Вещь В Себе

202

ВЕЩЬ В СЕБЕ - одно из центральных понятий гносеологии, а затем и этики Канта. Данное понятие, обозначающее вещи как они существуют вне нас, сами па себе (в себе), в отличии от того, какими они являются "для нас", существовало в философии и до Канта и было тесным образом связано с тем или иным решением вопроса о способности нашего познания постигать "В. В С". Кант трактует "В. В С." как нечто, существующее вне и независимо от сознания и являющееся источником действия на наши органы чувств, на человеческую способность восприимчивости, т.е. Как источник всех наших созерцаний. В предисловии ко второму изданию "Критики чистого разума" (1787) Кант обосновал такое независимое существование внешнего мира (мира В.

В С.) в качестве исходного материала нашего познания. "Нельзя не признать скандалом для философии и общечеловеческого разума необходимость принимать лишь на веру существование вещей вне нас (от которых мы ведь получаем весь материал знания даже для нашего внутреннего чувства) и невозможность противопоставить какое бы то ни было удовлетворительное доказательство этого существования, если бы кто-то вздумал подвергнуть его сомнению". В. В С. - это то, чем предметы познания являются сами по себе, как существующие вне и независимо от нас, от нашего познания, его чувственных и логических форм. Тезис о существовании вещей (в себе) вне сознания выступил т. Обр. Исходным пунктом кантовской "Критики чистого разума", являясь существеннейшей опорой всей его гносеологической конструкции.

Со стороны В. В С., по Канту, как бытия, отличного от нашей чувственности, к нам идут воздействия, происходит "аффи-цирование чувственности" и таким образом определяется, в конечном счете, все содержание постигаемого. Что же касается формы этого постигаемого, то она целиком определяется активностью человеческого интеллекта - априорными формами сознания, которые, в свою очередь, также пробуждаются благодаря воздействию предметов (В. В С.) на органы чувств. Важнейшей характеристикой В. В С. В философии Канта является также тезис о том, что теоретическое познание возможно только относительно явлений, но не относительно В. В С., т.е. Постулат о непознаваемости последней и, соответственно, противопоставление явления, с одной стороны, и В.

В С., - с другой. Благодаря такой трактовке В. В С. Стала таким понятием, без которого, по словам одного из первых критиков Канта - Ф. Якоби, нельзя войти в его критическую философию и с которым невозможно в ней остаться. Понятием, породившим массу проблем и противоречий, за которые Кант и его философия подверглись основательной критике. Ведь если В. В С. - непознаваема (что в понимании Канта означает абсолютную неприменимость к ней категорий рассудка, ибо последние приложимы только к явлениям), то ей не могут быть приписаны и такие категории, как реальность и причинность и тогда нельзя говорить о ее действительности и действенности, о том, что она является подлинной причиной человеческого познания. Эта идея явилась одним из наиболее существенных противоречий всей критической философии.

Амбивалентность в понимании В. В С. Связана в философии Канта и со вторым аспектом трактовки данного понятия. Обосновывая в "Критике практического разума" идеи свободы, бессмертия души, Бога, он переносит их в так называемый интеллигибельный мир В. В С., который постулируется им в качестве не просто сверхчувственного, но и нематериального в онтологическом плане. В данном случае значение понятия В. В С. Как бы удваивается. Мир В. В С. Отождествляется с трансцендентным, умопостигаемым миром идей, а В. В С. Лишается таким образом материалистической подкладки, приобретает исключительно идеалистическую окраску. В этом контексте совершенно непонятным становится то, каким образом трансцендентальная, сверхчувственная В. В С. Может аффинировать наши чувства, вызывать ощущения и быть источником содержания нашего познания.

Следует признать поэтому совершенно обоснованной ту критику, которой учение Канта о В. В С. Подверглось со стороны его непосредственных последователей - классиков немецкого идеализма - Фихте и Гегеля. Первый делал акцент на необходимости элиминировать ее как таковую из философии вообще (отрицая такие ее свойства, как объективное существование вне нас и независимо от нашего сознания). Второй же - Гегель - выступал гл. О. Против тезиса о непознаваемости В. В С. И наличия непреодолимого барьера между ней и явлением..

Значения в других словарях
Вещь в себе

(«Вещь в себе́») философский термин, означающий вещи, как они существуют сами по себе (или «в себе»), в отличие от того, какими они являются «для нас» — в нашем познании. Различие это рассматривалось ещё в древности, но особое значение приобрело в 17—18 вв., когда к этому присоединился вопрос о способности (или неспособности) нашего познания постигать «вещи в себе». Понятие «вещи в себе» стало одним из основных в «Критике чистого разума» И. Канта, согласно которому теоретическое познание возможн..

