинал как марксист, однако стремление углубить марксову теорию привело Б., особенно под влиянием гносеологии Канта, к разочарованию в идеях Маркса и переходу "от марксизма к идеализму". Решающее влияние на духовную эволюцию Б.

Имели учения B.C. Соловьева, Флоренского, Шеллинга. Философия, согласно Б., есть саморефлексия или логическое начало жизни как не разгадываемой умом, а лишь переживаемой тайны бытия, единства логического и алогического, что приводит мысль к Абсолюту и сверхлогическому знанию, антиномии трансцендентного и имманентного, в попытках разрешить которую философия обращается к высшей форме опыта - опыту религиозному. Однако здесь заключена трагедия философии. Стремясь создать систему, философ обнаруживает невозможность логической дедукции мира из самого себя. Закономерно, что в эмигрантский период Б. Обращается к чисто богословскому творчеству, хотя и пронизанному философскими темами. Основной мотив философии Б. - оправдание мира, утверждение ценности и осмысленности здешнего бытия.

Четко различая Абсолют и космос, что выражено в его исходном тезисе "...миру не принадлежит бытие - оно ему дано", Б. Считает, что именно этим утверждается творческая сила и неистощимость мира. Представляя множество бываний, тварное бытие имеет универсальную подоснову - материю, т.е. Духовную телесность, живоносное, рождающее начало всего многообразия мира. Исток и направленность творческой активности материи в контексте проблемы "Бог и мир" Б. Раскрывает в учении о Софии, ядре его философии. В процессе эволюции Б. Приходит к идее двух Софий (или двух ее центров). Первая, или Божественная, София есть душа, идеальная основа мира, всеорганизм идей или божественных замыслов. Вторая же, тварная, становящаяся София есть просвечивающий в самом мире лад бытия, потенциальная красота, которую призван осуществить человек.

Б. С большим трудом, в основном логическими ухищрениями, удавалось преодолеть явный крен его софиологии к пантеизму, а также ее отдельные несоответствия догмату Трехипостасности. Необходимость решения задачи оправдания мира приводит Б. К пониманию его как объекта труда, хозяйства (домостроительства). Падшее бытие характеризуется борьбой жизни и смерти, организма и механизма, свободы и необходимости. Хозяйство и выступает как процесс (в перспективе охватывающий весь космос) расширения поля свободы, превращения материи в живое тело (организм), очеловечивания природы, иными словами, как культура, т.е. Трудом реализуемый рост жизни. Возможность хозяйства вытекает из софийности природы, ее единосущности человеку, что раскрывается Б.

Посредством анализа потребления, основанного на изначальном тождестве всего сущего ("метафизическом коммунизме бытия"), и производства как взаимопроницаемости субъекта и объекта в силу их метафизической однородности. Высшее выражение софийности хозяйства - искусство как теургия (или софи-ургия). В процессе ософиения мира раскрывается и тайна познания, являющегося элементом самой жизни, где я и не-я изначально тождественны, причем в силу единства логического и алогического в жизни, мышление характеризуется антиномизмом. Софилогический анализ хозяйства явился матрицей, по которой Б. Строил другие софиологии. Пола, творчества, власти, смерти. Очевидно, что софиология Б. Оборачивается антропологией, рассматривающей человека в качестве центра мироздания, микрокосма, соединяющего в себе относительное и абсолютное, что делает возможным как обожествление жизни, так и сатанинский соблазн самости.

Человек трансцендентен Богу. Получая от Него план своей жизни, он воссоздает не "образ", но "подобие" и свободен только в способе отношения к этому плану. В итоге человек растворяется в человечестве (хозяйство есть исключительно общественный процесс) как полноте человеческих сил. Эта всечеловечность индивидуальности есть, по Б., антропологическая аксиома. Путь преодоления антиномичности человека - в религиозном самоуглублении, что делает антропологию христологией и эсхатологией. Религия и есть живое чувство связи ограниченного Я с бесконечным и высшим, стремление к совершенству, это разрешение вопроса о ценности моей жизни, моей личности на основе мистического осознания того, что человек есть о-Боженная тварь, Бог по благодати.

Уклонение от начертанного Христом пути есть своеволие, зло как внесофийный паразит бытия. Очевидна противоречивость учения о свободе Б. Фактически свобода фаталистична, являет собой неустранимый момент акта творения, но при этом распространяется лишь на ход исторического процесса, но не на его исход. На первом плане у Б. Всегда была историософская тема. Обратившись к анализу социологии (социальной науки), Б. Обнаруживает недоступность ей конкретного творчества жизни (причинности через свободу) и необходимость ее онтологического обоснования. Для историософии Б. Характерно трагическое и катастрофическое ощущение истории как неудачи, сочетаемое с уверенностью конечного восстановления ее софийности во вневременном плане.

