Возрождение

177

ВОЗРОЖДЕНИЕ (или Ренессанс) - термин, обозначающий в истории культуры стран Западной и Центральной Европы эпоху, переходную от средневековья к Новому времени. Приблизительные хронологические границы эпохи В. - 14-16 вв. Термин "В." впервые встречается у итальянского историка искусства Дж. Вазари (16 в.). Наиболее разностороннее и последовательное развитие идеология В. Получила в трудах Николая Кузанского, Л. Баллы, Дж. Пико делла Ми-рандолы, Леонардо да Винчи, П. Помпонацци, Бруно, Кампа-неллы, Макиавелли (в Италии), М. Монтеня, Ф. Рабле (во Франции), Т. Мюнцера, И. Кеплера (в Германии), Эразма Роттердамского (в Голландии) и др. Идейными источниками философии В. Являются античная философия (Платон, Аристотель, Эпикур, неоплатоники), раннехристианские учения, а также средневековые ереси (Иоахим Флорский, альбигойцы, Дольчино, Я.

Гус), отчасти арабские и византийские мыслители. Оформлению натурфилософских идей В. Содействовали также научные открытия (гелиоцентризм Коперника, физика Галилея) и изобретения, свидетельствующие о своеобразной научной революции 16 в., происходившей в таких областях знания, как астрономия, механика, география, геометрия, главным итогом которой считаются переход от созерцательной к активной установке познающего разума, математизация науки, разрушение представлений о статичном, иерархически упорядоченном Космосе и открытие бесконечной Вселенной. Развитие философии В. Опиралось на идеологию гуманизма - мировоззрения, распространившегося на самые разные сферы культуры и социальной жизни, выдвинувшего идеал активности человека как творца своего земного бытия, способного постичь и обратить себе во благо все богатство окружающего мира.

Гуманизм нес в себе огромный потенциал светскости и рационализма, открывающих путь научному знанию. Принципиальное значение для понимания особенностей и исторического места В. Имеет проблема отношения к античной и средневековой культурам. Если по отношению к первой утвердилась мысль о необходимости восстановить преемственность, то по отношению ко второй подчеркивался разрыв. Решительное наступление против схоластики начал уже Петрарка, выступивший против ее формально-логического метода, ее сосредоточенности лишь на метафизических вопросах бытия, предпочтения естествознания гуманитарным дисциплинам. Потребность в осмыслении сущности человека, его духовного мира вела к общей переоценке роли гуманитарного знания, литературы и искусства.

На первый план выдвигались этика как "наука жизни", а также философия, риторика, педагогика, история. В роли духовного авторитета выступила античная культура. Прежняя модель усвоения античных идей, принятая в средневековье, была ограничена религиозными конфессиональными потребностями, античные авторы изучались в отфильтрованном виде через патристику и схоластику, по цитатам. Гуманисты же обратились непосредственно к первоисточникам как языческой, так и древнехристианской традиции. От византийских ученых они заимствовали представление о культурном единстве святоотеческой литературы Запада и Востока, что в значительной степени определило и внекон-фессиональное отношение гуманистов к христианству, противопоставивших позиции богословов широкую трактовку единства христианской и языческой культуры, предполагавшей не реставрацию язычества, а множественность источников истины, нравственную пользу античных сочинений, универсальный характер христианской религии.

Христианство получает истолкование в качестве всеобщей этической нормы, завершающей и совершенствующей, но не отвергающей достижения античной культуры. Мыслители В. Стремились к объяснению существования единого бесконечного материального мира из него самого, понимали его как мир, подчиненный причинно-следственным закономерностям. Натурфилософы (Телезио, Патрици, Кампанелла, Бруно, Парацельс), находясь под воздействием успехов естествознания и античной философии, разрабатывали проблему материи. Атомистическую концепцию развивали приверженцы эпикуреизма - Валла, Монтень, Галилей, пантеистическую - Карда-но, Николай Кузанский, Бруно (из идеи единого бытия выводилась множественность вещей материального мира, при этом предполагалось, что целое - Вселенная - отражается в любой своей части индивидуально, в том числе и в человеке, высшем совершенстве природы).

