Вебер

236

• ВЕБЕР (Weber) Альфред (1868-1958) - немецкий экономист, социолог, философ. Младший брат Макса Вебера. Преподавал в Берлинском и Пражском университетах (1899-1907). С 1907 - профессор кафедры экономики и социальных наук Гейдельбергского университета. Основные сочинения. "Германия и кризис европейской культуры" (1924), "Идеи по поводу социологии государства и культуры" (1927), "История культуры как социология культуры" (1935), "Принципы социологии истории и культуры" (1951), "Третий или Четвертый человек" (1953) и др. Находился под значительным влиянием идей Шпенглера. Стремился создать новую науку - социологию истории и культуры, соединяющую весь материал истории и познания современности, науку не философскую, но эмпирически интуитивную, установка которой заключалась бы не в выведении лежащего за пределами вещей смысла движения истории, но сознательной ориентации на переживание образа как факта, единственно доступного человеческому познанию, неразрывно связанному с явлением.

Эта наука, по мысли В., преодолевает границы "линнеевской системы", понимая мир в его многообразии, текучести и взаимосвязанности, в периоды упадка и взлета. По В., под судьбой (без акцентирования ценности, как чистом феномене) в потоке истории подразумевается то, что в философии предполагается о прогрессе. Предшествовавшие попытки социологического объединения исторических событий и явлений культуры, по мнению В., принимали во внимание лишь факт интеллектуализации. Гегель, Конт, Маркс, Спенсер с той или иной стороны подчеркивали роль интеллектуального развития человека. Но рефлективное постижение, внутренняя интеллектуализация или внешнее рациона-лизирование существования есть просто техническое оформление материала жизни, поэтому возможные объективации - государство, право, экономика и др.

Формы общественных институтов - являются, прежде всего, продуктами процесса цивилизации, следовательно, для В., чисто биологическими образованиями, создаваемыми и сохраняемыми стремлением к существованию, а не объективациями культуры. Только когда жизнь от своей необходимости и полезности придет к стоящему над ними образу, будет существовать культура, в которой обретается целостность внутреннего бытия вместе с целостностью внешнего мира. Объективации становятся предметом, которому культура придает свой образ. Само же "культурное" оказывается не абстрактным общим понятием, но совершенно конкретными "вещами", имеющими значение всеобщего. Таким образом, задача социологически ориентированного культурологического исследования заключается в объяснении, исходящем от "чувства жизни", динамического возрастания конкретностей, которые обозначены В.

Как культура. В этом потоке развития В., вслед за Шпенглером, усматривал обособленные друг от друга исторические образования - культуры, обладающие каждая своей собственной судьбой, проходящие периоды роста, зрелости и упадка, создающие свои собственные формы общественного устройства. Общественный процесс действует в каждом историческом образовании согласно собственному закону, хотя обнаруживаются общие формы и типы рядов развития. Культурное воление, процесс цивилизации и социологическая констелляция находятся в определенном динамическом взаимодействии, исследование которого позволит уяснить и истолковать периодичность и ритм движения культур. Абсолют, к которому в историческом процессе стремятся культуры, проявляет себя только в конкретной исключительности индивидуальных форм существования народов и времен.

Культура, осуществляющая материально-общественный и духовно - цивилизационный "синтез жизни" создает усредненный культурный тип народа, единство общности людей и их судьбы в истории. Требование конкретности социологического видения обращает предмет интереса В. На частное исследование уникального исторического образования Европы и современного облика немецкой нации как культурного типа в ситуации легитимирования "всеобщего распада форм", приведшего к духовному кризису, разрешение которого видится В. В обращении к прежней динамике духовного развития. Ее выявление, учитывающее тенденции цивилизации и цели культуры, и является непосредственной задачей социологического анализа истории.• ВЕБЕР (Weber) Макс (Карл Эмиль Максимилиан) (1864-1920) - немецкий социолог, философ и историк конца 19 - начала 20 вв.