Вещь В Себе

"ВЕЩЬ В СЕБЕ" (нем. Ding an sich) - философское понятие, означающее вещи, как они существуют сами по себе ("в себе"), в отличие от того, как они являются "для нас" в познании. Одно из центральных понятий "Критики чистого разума" И. Канта.. ..

Вещь В Себе

"ВЕЩЬ В СЕБЕ" (немецкое Ding an sich), философское понятие>, означающее вещи, как они существуют сами по себе ("в себе"), в отличие от того, как они являются "для нас" в познании. Одно из центральных понятий "Критики чистого разума" И. Канта.. ..

Вещь в себе

1. Книжн. Нечто непостижимое, загадочное, не раскрывшее своей истинной сущности. 2. Шутл. Или Ирон. О скрытном, непонятном для окружающих человеке. /em> Калька с нем. Das Ding an sich, термин философии И. Канта. БМС 1998, 79-80. БТС, 124. ШЗФ 2001, 35.. ..

Вещь в себе

С немецкого. Das Ding in sich.Буквальный перевод известного понятия из труда «Критика чистого разума» (1781) немецкого философа Иммануила Канта (1724—1804). Философ имеет в виду сверхъестественные и недоступные для человеческого опыта (исследования) явления и сущности — Бог, некоторые моральные категории и т. Д.Иносказательно:. ..

Вещь в себе

Прил., кол-во синонимов. (2). ..

Вещь В Себе

Одно из центральных понятий гносеологии, а затем и этики Канта. Данное понятие, обозначающее вещи как они существуют вне нас, сами по себе (в себе), в отличие от того, какими они являются 'для нас', существовало в философии и до Канта и было тесным образом связано с тем или иным решением вопроса о способности нашего познания постигать 'В. В С.'. Кант трактует 'В. В С.' как нечто, существующее вне и независимо от сознания и являющееся источником действия на наши органы чувств, на человеческую спо..

Веселая Наука

ВЕСЕЛАЯ НАУКА (старопровансальск. - gaya scienza) - одно из самоопределений южнофранцузской рыцарской культуры, презентировавшей свой идеал в куртуазной поэзии трубадуров 11-12 вв. Термин "В.Н." выражает своего рода дисциплинарный характер любви трубадура к Донне как нормативной поведенческой парадигмы рыцаря (исходно сложение панегирических стихотворений супруге сюзерена входило в число обязательных требований рыцарского оммажа и вассального фуа). По формулировке Вернар-та де Вентадорна, "В мир..

Вечное Возвращение Того Же Самого, Или Всех Вещей

ВЕЧНОЕ ВОЗВРАЩЕНИЕ того же самого, или всех вещей (ewige Wiederkunft des Gleichen, oder aller Dinge) - основополагающая мысль Ницше, которая словно круг, очерчивает и определяет существо его философии жизни. В "Ессе Homo" Ницше пишет. "Теперь я расскажу историю Зарату-стры. Основная концепция этого произведения, мысль о вечном возвращении, эта высшая форма утверждения, которая вообще может быть достигнута, - относится к августу 1881. Она набросана на листе бумаги с надписью "6000 футов по ту сто..

Взаимодействие Социальное

см. СОЦИАЛЬНОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ.. ..

Вивекананда Свами

ВИВЕКАНАНДА СВАМИ (монашеское имя, настоящее - Нарендранатх Датта) (1863-1902) - индийский мыслитель, религиозный реформатор, вдохновитель национально-освободительного движения в Индии, общественный деятель, выступавший за объединение Востока и Запада. В 1880-1884 изучает западную философию, слушает курсы медицины и физиологии в Калькуттском университете. Первая встреча с будущим Учителем - Рамакришной состоялась в 1880. Через 4 года он полностью принимает учение Рамакришны и проходит путь учени..

Вещь В Себе

(нем. "Dingan sich", англ. "thing in itself", фр. "chose en soi") - филос. Термин для обозначения вещи, какой она существует сама по себе (или "в себе"), в отличие оттого, какой она является "для нас" как познающих субъектов. Данное различие проводилось в той или иной форме уже давно, но особую резкость оно приобрело в Новое время в связи с эпистемологической проблемой объективности человеческого познания. Способно ли оно давать объективное знание об "истинном" бытии или же человек вынужден огра..

Дополнительный поиск Вещь В Себе Вещь В Себе

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Вещь В Себе" в словаре Новейший философский словарь, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Вещь В Себе, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "В". Общая длина 11 символа