Вопрос о движении и его источниках решался большинством философов стихийно-материалистически или пантеистически. В качестве движущей силы выступало неотделимое от материи разумное начало. В гносеологии опыт, чувственность представали как важнейший, первый шаг в процессе познания, далее выделялись следующие ступени - рассудок, разум и дух (или интуиция у Николая Кузанского). Утверждение великой силы разума и логической деятельности вело к математизации интеллектуальной деятельности. С помощью теории двойственной истины (Николай Кузанский, Помпонани, Галилей) обосновывались права человеческого разума на самостоятельное исследование, при этом ограничивались сфера влияния церковной догматики. Эпоха В. Была временем первых выступлений зарождавшейся буржуазии против экономических и политических установлений феодализма, отсюда - напряженный интерес к осмыслению социально-политической практики.

В политической мысли В. Можно выделить два основных направления - республиканское, сочетавшее в себе традиции отстаивания городских вольностей с идеями суверенитета (Э.Ла Боэси, М. Монтень, И. Альтузий), и абсолютистское, обосновывавшее необходимость сильной монархической власти (Макиавелли, Гвиччардини, Ж. Боден). В "гражданском гуманизме" доминировали идеи патриотизма, служения государству, общественной активности, основанной на подчинении частных интересов граждан общему благу. С другой стороны, подчеркивалось, что именно участие в общественной жизни дает личности возможность наиболее полно раскрыть свои способности, наилучшим образом обеспечивая нравственное совершенствование отдельных граждан и общества в целом.

В решении этико-политических вопросов в античной традиции приоритет отдавался Аристотелю и Цицерону. В эпоху В. Появляются и первые социальные утопии, в которых были представлены основные принципы идеального общественного устройства (Мор, Кампанелла, Мюнцер). В то же время происходила секуляризация искусства и освобождение художника из-под опеки церкви. Возрождалась античная теория подражания - мимесиса. Для того, чтобы найти объективные критерии прекрасного, художнику необходимо изучать анатомию и математику как основу пропорций, - такую позицию отстаивали Леонардо да Винчи, А. Дюрер, Микеланджело, Л.Б. Альберти, Пьеро делла Франческа, Рафаэль и др. "Подражание природе" сочеталось с культом античного художественного наследия.

Однако в основе широкого возрождения классики лежало стремление не к имитации, а к обновлению, построению новой культуры. (см. Также. ФИЛОСОФИЯ ВОЗРОЖДЕНИЯ)..

Значения в других словарях
Возрождение

IВозрожде́ние Ренессанс (франц. Renaissance, итал. Rinascimento), в истории культуры стран Западной и Центральной Европы эпоха, переходная от средневековой культуры к культуре нового времени (приблизительные хронологические границы В. В Италии — 14—16 вв., в других странах — конец 15—16 вв.). Наиболее отличительные черты культуры В., антифеодальной в своей основе, — светский характер, гуманистическое мировоззрение (см. Гуманизм), обращение к античному культурному наследию, как бы «возрождение» е..

Возрождение

ВОЗРОЖДЕНИЕ (Ренессанс) - период в культурном и идейном развитии стран Зап. И Цент. Европы (в Италии 14-16 вв., в других странах кон. 15-16 вв.), переходный от средневековой культуры к культуре нового времени. Отличительные черты культуры Возрождения. Светский, антиклерикальный характер, гуманистическое мировоззрение (см. Гуманизм), обращение к культурному наследию античности, как бы "возрождение" его (отсюда название). Возрождение возникло и ярче всего проявилось в Италии, где уже на рубеже 13-..

Возрождение

ВОЗРОЖДЕНИЕ (Ренессанс>), эпоха> в идейном и культурном развитии ряда стран Западной и Центральной, а также Восточной Европы. Основные отличительные черты культуры Возрождения. Светский характер>, гуманистическое мировоззрение>, обращение к античному культурному наследию, своего рода "возрождение" его (отсюда название). Культура> Возрождения обладает специфическими особенностями переходной эпохи от средних веков к новому времени, в которой старое и новое, переплетаясь, образуют своеобразный, кач..

Возрождение

См. Восстановление.... ..

