Иисус Христос

210

ИИСУС ХРИСТОС (греч. Iesous - калька ивритск. Jesua, Jehosua - помощь Яхве, спасение. Греч. Christos - помазанник, эквивалент ивритск. Mashiah - мессия, спаситель) - в традиции христианства - богочеловек, обладающий всей содержательной полнотой как бытия Абсолюта, так и человеческой экзистенции (библейские "сын Божий" и "сын человеческий"). Второе лицо в структуре Троицы, Бог-Сын, воплощающий в себе Логос слова Божьего. Посредник между Богом и людьми, устами которого Господь возвещает истину откровения (ср. С непосредственным явлением Бога Моисею в Ветхом Завете). Искупитель, чья крестная жертва спасает человечество от проклятия первородного греха (см. Слав. Спас и греч. Soter - спаситель. Отсюда сотериология как теория спасения).

(1) - В образе И.Х. Характерный для теизма вектор личностной артикуляции персонифицированного Бога находит свое максимальное проявление. Абсолют обретает не просто персонифицированный облик, но подлинно экзистенциальные человеческие черты, оказываясь открытым не только для диалогического откровения, но и для страдания, а значит, - сострадания и милосердия, инспирируя фундаментальный переход европейской культуры от "религии страха" (по терминологии Фромма) к "религии любви". За редкими - на грани ересей - исключениями И.Х. Является центральным семантическим узлом вероучения практически для всех христианских конфессий (феномен христоцентризма), задавая остро артикулированную интенцию понимания откровения как личного и личностного контакта, что порождает в христианстве богатейшую традицию мистики.

Идея искупительной жертвы И.Х. Обусловливает в христианстве интерпретацию сотериологии как центрированной фигурой И.Х. В качестве Спасителя (ср. С идеей Машиаха, которая, будучи эксплицитно выраженной, тем не менее, не фундирует собою иудаизм. "если ты садишь дерево и услышал о приходе Машиаха, закончи работу свою, а потом иди встречать Машиаха"). Христианский Символ веры, основанный на идее вочеловечива-ния Бога, задает в европейской культуре человекосоразмерную парадигму божественного служения, понятого не в качестве дискретного героико-экстатического подвига, обращенного к Абсолюту, но в качестве неизменного достоинства и перманентно повседневного милосердия в отношении к ближнему (не экстремум, но норма.

С любовью, но не со страстью), делая акцент не на человечестве, но на человеке (". Жаждал, и вы напоили меня. Истинно говорю вам. Так как вы сделали это одному из сих братьев моих меньших, то сделали мне" - Мф, 25, 35-40). В образе И.Х., акцентирующем не громовую мощь, но тихий глас Божий, в качестве основы и истока не только вселенского могущества, но и подлинной свободы выступает не внешняя (физическая или социальная) сила, но душевный покой (мир) и самообладание - парадигма силы духа, фундирующая собою в качестве своеобычной сакральной программной ценности всю европейскую культуру. (2) - Центральная фигура европейской (и в целом - западной) истории - вне зависимости от результата многовековой полемики между исторической (А.

Луази, М. Го-гель, Л. Дюшен, Тюбингенская школа (Ф.К. Баур, А. Гин-гельфельд, К. Кестлин, Г. Пданк, Г. Фолькмар, Э. Целлер), Д. Штраус, Ю. Вельхаузен, П. Вериле, В. Вреде, А. Гарнак, Э. Ренан, А. Ритчль, В. Вейс, Р, Бультман и др.) и мифологической (от Ш. Дюпюи, К. Вольнея, Б. Бауэра - до Дж. Робертсона, Т. Уайттекера, А. Немоевского, Э. Мутье-Руссе, П. Кушу, У.Б. Смита, А. Древса и др.) школами христоло-гии, - семантически центрирующая и темпорально структурирующая фундирующее западную культуру видения исторического процесса (см. СОЦИАЛЬНОЕ ВРЕМЯ). От принятой системы летоисчисления (как новой системы отсчета в истории человеческого духа - от Рождества Христова) до век-торно-ориентированной в будущее (идея второго пришествия и Царства Божьего - ср.

