Деизм

222

ДЕИЗМ (лат. Deus - бог) - философская парадигма синтеза сциентистски ориентированного рационализма и идеи Бога. Согласно Д., Бог, выступая в качестве трансцендентного Абсолюта по отношению к миру, осуществляет креаци-онный акт как исходное чудо начала (причинения) мира (семантическая фигура акта Божественного "первотолчка"), не вмешиваясь впоследствии в его дальнейшее разворачивание, протекающее по сообщенным ему изначально разумным законам. Соответственно, в качестве семантически акцентри-рованных доказательств бытия Божьего в Д. Выступают, в первую очередь, космологическое и, отчасти, телеологическое, актуализируя в Д. Идею предустановленной гармонии. Д. Противостоит - в плане осознанной оппозиции - теизму как основанному на презумпции предельной персонификации Бога, концепции диалогичности отношений человека с Богом (концепция откровения) и идее теургии (лат.

Theour-gyia - боготворчество) как чудодейственного вмешательства Бога в мир, а также - объективно - пантеизму и атеизму. Семантическим центром и исходным пафосом Д. Выступает смена теургической парадигмы интерпретации мира как перманентного чуда на парадигму трактовки бытия как развивающегося по разумным законам, имеющего внутреннюю логику ("разумное начало") эволюции, а потому открытого для рационального осмысления и познания. Согласно Д., познавательный процесс также фундирован изначально заложенным в человека Богом и - применительно к индивиду - врожденным "разумным началом" и ориентирован на постижение четырех ступеней истины. 1) онтологически трактуемая истина как самотождественность объекта ("истина вещи"), 2) феноменологически трактуемая истина как согласованность явления и сущности ("истина явления"), 3) логически трактуемая истина как соответствие содержания понятия своему денотату ("истина понятия"), 4) гносеологически трактуемая истина как "правильное рассуждение о вещах" ("истина разума").

Как оформленное и рефлексивно осознающее свои основания направление философской мысли Д. Возникает в контексте европейской традиции Просвещения. Основоположник - английский философ и политик - дипломатический деятель - лорд Х.Ч. Чербери (1583-1648), сформулировавший в "Трактате об истине" (1624) основные принципы Д. Как "естественной религии" ("религии разума"). Существует Абсолют как трансцендентный миру и безличный, и существует воздаяние за земную жизнь в загробном мире (онтологические принципы). Абсолют должно чтить, и лучшим способом сделать это является праведная жизнь ("добродетель и благочестие"), а в качестве искупления грехов выступает раскаяние (этические принципы). Максимальное влияние и распространение Д.

Относится к 18 в. Возник и был популярен в Англии (Дж. Пристли, Толанд, А. Коллинз, М. Тин-даль, А. Шефтсбери, Болинброк, и др.), Франции (Вольтер, отчасти Руссо), Германии (Лейбниц, Г.Э. Лессинг и др.), а также США (Т. Джефферсон, Б. Франклин, И. Аллеи и др.) и России (М.В. Ломоносов и некоторые декабристы. И.Д. Якушкин, А.П. Барятинский, П.И. Борисов, Н.А. Крюков и др.). Рефлексивному мета-анализу феномена Д. Посвящены специальные работы Юма ("Диалоги о естественной религии", 1779) и Канта ("Религия в пределах только разума", 1793). Традиционно связываясь с идеологией Просвещения, семантическая парадигма Д., однако, имеет глубокие корни в европейской традиции и может быть обнаружена - в различных своих модификациях - уже в средневековой культуре, где типологическим коррелятом гносеологической установки Д.

(вне проблемы интерпретации бытия Божьего) выступает концепция "двойственной истины" (см. СХОЛАСТИКА). Практически изоморфная Д. Семантическая структура может быть зафиксирована и в традиции древнегреческой философии, а именно в рамках натурфилософских моделей космогенеза, мыслящих творческое мировое начало (Логос у Гераклита, Нус у Анаксагора и др.) в качестве инициирующего космический процесс и не оказывающего на него в дальнейшем де-терминационного влияния (см. Раздел "Техноморфная модель космического процесса" в статье Античная философия). Внутренняя парадоксальность Д., вдохновленного в своем возникновении когнитивным пафосом сциентизма, заключается в том, что при последовательно логическом движении внутри своей системы координат Д.

