Дхарма

192

ДХАРМА (санскр. Dharma, тиб. Chos, кит. Fa., яп. Ho - закон, религия, долг, доктрина, благочестие, основа, порядок мироздания, качество, характер, истина) - одно из важнейших понятий индуистской и буддийской философий. В индуизме Д. - истинная реальность, основа мира, онтологи-чеекое начало бытия. Этически - это закон во всех аспектах жизни, правда, справедливость. В религиозной жизни - ритуал, обязанность. В "Махабхарате" среди множества формулировок выделяется. "Satiat nasti paro dharman" - "Нет более высокого закона, чем истина", "Нет религии выше истины". "Бхагават-гита" вкладывает в понятие Д. Именно этот смысл. В мифологии Д. - Бог справедливости, долга и правосудия. По легенде, Д. - отец старшего из братьев Пандавов, Юд-хитштхири, олицетворяющего на земле долг и справедливость.

В буддизме Д. - многозначный термин, определение которого зависит от контекста. Выделяют следующие основные значения Д. 1. Доктрина, учение Будды. 2. Закон, праведность, правило, моральные нормы жизни. 3. Условие. Прошлое, являющееся причиной настоящих следствий (см. КАРМА). 4. Феноменальное проявление мира, связанное упорядоченной структурой Д. "Все Д. Сотворены мышлением". 5. Точечные моменты бытия, вспышки психофизической энергии. "Д. Называются истинно-сущие, трансцендентальные, непознаваемые носители-субстраты тех элементов, на которые разлагается поток сознания со своим содержанием" (О. Розенберг). Теория Д. Излагалась Васубандху в "Абхидхармакоше" (5 в. Н.э.). В свете этого учения буддизм раскрывается как метафизическая теория, развивающаяся из той идеи, что бытие является взаимодействием многочисленных тонких, конечных элементов материи, духа и сил.

Д. Классифицируются по скандхам (skandha), "скоплениям", аятанам (aytana), "сферам сознания", дхату (dhatu), "классам элементов". Существует пятеричное деление по скандхам. 1) телесные Д., составляющие тело (руна). 2) Д. Ощущений и чувств (ведана). 3) Д. Восприятий, представлений (самджня). 4) Д. Кармических факторов (самскара). 5) Д. Сознания, разного уровня знания (виджняна). Д. Как мысли составляют единый поток сознания. Направление этого потока волею и устремлением к исполнению Учения Будды приводит к освобождению (Нирване). Каждая школа буддизма выработала свою теорию Д. В школах Хинаяны Д. Считаются единственной реальностью. И, наоборот, нереальностью в школах Махаяны. В мадхья-мине признается их "пустотность", т.е. Нельзя утверждать ни их реальности, ни того, что их нет.

Иогачары отрицают какую-либо реальность Д..

Значения в других словарях
Дхарма

(санскр.) слово, употреблявшееся в древней и средневековой литературе Индии для выражения самых разнообразных понятий. Закон, религия, долг, справедливость, душа, обычай и т.д. Из всех этих понятий основным является понятие, охватывающее круг налагаемых на человека законами и обычаями его варны (См. Варна) и Касты религиозных, нравственных, общественных, семейных обязанностей, выполнение которых якобы обеспечивает счастливое переселение души или даже высвобождение души из-под действия кармы (См...

Дхарма

ДХАРМА (санскр.) - 1) одно из центральных понятий индийской философии и религии индуизма, имеющее несколько значений. Вечный моральный закон (аналог абсолюта). Нравственно-социальное установление для "правильной жизни" (долг) - в этом смысле каждый человек имеет свою дхарму.2) В буддизме - первичные элементы бытия и психофизические элементы жизнедеятельности личности. Дхармы вечны, постоянно появляются и исчезают. Волнение их - источник страдания - прекращается в состоянии нирваны.. ..

Дхарма

ДХАРМА (санскритское - закон>, порядок, долг, справедливость>, качество, характер>, природа), Понятие> древнеиндийской мысли. Некий образец, которому надлежит следовать как норме, вечный закон>. В более узком смысле - долг, добродетель. Понятие> дхармы употреблялось в школах индийской философии, признающих авторитет> вед. В буддизме - вечные и неизменные элементы безначального и безличного жизненного процесса, своеобразные "вспышки" психофизической энергии.. ..

Дхарма

Учение, закон, мораль. ..

Дхарма

ДХА́РМА -ы. Ж. В буддизме. Мельчайшие неделимые духовные частицы, из которых складывается поток индивидуального сознания.. ..

Дхарма

- термин, которым в индуизме охватывается круг налагаемых на человека законами и обычаями его касты религиозных, нравственных, общественных, семейных обязанностей, выполнение которых обеспечивает счастливое переселение души. В более общем понимании этот термин обозначает одну из четырех ступеней нравственного развития личности на пути к духовной свободе. Артха (польза), кама (удовольствие), Д. (справедливость), мокша (духовная свобода).. ..

Дхарма

Совокупность норм, определяющих добродетельного человека.. ..