Основу общественности, ее фермент составляет религия, и история должна быть понята как борьба двух градов - человекобожия и богочеловечества. Человекобожие выражено в теориях прогресса, задающих ложный, внесофийный путь истории. Богочеловеческий процесс есть осо-фиение твари как принятие благодати, движущей и творящей силой чего является церковь. При этом в обоих вариантах предполагается активная деятельность человека. В первом случае это - героизм, направленный на внешнее воздействие и ведущий к самообожению и сатанизму. Во втором - подвижничество, т.е. Ориентация на внутреннее устроение личности, осознание своего долга, собственных обязанностей. В этой концепции наиболее явна реформационная направленность творчества Б., закономерность его обращения к теоретическим и практическим вопросам христианской политики и пафос разработки им концепции "христианского социализма".

Христианство, согласно Б., должно понять и принять правду социализма, отвергая, однако, его претензии на полное решение проблемы социального зла в рамках истории. Ряд работ Б. Посвятил анализу судьбы России, усматривая исток ее трагедии в кризисе византийского православия, которое не было и не могло быть воспринято народом аутентично и выродилось в обрядоверие. Путь возрождения России - покаяние и внутреннее религиозное преображение человека, его духовное самоопределение..

Значения в других словарях
Булгаков

IБулга́ков Александр Александрович [р. 6(19).3.1907, Харьков], советский государственный и партийный деятель. Член КПСС с 1937. Родился в семье рабочего. В 1939 окончил Харьковский вечерний электротехнический институт, в 1939—42 работал инженером на заводах. С 1942 на партийной, советской и профсоюзной работе. В 1950—53 секретарь Харьковского горкома КП Украины, в 1953 — январе 1954 председатель Харьковского горисполкома, в 1954—59 второй секретарь Харьковского обкома КП Украины, в 1959—64 секре..

Булгаков

БУЛГАКОВ Михаил Афанасьевич (1891-1940), русский писатель. Цикл "Записки юного врача" (1925-1926) отразил опыт Булгакова -провинциального начинающего врача. В романе "Белая гвардия" (1925-27), пьесах "Дни Турбиных" (пост. В 1926), "Бег" (1926-28, пост. В 1957), окрашенных ностальгической грустью по уходящему миру, показал обречённость белого движения, трагедию русской эмиграции. В повестях "Роковые яйца" (1925), "Собачье сердце" (1925, опубл. В 1987), "Театральный роман" (не закончен, 1936-37, о..

Булгаков

БУЛГАКОВ Михаил Афанасьевич (1891 - 1940), русский писатель. В романе "Белая гвардия" (1925 - 27), пьесах "Дни Турбиных" (поставлена в 1926), "Бег" (1926 - 28, поставлена 1957) в переплетении драматических коллизий Гражданской войны, судеб белого движения и эмиграции показывает поэзию и трагическую обреченность уходящего мира. В сатирических фантастических повестях "Роковые яйца" (1925), "Собачье сердце" (1925, опубликованы в 1987) - утверждение этической ответственности интеллигенции за последс..

Булгаков

Эта распространенная русская фамилия связана с тюркским словом существительным bulgaq, образованным от глагола bulga – "махать", "мутить", "биться", значение же существительного-прозвища bulgaq – "смятение", "гордый человек".. ..

Булгаков

БУЛГАКОВ Михаил Афанасьевич (1891-) - беллетрист и драматург. Родился в Киеве. В 1916 окончил медицинский факультет Киевского университета. Начал писать в 1919. Печатал в провинциальной прессе статьи, фельетоны, поставил на провинциальной сцене три пьесы, никогда не опубликованные, и рукописи к-рых впоследствии были им уничтожены. С 1921 живет в Москве, где первое время работал репортером и фельетонистом в ряде газет, сотрудничал в берлинской сменовеховской газете «Накануне». С 1923 отдается це..

Булгаков

Булгаков Сергей Николаевич (1871-1944). Русский экономист, философ, теолог, один из авторов сборника "Вехи". Был приват-доцентом Московского Университета по кафедре политической экономии и профессором Московского Технического училища. В 90-х гг. XIX в. Был "легальным марксистом". В 1903 г. Выпустил известную книгу "От марксизма к идеализму". С 1906 г. Он уже покидает почву философского идеализма и становится на точку зрения религиозного мистицизма, называя себя вначале "христианским социалистом"..