Приходит к идее об ограниченности познавательных возможностей разума и необходимости - при постижении Абсолюта - подкрепления рациональных усилий интуитивным "одобрением сердца" ("Д. Чувства" Руссо). Несмотря на эту противоречивость, Д. Оказался экзистенциально значимым для интеллектуалов феноменом, выступая в новоевропейской культуре важнейшим инструментом если не преодоления в индивидуальном сознании фундаментального для западного менталитета дуализма (см. ДУАЛИЗМ), то - по крайней мере - конституирования целостности самосознания в условиях этого дуализма. По оценкам Руссо, вне системы Д. "я буду жить без утешения [т.е. Вне открываемой Д. Перспективы когнитивного оптимизма - М.М.] и умру без надежды [т.е. Вне открываемой Д.

Перспективы вечной жизни - М.М.] . Я стану несчастнейшим созданием"..

Значения в других словарях
Деизм

(от лат. Deus — бог) религиозно-философское воззрение, получившее распространение в эпоху Просвещения, согласно которому бог, сотворив мир, не принимает в нём какого-либо участия и не вмешивается в закономерное течение его событий. Т. О., Д. Противостоит как Теизму, в основе которого лежит представление о божественном провидении и постоянной связи человека и бога, так и Пантеизму, растворяющему бога в природе, и Атеизму, вообще отрицающему само существование бога. Д. Выступил с идеей естественно..

Деизм

ДЕИЗМ (от лат. Deus - бог) - религиозно-философская доктрина, которая признает бога как мировой разум, сконструировавший целесообразную "машину" природы и давший ей законы и движение, но отвергает дальнейшее вмешательство Бога в самодвижение природы (т. Е. "промысел божий", чудеса и т. П.) и не допускает иных путей к познанию бога, кроме разума (см. Естественная религия). Получил распространение среди мыслителей Просвещения, сыграл значительную роль в развитии свободомыслия в 17-18 вв.. ..

Деизм

ДЕИЗМ (от латинского deus - Бог), религиозно-философская доктрина>, которая признает Бога как мировой разум>, сконструировавший целесообразную "машину" природы и давший ей законы и движение, но отвергает дальнейшее вмешательство Бога в самодвижение природы (т.е. Промысел Божий, чудеса и т.п.) и не допускает иных путей к познанию Бога, кроме разума (смотри Естественная религия>). Получил распространение среди мыслителей Просвещения, сыграл значительную роль в развитии свободомыслия в 17 - 18 вв....

Деизм

Термин весьма неопределенный. Обыкновенно противополагается теизму и обозначает, по определению Канта, убеждение в существовании первопричины, имманентной миру и определяющей собой мировой порядок (moralische Weltordnung Фихте-старшего). Теизм, напротив, обозначает веру в личного Бога и в существование Промысла. Хотя Д., по-видимому, явление религиозной жизни, но в действительности это скоре течение мысли, относящееся к общей истории культуры. С точки зрения философской Д. Представляет собой мом..

Деизм

Термин, первоначально употреблявшийся в том же смысле, что и термин "теизм", и обозначавший веру в единого верховного Бога, а в конце 17 в. Приобретший самостоятельное значение и использовавшийся для обозначения такой веры в Бога, которая может быть обоснована только разумом. Лорд Герберт Чербери (1583-1648), которого обычно называют "отцом деизма", искал основания для рационалистической религии в тех изначальных идеях, которые разделяют все люди независимо от их вероисповедания. С.Кларк (1675-1..

Деизм

(греч., от Theos - Бог). Философская система XVII и XVIII в., возникшая в Англии и оттуда распространившаяся по всей зап. Европе. Она признавала существование Бога, но отвергала божественное откровение и основывала веру на рассудке.(Источник. "Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка". Чудинов А.Н., 1910)греч., от Theos, Бог. Богословская система в Англии, в XVII и XVIII столетиях, ставившая главным своим догматом присутствие и деятельность Бога.(Источник. "Объяснение 25000 ино..

Деизм

Сущ., кол-во синонимов. (1). ..

Деизм

Учение, признающее единого Бога Создателя, отвергая откровение и вообще богословское, догматическое учениеДеист - последователь этого учениясм. Индифферентный.. ..

Деизм

Деисм м. Учение, признающее единого Бога Создателя, отвергая откровение, и вообще богословское, догматическое учение. Деист м. Деистка ж. Последователь, чтитель этого учения. Деистический, к деизму относящийся.. ..