Возрождение

(иноск.) - пробуждение к новой (духовной) жизни (как бы снова родившись после застоя или совершенного упадка)Ср. Варварский период (удельного времени у нас) важен только в общих чертах - как причина нашей отсталости как раз в момент возрождения Европы.П.П. Гнедич. Учитель истории. 4.Ср. Крым способствовал к возрождению нашего величия.Карамзин. И.Г. С. 7.Ср. Падение Греции, содействовав возрождению наук в Италии, имело счастливое влияние и на Россию.Там же. 6.Ср. И лиру соглася с свирелью пастухо..

Возрождение

Ср.Период в культурном, идейном развитии ряда стран Европы, наступивший после Средневековья, характеризующийся антифеодальной направленностью, гуманистическим мировоззрением, расцветом наук, искусства, обращением к античному культурному наследию. Ренессанс.. ..

Возрождение

ВОЗРОЖДЕ́НИЕ -я. Ср.. ..

Возрождение

-я, ср. 1. Си. Возродить, -ся. 2. Появление вновь, возобновление, подъём после периода упадка, разрушения. Эпоха Возрождения (эпоха расцвета наук и искусств в Европе, сменившая средневековье).. ..

Возрождение

(в прописное), Возрождения, мн. Нет, ср. (перевод фр. Renaissance) (истор.). Эпоха расцвета наук и искусств в Европе в 15 - 16 вв., сопровождавшаяся обновлением интереса к античной культуре. Эпоха Возрождения.. ..

Возрождение

1. См. Ренессанс.2. См. Журналы русские. ..

Возрождение

        Ренессанс (франц. Renaissance, итал. Rinascimento), эпоха в культурном и идейном развитии ряда стран Западной и Центральной Европы, а также некоторых стран Восточной Европы. Основные отличительные черты антифеодальной в своей основе культуры Возрождения. Светский характер, гуманистическое мировоззрение, обращение к античному культурному наследию, своего рода "возрождение" его (отсюда и название). Культура Возрождения обладает специфическими особенностями переходной эпохи от средневековья..

Возрождение

Ренессанс (франц. Renaissance, итал. Rinascimento) - эпоха в развитии стран Зап. И Центр. Европы (сер. 15-16 вв., в Италии с 14 в.), в течение к-рой совершился переход от средневековой культуры к культуре нового времени. В. Связано с коренными социально-экономич. Сдвигами в европ. Обществе, с зарождением в наиболее экономически развитых странах капиталистич. Отношений. Отмечая в пределах эпохи В. Сложное взаимодействие и борьбу разнообразных идейно-художеств. Течений, основоположники марксизма о..

Возрождение

[РЕНЕССАНС] - эпоха перехода от средневековой культуры к культуре нового времени (в архитектуре Италии - начало XV в. - XVI в., в других странах Европы - конец XV в. - XVI в.). Гуманистический характер архитектуры В. Отличают ясность структуры сооружений, чёткость членений объёмов и их строгая уравновешенность, соразмерность с пропорциями человека. Для архитектуры В. Характерно также обращение к античной ордерной системе с дальнейшей её разработкой,развитие типов светского здания, постановка и н..

Возрождение

Или перерождение (Rebirth. Erneuerung, Wiedergeburt) — процесс, переживаемый как обновление, восстановление или преобразование личности. «Возрождение не является тем процессом, который можно как-то наблюдать. Его нельзя измерить, взвесить или. ..

Возрождение

М-ние гранитов в Ленингр. Обл. РСФСР. Pасположено в 26 км к C.-B. От г. Bыборг. Pазрабатывается c 1918. B его пределах выделено 8 участков, разрабатываемых Bыборгским и Kаменногорским карьеро- управлениями и Вуоксинским з-дом по произ-ву щебня. Запасы гранита на блочный камень 3510 млн. М3 (1982). M-ние приурочено к краевой (юго-зап.) части интрузии трахитоидных гранитов, являющейся частью Bыборгского интрузивного массива. Граниты разведаны на глуб. 7-21 м. Mощность перекрывающих отложений, пред..

Возрождение

См. Краснозаводск. ..

Возрождение

(Пискарёвский проспект, 3), производственное хлопчатобумажное объединение, входит в объединение Ленхлоппром. Создано в 1970. Выпускает хлопчатобумажные и штапельные ткани, пряжу. Головное предприятие — бумагопрядильная фабрика одноимённое название. Основана в 1848 как Охтинская бумагопрядильная мануфактура. После Октябрьской революции фабрика законсервирована. Начала выпускать продукцию в 1925, в этом же году получила современное название. В 1941—45 не работала. После войны реконструирована. Н..

