Другой

125

ДРУГОЙ - понятие философии 20 в., фиксирующее некоторый опыт встречи Я с подобной ему сущностью, представляющей, тем не менее, Иное по отношению к Я. Развитие понятия Д. В неклассической философии - свидетельство отхода мыслящего субъекта с позиции солипсизма. Понятие Д. Разрабатывалось прежде всего в феноменологии и диало-гизме. В диалогизме Д. Осмысляется как Ты, появление которого возвращает подлинное бытие или преображает в лучшую сторону бытие Я. Для Ф. Эбнера принятие Ты означает одновременно признание онтологической укорененности Я и Д. И вступление в мир подлинных духовных сущностей. Но в конечном счете любое Ты и даже Я - экспликация Бога, поэтому, в сущности, речь идет об одном диалоге, в котором Бог воспринимает себя в качестве различных Я и выстраивает словесные отношения между ними.

М. Бубер рассматривает Ты как особое видение - различных вещей, людей, духовных сущностей, в котором внимание обращается на бесконечность духовных возможностей в отношении к Я. Этому противостоит неподлинное познавательное отношение (Я - Оно), в котором внимание акцентируется на объекте-среди-подобных и его специфике. В феноменологии тема Д. Впервые выходит на передний план в "Пятой картезианской медитации" Гуссерля. Для Гуссерля это - проблема чисто познавательная - как в опыте Я появляется нечто Чуждое (как конституируется "другое Я" как таковое). Д. Конституируется в Я по аналогии ("соединения в пару") с опытом бытия Я. Ряд тел, которые я нахожу в опыте, дают основания для предположения, что они являются плотью, подобной моей.

Но постижение Д. Как плоти заставляет меня подойти к себе как к телу-среди-других-тел ("Я" выстраивает Д. Как "Я-Там-как-Здесь" и себя как Д. Одновременно). Возможность выстраивания Других - бесконечный горизонт идеального сообщества. Другие "Я" (монады, которые входят в состав интер-монадического сообщества) по-разному выстраивают мир, который может в результате рассматриваться как один-для-всех-тут-сущий (инвариант представлений монад). Это делает значимым опыт любого Д. Для "Я" (интерсубъективность). Сартр рассматривает понятие Д. В социальном ключе. Д. В качестве "Смотрящего-на-меня" - источник существенного модуса "Я" - "Бытия-для-Д.". "Я" пытается осуществить полноту своего бытия через Д., Д. Претендует на это же, что и служит источником постоянного конфликта, проходящего через все возможные типы отношений между людьми.

Для Э. Левинаса (избегающего тотали-зирующего логического дискурса прежней философии) вопрос Д. Поднимается в этическом ключе - как "Я" ограничивает свою свободу перед лицом Д. Как Бесконечности. Тем самым он как бы синтезирует феноменологию и диалогизм. (см. Также. Я)..

Значения в других словарях
Другой

-а́я, -о́е.. ..

Другой

• абсолютно другой. ..

Другой

Иной, видоизмененный, непохожий, новый, второй.. ..

Другой

Арх. Другой, следуюший за первым, второй. Первой, другой, третий. | Иной, инный, не тот или не этот. Нет ли другой бритвы, эта тупа. | Такой же точно, вполне сходный. Стар. Дружка, товарищ, помощник по должности, службе. А в других был у воеводы имрек. Это другой ты. Он словно другой Наполеон. Один говорит пьян, другой говорит пьян, поди, ложись спать. Одной рукой собирай, другою раздавай. В одной руке пусто, в другой ничего. Степашка, есть ли другая баклажка. Обычай дорогой, что выпить по друго..

Другой

1. М. Разг.Кто-то иной, не сам.2. М. Разг.1) Ни один из названных или из известных.2) Кто-л. Посторонний, чужой.3. Прил.1) а) Не этот, не данный.б) Противоположный (о стороне, крае и т.п. Чего-л.).в) Употр. При противопоставлении.2) Отличный от данного, прежнего. Иной.3) а) разг. Второй, следующий.б) Употр. При приблизительном указании количества, продолжительности чего-л.4) разг. Некий, некоторый.4. Местоим. Разг.Некоторый, какой-нибудь, иной.. ..

Другой

ДРУГО́Й -а́я, -о́е. Местоим. Прил.. ..

Другой

-ая, -de. 1. Прил. Не этот, не данный. В д. Раз поговорим. На другом берегу (на противоположном). И тот и д. (оба, каждый из двух). 2. Прил. Не такой, иной. Стал совсем другим. Думает одно, а говорит другое (сущ.). Это другое дело (это меняет положение, заставляет думать иначе). 3. Прил. Второй, следующий. На д. День. 4. Мест. Worm. Некоторый, какой-нибудь иной (разг.). Д. Бы благодарил, а ты недоволен, 5. Другой, -ото, м. Кто-то иной, нс сам. Заботиться о других. * Другими словами — говоря инач..