Деизм

М.Религиозно-философское учение (XVII-XVIII вв.), допускающее существование Бога как творца мира, но отрицающее его участие в жизни природы, общества, человека.. ..

Деизм

ДЕИ́ЗМ [дэ], -а. М. [от лат. Deus - бог] Религиозно-философское воззрение (17 - 18 вв.), допускающее существование бога в качестве первопричины мира, но отрицающее его вмешательство в развитие природы, в закономерное течение событий.. ..

Деизм

[дэ], -а, м. Религиозно-философское учение о Боге как о существе, сотворившем мир, но не управляющем его судьбами. II прил. Деистический, -ая, -ое.. ..

Деизм

Деизма, мн. Нет, м. (от латин. Deus - бог) (филос.). Религиозно-философское учение, признающее бога, как разумное существо, создавшее реальный мир, но отрицающее вмешательство личного бога в естественный ход вещей.. ..

Деизм

Религиозно-философское учение, согласно которому бог является олицетворением мирового разума, создавшего материю и давшего ей свои законы, но далее не вмешивающегося в жизнь природы и людей.. ..

Деизм

(от лат. Deus - бог) - религ.-филос. Течение, сочетающее материалистич. Тенденции с уступками религии и идеализму. Возникло в 17-18 вв. В Англии и др. Странах Зап. Европы. Предшественником англ. Деистов был Жан Боден. Родоначальником Д. Считают Херберта Чербери (Herbert E. Of Cherbury, "De veritate", 1624). Крупные представители Д. - Локк, Шефтсбери, Болингброк, Коллинз, Толанд, Пристли (Англия кон. 17 - нач. 18 вв.), Вольтер, Руссо (Франция 18 в.), Дитель, Эдельман, Реймарус (Германия 18 в.). Д..

Деизм

(лат. Deus - Бог) - философская парадигма синтеза сциентистски ориентированного рационализма и идеи Бога. Конституируется в контексте классической культуры западного типа, фундированной метафизической презумпцией логоцентризма (см. ЛОГО-ЦЕНТРИЗМ, ЛОГОС, МЕТАФИЗИКА), предполагающей, в свою очередь, опору на презумпцию наличия субъекта, сознательное целеполагание которого стоит за любыми феноменами внешней упорядоченности (см. АВТОР). В этом отношении в рамках западной культурной традиции (на прот..

Девиантная Наука

см. ПАРАНАУЧНОЕ ЗНАНИЕ.. ..

Дедукция

ДЕДУКЦИЯ (лат. Deductio - выведение) - в широком смысле слова способ рассуждения, при котором осуществляется переход от знания общего к знанию частному или единичному. В этом смысле Д. Противопоставляется индукции как переходу от единичного и частного к общему. В современной логике и методологии науки с понятом Д. Связывается более узкое содержание - под Д. Понимается процесс вывода, представляющий собой переход от посылок к заключениям на основе применения правил, гарантирующих истинность после..

Действительность

См. ВОЗМОЖНОСТЬ И ДЕЙСТВИТЕЛЬНОСТЬ.. ..

Декабристы

ДЕКАБРИСТЫ - организаторы неудавшегося вооруженного мятежа в России в декабре 1825, представители второго этапа российского революционного движения. (Вопреки распространенному представлению, к первому этапу этого движения правомерно относить события так называемых "крестьянских войн" в России 17-18 вв. Провоцируя поддержку стихийно бунтующих крестьянских масс, их организующее и направляющее ядро - как правило, кадровые военные, стрельцы и казачество - провозглашали требования "воли", уравнительн..

Деизм

(лат. Deus — Бог) — философская парадигма синтеза сциентистски ориентированного рационализма и идеи Бога. Конституируется в контексте классической культуры западного типа, фундированной метафизической презумпцией логоцентризма (см. Лого-центризм, Логос, Метафизика), предполагающей, в свою очередь, опору на презумпцию наличия субъекта, сознательное целеполагание которого стоит за любыми феноменами внешней упорядоченности (см. Автор). В этом отношении в рамках западной культурной традиции (на прот..

Деизм

Доктрина, признающая бога как мировой разум, сконструировавший целесообразную природу, давший ей законы и движения, но отрицающая дальнейшее вмешательство бога в деятельность природы и человека. Деизм не допускает других путей к познвнию бога, кроме разума.. ..

Дополнительный поиск Деизм Деизм

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Деизм" в словаре Новейший философский словарь, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Деизм, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "Д". Общая длина 5 символа