Приват-доцент, экстраординарный профессор в Берлине (с 1892), профессор национальной экономии во Фрейбурге (с 1894) и Гейдельберге (с 1896). Почетный профессор Гейдельбергского университета (1903). Издатель (совместно с Э. Яффе и В. Зомбартом) "Архива социальных наук и социальной политики" (с 1904). Основатель (1909) Немецкого социологического общества. Профессор национальной экономии в Вене (с 1918) и Мюнхене (с 1919). Основные сочинения. "К истории торговых обществ в средние века" (1889), "Римская аграрная история и ее значение для государственного и частного права" (1891), "Национальное государство и народно-хозяйственная политика" (1895), "Объективность социально-научного и социально-политического познания" (1904), "Рошер и Книс и логические проблемы исторической политэкономии.

Серия статей" (1903-1905), "Протестантская этика и дух капитализма" (1904-1905), "Критические исследования в области логики наук о культуре" (1906), "К положению буржуазной демократии в России" (1906), "О категориях понимающей социологии" (1913), "Хозяйственная этика мировых религий" (1916-1919), "Политика как профессия" (1919), "Наука как профессия" (1920), "Хозяйство и общество" (1921) и др. Диапазон научных интересов В. Был чрезвычайно широк и охватывал проблемы социологической теории и методологии социального познания, теории капитализма и экономической истории, религиоведения и политико-юридических наук. В каждой из этих областей труды В. Стали классикой. Для творчества В. Было характерно сочетание серьезного научного интереса к истории с озабоченностью острыми политическими проблемами современности, а лейтмотивом его исследований является тема рациональности как исторической судьбы западного общества и организующего принципа познания.

Констатируя в духе неокантианства методологическое своеобразие "наук о культуре", В. Настаивает на том, что социальное и историческое познание, так же, как и естественные науки, должно быть свободно от субъективных оценок, основным средством достижения его научной объективности у В. Является методологическая концепция "идеальных типов". Элементарной единицей социологического анализа В. Считает социальное действие, предполагающее а) осмысленность, субъективную мотивацию и б) "ориентацию на других", придающую индивидуальному действию социальное значение. Индивиды, а не формы коллективности или общественные институты выступают в этой концепции реальными субъектами социального действия. Типология социального действия, разработанная В.

Включает. 1) целерациональное действие (цели и средства их достижения сознательно избираются индивидом, а критерием их адекватности является успех), 2) ценностно-рациональное (осмысленное действие организуется системой ценностей, определяющих человеческое поведение независимо от успеха), 3) аффективное (определяемое непосредственными эмоциональными реакциями) и 4) традиционное (определяемое привычкой). Типология социального действия лежит в основе веберовской концепции типов легитимного господства (власти, которая признана управляемыми индивидами). В основе легального типа господства (к которому относятся современные западные государства) лежит целерациональное действие и мотивом признания власти служит соображение интереса.

Для этого типа характерен примат формально-правового начала и развитие бюрократии. Харизматический тип господства (харизма - экстраординарные личные способности лидера - героя, полководца, основателя религии и т.п.) основан на аффективном типе социального действия. Базой традиционного типа господства, для которого характерны вера в священность существующих властных порядков и патриархальность внутригосударственных связей, является привычка к определенному поведению. Западное общество последних трех-четырех столетий, по В., характеризуется радикальной рационализацией его основных сфер, охватывающем хозяйственную деятельность, политико-правовые отношения и образ мышления. Именно универсальное господство рационального начала отличает современное общество от всех существовавших ранее (квалифицируемых В.

Как "традиционные"). При этом сам разум в трактовке В. Деэтизи-руется и сводится к "формальной рациональности" - чисто технической калькулирующей способности. В работе "Протестантская этика и дух капитализма" В. Предложил новаторское решение вопроса о генезисе капиталистического общества, связав его с европейской Реформацией. Именно протестантизм, придавший религиозное значение расчетливо организованной и нацеленной на умножение богатств мирской деятельности человека, заложил основы трудовой этики и рационализма, составивших ядро новоевропейского типа личности. Проблема связи религиозных установок и образа жизни (прежде всего - хозяйственной деятельности) занимает центральное место и в более поздних работах В.

По социологии религии. (см. Также. ИСТОРИЦИЗМ)..