Булгаков

БУЛГАКОВ БУЛГАНИНБулгак - беспокойный, суматошный. Весьма распространенное в старину нецерковное имя. В старинных грамотах находим сотни лиц по имени Булгак. Любопытно, что у некоего Василия Бессоньева, жившего в середине XVI века, было четыре сына, которых он назвал близкими по смыслу именами. Суета, Суторма, Неустрой и Булгак. (Ф). Булгак или булган (Булганин) - беспокойный ребенок,. (Э) Основа этой фамилии - широко распространенное слово булга - 'шум, беспокойство, тревога, переполох, суматох..

Булгаков

Сергей Николаевич (16.VII.1871 - 13.VII.1944) - рус. Бурж. Экономист, философ-мистик, один из авторов сб. "Вехи". В 90-х гг. 19 в. Б. Был "легальным марксистом". Во 2-й Гос. Думе входил в фракцию кадетов. Начав с опровержения народнич. Тезиса о невозможности развития капитализма в России при отсутствии внеш. Рынков ("О рынках при капиталистич. Произ-ве", М., 1897), Б. Перешел затем к критике марксизма ("Капитализм и земледелие", т. 1-2, 1900), а потом и к открытой апологетике капитализма. Б. Выс..

Буддизм

БУДДИЗМ - религиозно-философское учение, первая по времени возникновения мировая религия (наряду с христианством и исламом). Основатель Б. - индийский принц Сид-хартха Гаутама - Будда. Краеугольный камень Б. - вера в перевоплощение, учение о пути освобождения и достижения Нирваны, высочайшего духовного состояния озаренности истинным знанием. Единое учение Будды уже в первые столетия существования разделилось на 18 школ. Буддийские Соборы в Раджатрихе (ок. 477 до н.э.) и при императоре Ашоке (253..

Будный

• БУДНЫЙ Беняш (кон. 16 - нач. 17 вв.) - белорусский гуманист, писатель, переводчик античных авторов. Окончил Кенигсбергский протестантский университет. Жил при дворах белорусских магнатов (Ф. Скумина, А. Хрептовича), служил экономом у Николая Криштофа Радзивила. Свои взгляды излагал в предисловиях и комментариях к переводимым и издаваемым им книгам. У Б. Заметна тенденция к христианизации античной этики и модернизации самой античной философии, стремление найти общечеловеческие принципы и нормы ..

Бурдье

БУРДЬЕ (Bourdicu) Пьер (р. 1930) - французский социолог, этнолог, автор оригинальной концепции, рассматривающей метатеоретические основания социологии. В 1955 закончил Высшую педагогическую школу, где его учителями были Альтюссер и Фуко. Преподавал философию в лицее г. Мулен. В 1958 уехал в Алжир. Первые опубликованные работы. "Социология Алжира" (1961), "Труд и трудящиеся в Алжире" (1964) и др. С 1964 - в Париже, директор-исследователь в Высшей исследовательской школе. В 1975 Б. Основал и возгл..

Буридан

см. ЖАН БУРИДАН.. ..

Булгаков

Сергей Николаевич, прот. (1871-1944), рус. Правосл. Богослов. Род. В Орловской губ., в семье священника. В юности пережил духовный кризис и утрату веры, в связи с чем покинул Орловскую ДС (1888). Окончил юридич. Фак-т Моск. Ун-та и посвятил себя политэкономии. После поездки в Германию в жизни Б. Происходит новый перелом - духовный возврат "к вере отцов". Свой путь к церк. Христианству он описал в "Автобиографических заметках" (Париж, 1946) и сб. Статей "От марксизма к идеализму" (СПб., 1903). Б...

Булгаков

Сергей Николаевич (1871-1944)русский экономист, религиозный философ и богослов, с 1918 года - священник. От марксизма перешел к православному богословию. Спасение Отечества видел только в религиозном возрождении. После революции был выслан из России и до конца дней своих преподавал в парижском Православном богословском институте. Автор многих книг по философии, богословию, истории религии. В его философских воззрениях, однако, усматриваются некоторые личные мнения, не разделяемые Церковью.. ..

Дополнительный поиск Булгаков Булгаков

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Булгаков" в словаре Новейший философский словарь, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Булгаков, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "Б". Общая длина 8 символа