Дискурс

213

ДИСКУРС (франц. Discour - речь) - в широком смысле слова представляет собой сложное единство языковой практики и экстралингвистических факторов (значимое поведение, манифестирующееся в доступных чувственному восприятию формах), необходимых для понимания текста, т.е. Дающих представление об участниках коммуникации, их установках и целях, условиях производства и восприятия сообщения. Традиционно Д. Имел значение упорядоченного письменного, но чаще всего речевого сообщения отдельного субъекта. В последние десятилетия термин получил широкое распространение в гуманитаристике и приобрел новые оттенки значения. Частое отождествление текста и Д. Связано, во-первых, с отсутствием в некоторых европейских языках термина, эквивалентного фр.

- англ, discours (e), а во-вторых, с тем, что ранее в объем понятия Д. Включалась лишь языковая практика. По мере становления дискурсного анализа как специальной области исследований, выяснилось, что значение Д. Не ограничивается письменной и устной речью, но обозначает, кроме того, и внеязыковые семиотические процессы. Акцент в интерпретации Д. Ставится на его интеракциональной природе. Д. - прежде всего, это речь, погруженная в жизнь, в социальный контекст (по этой причине понятие Д. Редко употребляется по отношению к древним текстам). Д. Не является изолированной текстовой или диалогической структурой, ибо гораздо большее значение в его рамках приобретает паралингвистичеекое сопровождение речи, выполняющее ряд функций (ритмическую, референтную, семантическую, эмоционально-оценочную и др.).

Д. - это "существенная составляющая социокультурного взаимодействия" (ван Дейк). Философское звучание термин приобрел благодаря работам Фуко. "Дискурсия" понимается им как сложная совокупность языковых практик, участвующих в формировании представлений о том объекте, который они подразумевают. В "археологических" и "генеалогических" поисках Фуко "дискурсия" оказывается своеобразным инструментом познания, репрезентирующим весьма нетрадиционный подход к анализу культуры. Фуко интересует не денотативное значение высказывания, а, наоборот, вычитывание в Д. Тех значений, которые подразумеваются, но остаются невысказанными, невыраженными, притаившись за фасадом "уже сказанного". В связи с этим возникает проблема анализа "дискурсивного события" в контексте внеязыковых условий возникновения дискурсии - экономических, политических я др., которые способствовали, хотя и не гарантировали его появление.

Пространство "дискурсивных практик" обусловлено возможностью сопрягать в речи разновременные, ускользающие из-под власти культурной идентификации события, воспроизводя динамику реального. В дискурсии Фуко обнаруживает специфическую власть произнесения, наделенную силой нечто утверждать. Говорить - значит обладать властью говорить. В этом отношении Д. Подобен всему остальному в обществе - это такой же объект борьбы за власть. Во многом благодаря работам Фуко, Альтюссера, Дерриды, Лакана французская школа дискурсного анализа отличается большей философской направленностью, вниманием к идеологическим, историческим, психоаналитическим аспектам Д. Сегодня анализ Д. Представляет собой междисциплинарную область знания.

Теория Д. Развивается в лингвистике текста, психолингвистике, семиотике, риторике. (см. Также. ФИЛОСОФИЯ ТЕХНИКИ, ХАБЕРМАС)..

Значения в других словарях
Дискурс

[фр. Discours - речь, выступление] - 1) речь, реальный (не учебный) текст. 2) театр. Д. Спектакля - организация текстовых материалов в соответствии с ритмом и их взаимозависимостью, свойственными создаваемому спектаклю.(Источник. "Словарь иностранных слов". Комлев Н.Г., 2006). ..

Дискурс

Единство, высказывание. ..

Дискурс

– (нем. Diskurs, франц. Discours, англ. Discourse) – многозначный термин-понятие, используемый в лингвистических, литературоведческих, философских, психологических, исторических исследованиях. При определении Д. В современной лингвистике существенное значение имеет научная традиция, различные сложившиеся параллельно друг с другом национальные научные школы дискурсивного анализа.Понятие Д. Активно используется в западноевропейской лингвистике с середины 1970-х гг. Первоначальное значение слова Д...