Значения в других словарях
Вебер

IВе́бер (Weber) Альфред (30.7.1868, Эрфурт, — 2.5.1958, Гейдельберг), немецкий буржуазный экономист и социолог. Брат М. Вебера. Профессор экономики и социологии Пражского (1904—07) и Гейдельбергского (1907—58, с перерывами в годы фашизма) университетов. В 1909 выдвинул теорию размещения промышленности («штандорт»), согласно которой промышленное предприятие стремится занять наиболее выгодное место по отношению к источникам сырья и рынку рабочей силы, обеспечивающее наименьшие издержки для предпри..

Вебер

ВЕБЕР - немецкие ученые, братья. 1) Эрнст Генрих (1795-1878), анатом и физиолог, иностранный член-корреспондент Петербургской АН (1869 ). Один из основоположников экспериментальной психологии. Исследования физиологии органов чувств (слуха, зрения, кожных ощущений) легли в основу закона Вебера - Фехнера. Совместно с братом Эдуардом обнаружил тормозящее влияние блуждающего нерва на сердце.2) Вильгельм Эдуард (1804-91), физик, иностранный член-корреспондент Петербургской АН (1853). Труды по электри..

Вебер

ВЕБЕР (Weber) Карл Мария> фон (1786 - 1826), немецкий композитор, дирижер, пианист, музыкальный критик. Один из основоположников немецкого музыкального романтизма. Оперы "Вольный стрелок" (1821), "Эврианта" (1823), "Оберон" (1826. Даны даты постановок). В фортепьянной музыке - блестящий концертный стиль> ("Приглашение к танцу" для фортепьяно>, 1819. "Концертштюк" для фортепьяно> с оркестром, 1821).. ..

Вебер

Имя нескольких музыкальных деятелей. Густав В. (1845—87) написал симфоническую поэму "Zur Iliade". Кирилл Эдуардович В. (род. В 1834 г.) составил "Краткий очерк современного состояния музыкального образования в России" (1885), "Руководство для систематического обучения на фортепиано" (1901) и др. Мирослав В. (род. В 1854 г.) написал комическую оперу "Die neue Mamsell", балет "Die Rheinnixe" и мн. Др.. ..

Вебер

Сущ., кол-во синонимов. (1). ..

Вебер

Немецкие ученые, братья. 1) Эрнст Генрих (1795-1878), анатом и физиолог, иностранный член-корреспондент Петербургской АН (1869 ). Один из основоположников экспериментальной психологии. Исследования физиологии органов чувств (слуха, зрения, кожных ощущений) легли в основу закона Вебера - Фехнера. Совместно с братом Эдуардом обнаружил тормозящее влияние блуждающего нерва на сердце. 2) Вильгельм Эдуард (1804-91), физик, иностранный член-корреспондент Петербургской АН (1853). Труды по электричеству ..

Вебер

(weber) - единица магнитного потока в системе СИ. 1 Вб равен магнитному потоку, при убывании которого до нуля в сцепленном с ним контуре сопротивлением 1 Ом через поперечное сечение проводника за 1 секунду проходит количество электричества, равное 1 Кл. Обозначение. Вб.. ..

Вебер

Единица СИ магнитного потока и потокосцепления. Обозначается Вб, названа по имени В. Вебера. 1 Вб= 1 Тл х м2= 108 максвеллам. ..

Вебер

(weber) Альфред (1868–1958), немецкий экономист и социолог. Разработал теорию оптимального размещения производства – теорию штандортов, изложенную в монографии «Штандорт промышленности» (1909 г., русский перевод «Теория размещения промышленности», 1926 г.). Впервые в строгой математической форме выразил осн. Факторы, определяющие рациональное размещение производства в рыночной среде. Разработал концепцию социологии культурно-исторического процесса, по которой ход истории определяется духовным тв..

Вебер

[по имени нем. Физика В. Э. Вебера (W. Е. Weber. 1804 - 91)] ед. Магнитного потока в СИ. Обозначение - Вб. 1 Вб равен магн. Потоку, ори убывании к-рого до нуля в сцепленной с ним электрич. Цепи сопротивлением 1 Ом через поперечное сечение проводника проходит кол-во электричества 1 Кл (см. Ом, Кулон). ..