С отнесенными в прошлое дохристианскими мифологемами сакрального времени как возводимого к легендарному моменту имеющего креационную семантику брака земли и неба или философскими концепциями "золотого века") модели истории, что задает в западной культуре ценностный приоритет будущего перед прошлым и настоящим (см. НАДЕЖДА). История христианской церкви на протяжении 2-18 вв. Знала не менее 24 человек, дерзнувших претендовать на имя И.Х. (все казнены). См. Также Павел. (3) - Культурный символ высшего порядка, центрирующий западную культурную традицию как в смысложиз-ненно-аксиологическом, так и в программно-парадигмаль-ном планах. С одной стороны, фундируя характерную для Европы систему ценностей, с другой - задавая в контексте европейской культуры поведенческие сценарии, во многом альтернативные исходному западному активизму (препоручение себя в руки Божьи и делегирование Христу как Спасителю решения собственной судьбы), индивидуализму (нормативная максима любви к ближнему), рационализму (концепция откровения) и волюнтаризму (парадигма смирения), а также утверждая в контексте доминирования универсально-логического типа культурных программ острую артикуляцию значимости личного прецедента.

Именно посредством образа И.Х. Христианство сохраняет в контексте европейского целера-ционального технологизма и интеллектуализма артикуляцию любви как верховной ценности человеческой жизни (см. Нетипичное для Европы, но все же присущие в ее тезаурусе. "Перед великим умом я склоняю голову, перед великим сердцем - преклоняю колени" - Л. Ван Бетховен). Символ И.Х. В предельно концентрированном виде выражает генетическую амбивалентность, специфичную для христианской Европы и генетически восходящую как к рационализму античной, так и сакральной мудрости ближневосточной традиций (по формулировке Тертуллиана. "что общего между Афинами и Иерусалимом. У Академии и Церкви?"). Аксиологически акцентированный культурный статус И.Х.

Как воплощенного Слова (Иоанн, 1, 14) актуализирует и наполняет сакральным смыслом исконно присущие западной традиции логико-вербальную ориентацию, когнитивный и праксеологический оптимизм и интеллектуализм. Вместе с тем, переосмысление основополагающего для европейской культуры феномена Логоса в качестве Бога-Сына - наиболее персонифицированно индивидуального и экзистенциально значимого лика в структуре Троицы - конституирует западную традицию как парадоксальный синтез трансцендентальных и экзистенциальных ориентации, задавая в ее контексте специфический вектор фундаментального аксиологического дуализма. Последнее обстоятельство фундирует собою принципиальную нелинейность исторического разворачивания содержания западной культуры, имманентную интенцию на вариабельность мышления и парадигмальный плюрализм, достигающий своего максимального проявления в интерпретационной стратегии постмодерна (см.

ЯЗЫКОВЫЕ ИГРЫ). См. Также. БОГ, ТРОИЦА, ХРИСТИАНСТВО, ФИЛИОКВЕ, ПРОТЕСТАНТСКАЯ ЭТИКА, СИМВОЛ ВЕРЫ, Павел. М .А. Можейко, , А.И. Мерцалова..

Значения в других словарях
Иисус Христос

в христианском вероучении богочеловек. См. Христос. ..

Иисус Христос

См. Христос.. ..

Иисус Христос

По Евангелию сын Божий - Второе Лицо Пресвятой Троицы, по предвечному божественному совету воплотившийся, ради спасения рода человеческого, от Пречистой Девы Марии и нареченный, по повелению Архангела Гавриила, именем Иисуса, т.е. Спасителя. Христос — значит помазанный. Христос совершил дело спасения падшего человечества в трех главных Своих служениях — пророческом, первосвященническом и царском. Иисус Христос родился в Палестине, в городе Вифлееме по наитию Духа Святого от Пресвятой Девы Марии...

Иисус Христос

Спаситель мира — см. Христос.. ..

Иисус христос

Богочеловек, добрый пастырь, Иисус из Назарета, Сын божий, Сын человеческий, спаситель, Спас, Христос, распятый, галилеянин, агнец божий, спас, Иисус. ..

Иисус Христос

См. Христос.. ..

Иисус Христос

Согласно традиционному христианскому вероучению, Богочеловек, вмещающий в «ипостасном» единстве Своей личности всю полноту Божественной природы (Послание апостола Павла к колоссянам 2,19) и всю конкретность человеческой природы. В одном лице Бог-Сын, Логос, «не имеющий ни начала дней, ни конца жизни» (Послание к евреям 7, 3), - и человек, имевший этническую принадлежность, возраст и телесные приметы, родившийся в мир и в конце умерщвленный (хотя рождению предшествует чудо девственного зачатия, а..