Дискурс

ДИ́СКУРС -ая, -ое. [от лат. Discursus - спор, разговор] Лингв. Речь, беседа, текст (как объект лингвистического исследования). Анализ дискурса. Подменить тему дискурса. // Основной смысл текста. Д. Разговора сводился к просьбе о помощи.. ..

Дискурс

(от фр. Discours — речь, рассуждение) — тип письма, текста, высказывания, предполагающий прямое обращение к слушателю, исходящее от говорящего (автора высказывания).. ..

Дискурс

- термин, производный от латинского discursus обозначающего перемещение из одного места в другое. В общем смысле обо-значает языковое пространство, включающее более одного предложения. Рассказ, описание, аргумент, речевое высказывание и т.п. В своем специ-альном социально-психологическом значении, дискурс представляет опре-деленную последовательность взаимосвязанных речевых актов. В дискурсном анализе акцент делается на выяснении скрытых детерминант, контекстов речевых высказываний. Объект диску..

Дискурс

(discursus. От лат. Discere - блуждать) - вербально артикулированная форма объективации содержания сознания, регулируемая доминирующим в той или иной социокультурной традиции типом рациональности. Неклассический тип философствования осуществляет своего рода переоткрытие феномена Д. - как в контексте вербально-коммуникативных практик (анализ социокультурной обусловленности речевых актов в структурализме и постструктурализме. Трактовка Хабермасом Д. Как рефлексивной речевой коммуникации, предполаг..

Диоген Синопский

ДИОГЕН СИНОПСКИЙ (ок. 404 - ок. 323 до н.э.) - древнегреческий философ, ученик и последователь Антисфена. Сферой философских интересов выступали аспекты морально-этических отношений, трактуемые Д.С. В духе ки-низма, причем предельно ригористического толка. Из-за большого числа противоречащих друг-другу описаний и док-сографий, фигура Д. С. Предстает сегодня в избыточно трансформированном виде. Работы, приписываемые ему и дошедшие до наших дней, вероятнее всего созданы последователями и принадлеж..

Дионисийское

АПОЛЛОНОВСКОЕ и ДИОНИСИЙСКОЕ - философско-эстетические понятия, использованные Шеллингом для описания формы и порядка как олицетворения сущности бога Аполлона в отличие от разрушающих все формы творческих порывов бога Диониса. Согласно Шеллингу, "в человеке. Мы находим слепую по своей природе неограниченную производительную силу, которой в том же самом субъекте противостоит осмысленная, себя ограничивающая и формирующая, т.обр., собственно управляющая сила. Быть в одно и то же время опьяненным и..

Дискурсивный

ДИСКУРСИВНЫЙ (позднелат. Discursus - рассуждение, довод) - рассудочный, понятийный, логический. Согласно Канту, опосредованное через понятия Д. Сознание находится в оппозиции интуитивному, непосредственному сознанию так же, как рассуждение противостоит созерцанию.. ..

Дистанция Социальная

см. СОЦИАЛЬНАЯ ДИСТАНЦИЯ.. ..

Дискурс

- одна из характеристик коммуникационного взаимодействия субъектов власти, демонстрирующая внутренне дифференцированный процесс образования общественных мнений и формирования политической воли общества.. ..

Дискурс

(discursus. От лат. Discere — блуждать) — вербально артикулированная форма объективации содержания сознания, регулируемая доминирующим в той или иной социокультурной традиции типом рациональности. Неклассический тип философствования осуществляет своего рода переоткрытие феномена Д. — как в контексте вербально-коммуникативных практик (анализ социокультурной обусловленности речевых актов в структурализме и постструктурализме. Трактовка Хабермасом Д. Как рефлексивной речевой коммуникации, предполаг..

Дополнительный поиск Дискурс Дискурс

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Дискурс" в словаре Новейший философский словарь, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Дискурс, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "Д". Общая длина 7 символа