Вебер

• ВЕБЕР (Weber) Вильгельм Эдуард (1804-91), немецкий физик, который в 1846 г. Стандартизировал единицы измерения ЭЛЕКТРИЧЕСТВА, связав их с основными размерностями массы, длины, заряда и времени. Был первым физиком, который рассматривал электричество как совокупность элементарных частиц, несущих заряд (сегодня они известны как ЭЛЕКТРОНЫ). Его именем названа единица магнитного потока в системе СИ.. ..

Вебер

1.(Weber), Макс (21.IV.1864 - 14.VI.1920) - нем. Социолог, историк, философ. Экономист и политик, оказавший большое влияние на бурж. Идеологию в области обществ. Наук и политич. Мысли. Проф. В Берлине (с 1893), Фрейбурге (с 1894), Гейдельберге (1897-1903), Мюнхене (с 1919).Политич. Деятельность В. Начал в 90-х гг. Сущность его социально-политич. Кредо сводилась к признанию невозможности оставлять политич. Руководство Германией в руках прус. Юнкерства и к необходимости создания рабочей аристократ..

Введенский

ВВЕДЕНСКИЙ Александр Иванович (1856-1925) - русский философ, логик, психолог. Окончил историко-филологический факультет Петербургского университета, оставлен на кафедре философии для подготовки к профессорскому званию. В 1884-1886 - в Германии, работал у К. Фишера. С 1887 - приват-доцент, с 1890 - профессор Петербургского университета. Заведовал кафедрой философии. Читал лекции на Высших женских курсах и в Военно-юридической академии. Среди слушателей В. Были. Лапшин, Н.О. Лос-ский, С.И. Поварни..

Вдемонизм

ВДЕМОНИЗМ (греч. Eudamonia - блаженство, счастье) - этическое направление, трактующее счастье, блаженство в качестве мотива и цели всех человеческих устремлений. В рамках Э., развившегося из системы принципов античного жизнепонимания, постулировалась неразрывная сопряженность добродетели и счастья, достигаемых человеком и (как следствие) его ближайшим окружением, посредством всестороннего развития собственной личности в единстве ее духовного и телесного начал. Э. Постулировал особую значимость м..

Веблен

ВЕБЛЕН (Veblen) Торстейн Бунд (1857-1929) - американский социолог, экономист, публицист. Основоположник институционального направления в политической экономии. Доктор философии (1884). Преподавал в Корнельском (1890-1892), Чикагском (1892-1906), Стэнфордском (1906-1909) университетах, в университете штата Миссури (1910-1917). Основные сочинения. "Теория праздного класса" (1899), "Инстинкт квалификации и состояние ремесел" (1914), "Инженеры и система цен" (1921) и др. Основным мотивом творчества ..

Веды

ВЕДЫ (ведийская литература) - (санскр. Veda - знание, от индоевр. Корня veid - знать, видеть) - священные книги индусов, представляющие сборники гимнов, богослужебных формул, легенд. Их содержание составляет область сакрального мифологизированного знания. Возникновение гимнов связывается с переселением племен ариев на индийские земли во 2-ом тысячелетии до н. Э. Записывались в 1-м тысячелетии н. Э. В. Распадаются на четыре сборника. "Риг-В." ("В. Гимнов"), "Яджур-В." ("В. Жертвоприношений"), "Са..

Вебер

(Weber) Макс (1864-1920), нем. Историк и социолог, по филос. Взглядам близкий к неокантианству. Изучал влияние религ. Идей на хозяйственную и социальную жизнь. В частн., установил определяющее значение протестантской этики на формирование капитализма. Характеризуя ветхозав. Историю, отметил харизматич. Природу власти судей и первых царей ВЗ. Харизматич. Правлению с его новаторством и эмоциональной напряженностью В. Противопоставлял традиционный, бюрократич. Тип власти, опирающийся на устоявшиеся..

Вебер

Единица магнитного потока в СИ.. ..

Дополнительный поиск Вебер Вебер

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Вебер" в словаре Новейший философский словарь, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Вебер, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "В". Общая длина 5 символа