Дхарма

(санскр.) - слово, употреблявшееся в древней и ср.-век. Лит-ре Индии для выражения самых разнообразных понятий. Закон, религия, долг, справедливость, душа, естество, характер, обычай и т. Д. Из всех этих понятий осн. Является понятие, охватывающее круг налагаемых на человека законами и обычаями его варны и касты религ., нравств., обществ., семейных обязанностей, выполнение к-рых якобы обеспечивает высвобождение души человека из-под действия кармы и вечное счастье в загробной жизни. Согласно веро..

Дхарма

ФА1. "Закон" ("образец", "правило", "метод"). Категория кит. Философии и культуры. В широком смысле означает определяемый деонтологич. Нормой образец (прежде всего поведения и действия). В узком смысле Ф. - юридич. Закон, противостоящий природной "благодати/добродетели" - дэ ( 1 ) (ср. Дихотомию закона и благодати в христианской традиции), а в социально-правовом аспекте оппозиционный ритуальной "благопристойности" (ли (2)). У Мо Ди (5 в. До н.э.) Ф. Тянь ("небесный образец")- общее правило, к-ро..

Дунс Скот

см. ИОАНН ДУНС СКОТ.. ..

Душа

ДУША (греч. Psyche, лат. Anima). 1. В религии под Д. Понимается данная Богом бессмертная, духовная, бестелесная и независимая от тела сущность (природа) человека, его "двойник", активное начало, которое, находясь в теле, определяет индивидуальные способности и личность человека, оживляет ("одушевляет") его, а покидая - приносит смерть, сама же переселяется в потусторонний мир для вечной жизни или в другие существа (напр., в брахманизме, буддизме). 2. В истории философии термин Д. Употребляется и..

Дьюи

ДЬЮИ (Dewey) Джон (1859-1920) - американский философ, систематизатор прагматизма, создатель школы инструментализма. Преподавал в Мичиганском, Чикагском, Колумбийском (1904-1931) университетах. Основные сочинения. "Школа и общество" (1899), "Исследования по логической теории" (1903), "Влияние Дарвина на философию" (1910), "Как мы мыслим" (1910), "Очерки по экспериментальной логике" (1916), "Опыт и природа" (1925), "Либерализм и социальное действие" (1935), "Логика. Теория исследования" (1938), "Е..

Дюринг

ДЮРИНa (During) Евгений (1833-1921) - немецкий философ и экономист, профессор механики. Основные работы. "Курс философии" (1875), "Критическая история национальной экономии и социализма" (1875), "Логика и теория науки" (1878), "Еврейский вопрос" (1881), "Философия действительности" (1895) и др. Полагая философию априорным учением о конечных истинах, стремился создать концепцию "философии действительности", сопряженной с новым способом мышления. Придавал понятию "сила" статус специфического жизне..

Дхарма

(санскр. Dharma, пали dhamma) - фундаментальная универсалия инд. Культуры, не поддающаяся однозначному переводу на европейские языки по причине своей принципиальной многозначности, но в самом общем виде означающая порядок, норму, закон существования и развития как космоса, так и социума. Истоки понятия Д. Восходят к Ригведе, где многократно встречается слово дхарман (от глагола дхар - держать, поддерживать), имеющее преимущественно значения "защита", "опора", "крепкое установление", "закон", "по..

Дхарма

(от корня "дхар" - поддерживать) - то, на чем держится (нечто - или мир, общество) - важнейшее понятие инд. Культуры. Эквивалента не имеет, контекстно переводится как "правило", "право", "мораль", "нравственность", "религиозный долг", "закон", "обязанности", "правда", "устои" и т. П. Рассматривается как совокупность установленных правил, прежде всего ритуальных, соблюдение к-рых является необходимым условием поддержания космического порядка. В кач-ве основы мироздания Д. Неразделима с Истиной (р..

Дхарма

Дхарма (санскр. - закон, порядок, долг, справедливость, качество, характер, природа), одно из важнейших понятий древне-индийской философии. В самом общем виде - некое установление положительного характера, образец, которому надлежит следовать как норме,. ..

Дхарма

То, что является установленным и прочным. Закон, устав, указ. Употребление, практика, предписанное поведение. Долг. Право, справедливость. Добродетель, нравоучение, религия. Этические объекты восприятия. Справедливый божественный порядок.. ..

Дхарма

(Санскр.) Священный Закон. Канон буддистов.. ..

Дхарма

(санскр. Dharma, пали dhamma). 1) в индуистской мифологии сначала божественный мудрец, затем бог справедливости, персонифицирующий понятие «дхармы» - закона, морального правопорядка, добродетели. Д. В мифах - либо сам сын Брахмы и один из Праджапати, либо сын Атри, великого риши, родившегося из мысли Брахмы. Жёнами Д. Считаются десять дочерей Дакши, каждая из которых олицетворяет какое-либо абстрактное достоинство, входящее в круг представлений о «дхарме» (славу, счастье, твёрдость, веру и т. П...

Дополнительный поиск Дхарма Дхарма

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Дхарма" в словаре Новейший философский словарь, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Дхарма, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "Д". Общая длина 6 символа