Возрождение

— ренессанс — эпоха в культурном и идейном развитии западноевропейских стран (в Италии XIV—XVI вв., в других странах — конец XV— XVI вв.), переходная от средневековой культуры к культуре нового времени. Отличительные черты. Светский, антиклерикальный характер, гуманизм, обращение к наследию античности, как бы «возрождение» его. Среди представителей. Провозвестники поэт Данте, художник Джотто, затем настоящее «созвездие» имен. Рафаэль, Микеланджело, Тициан, Веронезе, Брегель, Дюрер, Рабле, Шекспи..

Возрождение

Ренессанс (франц. Renaissance), - термин, принятый в научной лит-ре для обозначения периода в идеологич. И культурном развитии ряда стран Зап. И Центр. Европы (в Италии - 14-16 вв., в др. Странах - кон. 15-16 вв.), обусловленного зарождением капиталистич. Отношений.История термина "В." и разработка проблем В. В историографии. Термин "В." ведет свое происхождение от самих идеологов нарождавшегося нового класса - буржуазии, утверждавших, что весь историч. Период от падения Рим. Империи до появлени..

Возможность И Действительность

ВОЗМОЖНОСТЬ и ДЕЙСТВИТЕЛЬНОСТЬ - модальные характеристики бытия, выражающие, с одной стороны, тенденцию становления, с другой - ставшую реальность. Если понятие В. Выражает объективно существующую тенденцию изменения предмета, возникающую на основе определенной закономерности его развития, то Д. - объективно сущее, наличное состояние предмета, конституированное в качестве фрагмента бытия. В широком смысле слова, Д., т.обр., есть совокупность всех реализовавшихся В. И предметно совпадает с феноме..

Возможные Миры

ВОЗМОЖНЫЕ МИРЫ - философское понятие, фиксирующее мыслимые состояния бытия, альтернативные наличному. Философия как феномен, реализующий себя на мета-уровне культуры в процессе формирования прогностических моделей мира, в сущности может быть рассмотрена как духовная деятельность по концептуальному моделированию В.М. Трактовки бытия, предлагаемые в рамках античной философии, варьируют в своем многообразии все мыслимые для античной культуры версии мироустройства (гераклитовское "все течет" и непод..

Волан

ВОЛАН (Волян) Андрей (1530-1610) - политический деятель Великого княжества Литовского, идеолог реформации, философ и правовед. Учился в университетах Франк-фурта-на-Одере и Кенигсберга. Как полемист выступал как против католических теологов, главным образом иезуитов, так и против радикальных реформаторов - социниан. Его работы, направленные против иезуитов, были переизданы в Германии и Франции. В. - автор сочинений "О политической или гражданской свободе" (1572), "Размышления над посланием божес..

Волошинов

ВОЛОШИНОВ Валентин Николаевич (1895-1936) - российский философ, поэт и музыкант. Окончил Двенадцатую Петербургскую городскую гимназию (1913). В 1913-1917 учился на юридическом факультете Петроградского университета. Оставил учебу из-за материальных трудностей. В 1918 работал председателем Исполкома сотрудников Петроградского окружного народного суда и заведующим канцелярией уголовного отдела. В 1919-1922 работал в Невеле, Витебске и др., где занимал различные административные должности и препода..

Возрождение

См. Просвещение.. ..

Возрождение

Сущ. "возрождение" (Тит 3:5) и соотв. Прич. "возродивший", "возрожденные" (1Пет 1:3,23) в НЗ передается тот процесс, в к-ром Бог духовно оживляет падшего человека, принадлежащего к миру смерти, делая его чадом Божьим, причастным к вечной жизни (см. Жизнь, живой). В. Дарует человеку причастность к Царству Божию (см. Царство Божие), образуя, согл. Ин 3:3,5, предпосылку для того, чтобы он мог стать гражданином этого Царства, мог познать его реальность. В Ев. От Иоанна этот процесс описывается как р..

Дополнительный поиск Возрождение Возрождение

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Возрождение" в словаре Новейший философский словарь, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Возрождение, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "В". Общая длина 11 символа