Другой
ДРУГОЙ - понятие философии 20 в., фиксирующее некоторый опыт встречи Я с подобной ему сущностью, представляющей, тем не менее, Иное по отношению к Я. Развитие понятия Д. В неклассической философии - свидетельство отхода мыслящего субъекта с позиции солипсизма. Понятие Д. Разрабатывалось прежде всего в феноменологии и диало-гизме. В диалогизме Д. Осмысляется как Ты, появление которого возвращает подлинное бытие или преображает в лучшую сторону бытие Я. Для Ф. Эбнера принятие Ты означает одновременно признание онтологической укорененности Я и Д. И вступление в мир подлинных духовных сущностей. Но в конечном счете любое Ты и даже Я - экспликация Бога, поэтому, в сущности, речь идет об одном диалоге, в котором Бог воспринимает себя в качестве различных Я и выстраивает словесные отношения между ними.
М. Бубер рассматривает Ты как особое видение - различных вещей, людей, духовных сущностей, в котором внимание обращается на бесконечность духовных возможностей в отношении к Я. Этому противостоит неподлинное познавательное отношение (Я - Оно), в котором внимание акцентируется на объекте-среди-подобных и его специфике. В феноменологии тема Д. Впервые выходит на передний план в "Пятой картезианской медитации" Гуссерля. Для Гуссерля это - проблема чисто познавательная - как в опыте Я появляется нечто Чуждое (как конституируется "другое Я" как таковое). Д. Конституируется в Я по аналогии ("соединения в пару") с опытом бытия Я. Ряд тел, которые я нахожу в опыте, дают основания для предположения, что они являются плотью, подобной моей.
Но постижение Д. Как плоти заставляет меня подойти к себе как к телу-среди-других-тел ("Я" выстраивает Д. Как "Я-Там-как-Здесь" и себя как Д. Одновременно). Возможность выстраивания Других - бесконечный горизонт идеального сообщества. Другие "Я" (монады, которые входят в состав интер-монадического сообщества) по-разному выстраивают мир, который может в результате рассматриваться как один-для-всех-тут-сущий (инвариант представлений монад). Это делает значимым опыт любого Д. Для "Я" (интерсубъективность). Сартр рассматривает понятие Д. В социальном ключе. Д. В качестве "Смотрящего-на-меня" - источник существенного модуса "Я" - "Бытия-для-Д.". "Я" пытается осуществить полноту своего бытия через Д., Д. Претендует на это же, что и служит источником постоянного конфликта, проходящего через все возможные типы отношений между людьми.
Для Э. Левинаса (избегающего тотали-зирующего логического дискурса прежней философии) вопрос Д. Поднимается в этическом ключе - как "Я" ограничивает свою свободу перед лицом Д. Как Бесконечности. Тем самым он как бы синтезирует феноменологию и диалогизм. (см. Также. Я)..
Дополнительный поиск Другой
На нашем сайте Вы найдете значение "Другой" в словаре Новейший философский словарь, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Другой, различные варианты толкований, скрытый смысл.
Первая буква "Д". Общая длина 6 символа