Другой

Другая, другое. 1. Не тот, не этот. Дай мне другой нож, этот тупой. Об этом поговорим в другое время и в другом месте. || Не Такой, иной, отличный от данного. У него были совсем другие намерения. После женитьбы он стал другой. 2. Следующий после первого. Второй. Уже другой месяц, как он в отсутствии. Спросили одного встречного, другого, третьего - никто не знал. На другой день. Поживем месяц, другой и уедем. 3. Такой же, как кто-н., равный, почти тождественный с ним. Это - 4. В знач. Сущ. Другой..

Другой

Восходит к той же основе, что и , и имело такое же первоначальное значение. Новое значение ("иной") развилось на основе оборота друг друга, друг другу. См. .. ..

Другой

Общеслав. Прил. От сущ. Друг «товарищ». Соврем. Значение возникло в оборотах друг друга, друг другу «один другого, один другому».Школьный этимологический словарь русского языка. Происхождение слов. — М. Дрофа Н. М. Шанский, Т. А. Боброва 2004. ..

Другой

Друго́й друг дру́га, укр. Дру́гий "второй", блр. Другí – то же, ст.-слав. Дроугъ дроуга ἀλλήλους (Мейе 1, 64), дроугъ ἄλλος (Супр.), болг. Дру́ги, сербохорв. Дру̏гӣ, словен. Drȗg "другой", drúgi "второй", чеш. Druhý "второй", druh druha "друг друга", польск. Drugi "второй", в.-луж. Druhi – то же. Первонач. Тождественно друг II (Бернекер, 230. Траутман, BSW 59).Этимологический словарь русского языка. — М. Прогресс М. Р. Фасмер 1964—1973. ..

Другой

Понятие современной философии, представляющее собой персонально-субъектную артикуляцию феномена, обозначенного классической традицией как "свое иное" (Гегель) и обретающее статус базового в рамках современного этапа развития философии постмодернизма (см. After-postmodernism), фундируя собой стратегическую программу "воскрешения субъекта". Данная программа формируется в поздней (современной) философии постмодернизма на основе своего рода коммуникационного поворота в артикуляции философской пробле..

Другой

1. В наиболее общем смысле – все и всё, кроме самого человека. В сущности, это значение охватывает полный набор событий, стимулов, людей и т.д., которые составляют психологическое окружение. 2. Более специальное значение – другой человек. 3. Наиболее специальное значение – термин Г.Х. Мида, используемый во множественном числе для собирательного обозначения значимых других в чьей-то жизни.. ..

Другой

Понятие современной философии, представляющее собой персонально-субъектную артикуляцию феномена, обозначенного классической традицией как 'свое иное' (Гегель) и обретающее статус базового в рамках современного этапа развития философии постмодернизма (см. After-postmodernism), фундируя собой стратегическую программу 'воскрешения субъекта'. Данная программа формируется в поздней (современной) философии постмодернизма на основе своего рода коммуникационного поворота в артикуляции философской пробле..

Досократики

ДОСОКРАТИКИ - древнегреческие философы раннего периода (6-5 вв. До н.э.), а также их преемники 4 в. До н.э., творившие вне русла аттической "сократической" и софистической традиций. Тексты Д. Впервые собрал в книге "Фрагменты досократиков" в 1903 немецкий филолог X. Дильс (1848-1922) (более 400 имен вкупе с фрагментами орфических и др. Дофилософских теокосмогоний). Главный предмет размышлений Д. - космос - представлялся им состоящим из обычных чувственно постигаемых стихий - земли, воды, воздуха..

Достоевский

ДОСТОЕВСКИЙ Федор Михайлович (1821-1881) - русский писатель, мыслитель-гуманист. Основные сочинения. "Бедные люди" (1845), "Записки из Мертвого дома" (1860), "Униженные и оскорбленные" (1861), "Идиот" (1868), "Бесы" (1872), "Дневник писателя" (1873), "Преступление и наказание" (1876), "Братья Карамазовы" (1880) и др. В основании творческого метода реализма Д. Находилась неизбывная установка на поиск человека в человеке, убежденность в том, что человек - не "фортепианная клавиша", руководимая раз..

Дуализм

ДУАЛИЗМ (лат. Dualis - двойственный) - 1) философская интерпретационная парадигма, фундированная идеей о наличии двух несводимых друг к другу начал. Духовной и материальной субстанций (онтологический Д. Декарт, Мальб-ранш и др. Именно в этом контексте Вольфом был введен термин "Д."), объекта и субъекта (гносеологический Д. Юм, Кант и др.), сознания и телесной организации человека (психофизиологический Д. Спиноза, Лейбниц, окказионализм, Вундт, Фехнер, Паульсен, представители психофизиологическог..

Дунс Скот

см. ИОАНН ДУНС СКОТ.. ..

Другой

— понятие современной философии, представляющее собой персонально-субъектную артикуляцию феномена, обозначенного классической традицией как "свое иное" (Гегель) и обретающее статус базового в рамках современного этапа развития философии постмодернизма (см. After-postmodernism), фундируя собой стратегическую программу "воскрешения субъекта". Данная программа формируется в поздней (современной) философии постмодернизма на основе своего рода коммуникационного поворота в артикуляции философской проб..

Дополнительный поиск Другой Другой

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Другой" в словаре Новейший философский словарь, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Другой, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "Д". Общая длина 6 символа