Иисус Христос

(4 г. До н.э. - около 30 г. Н.э.?) - согласно христианскому вероучению, Богочеловек, в котором соединены Божественная (как Бог Сын он второе лицо Троицы) и человеческая (рождён от Девы Марии) природы, добровольно принявший страдания и смерть на кресте ради искупления первородного греха, совершённого Адамом и Евой в акте грехопадения. Отсюда эпитеты и имена Иисуса. Христос (по-гречески, буквально - Помазанник, т.е. Мессия), Спаситель (Спас), Искупитель (Заступник), Сын человеческий, Сын Божий и д..

Иисус Христос

(от греч. Xristos - помазанник, перевод др.-евр. Слова "машиах" - мессия) - мифич. Основатель христианства, якобы живший в Палестине в 1 в. Н. Э. И распятый на кресте при рим. Наместнике Пилате. Вера в ист. Существование И. X., его воскресение и 2-е пришествие на землю составляет один из гл. Пунктов символа веры большинства христ. Церквей и сект. Об И. X. Ничего не знали греч. И евр. Писатели и историки 1-2 вв. (Иосиф Флавий, Юст Тивериадский, Филон Александрийский и др.), писавшие о Палестине 1..

Измененное Сознание

ИЗМЕНЕННОЕ СОЗНАНИЕ - особое состояние сознания, существенно отличающееся от того его состояния, которое считается для человека нормальной. Более или менее глубоким изменениям могут быть подвергнуты все или почти все аспекты нормального сознания, например типичный для него чувственный образ "Я" как совокупность обычных ощущений собственного тела вместе с границами тела и его схемой. Может неадекватно измениться "Я - концепция" личности, обычный образ воспринимаемого мира, соотношение мира воспри..

Измерение

ИЗМЕРЕНИЕ - процедура присвоения символов наблюдаемым объектам в соответствии с некоторым правилом. Символы могут быть просто метками, представляющими классы или категории объектов в популяции, или числами, характеризующими степень выраженности у объекта измеряемого свойства. Символы-метки могут также представлять собой числа, но при этом не обязательно нести в себе характерную "числовую" информацию. Целью И. Является получение формальной модели, исследование которой могло бы, в определенном смы..

Ильенков

ИЛЬЕНКОВ Эвальд Васильевич (1924-1979) - русский советский философ, специалист по теории диалектики, истории философии, психологии, педагогике. С 1953 по 1979 работал в Институте философии АН СССР. В 1965 за исследования актуальных проблем теории познания И. Была присуждена академическая премия им. Чернышевского. В качестве переводчика и редактора И. Участвовал в изданиях трудов Фихте, Гегеля, Маркса. В 1968 защитил докторскую диссертацию. "К вопросу о природе мышления". И. Принадлежит приоритет..

Ильин

ИЛЬИН Иван Александрович (1883-1954) - русский философ, социолог, государствовед и общественный деятель, магистр и доктор государственных наук (1918, оппоненты на защите - князь Е.Н. Трубецкой и П.И. Новгородцев), один из основателей Русского научного института в Берлине (1923), профессор (1918). В главных сочинениях. "Философия Гегеля как учение о конкретности Бога и человека" (1918), "Учение о человеке" (1918), "О сопротивлении злу силою" (1925), "Яд большевизма (1931) "Путь духовного обновлен..

Иисус Христос

(греч. Iesous - калька ивритск. Jesua, Jehosua - помощь Яхве, спасение. Греч. Christos - помазанник, эквивалент ивритск. Mashiah - мессия, спаситель) - в традиции христианства - богочеловек, обладающий всей содержательной полнотой как бытия Абсолюта, так и человеческой экзистенции (библейские "сын Божий" и "сын человеческий"). Второе лицо в структуре Троицы, Бог-Сын, воплощающий в себе Логос слова Божьего. Посредник между Богом и людьми, устами которого Господь возвещает истину откровения (ср. С..

Иисус Христос

I. ПРОИСХОЖДЕНИЕ И ЗНАЧЕНИЕ ИМЕНИ А. 1) имя ИИСУС (греч. Ф-ма (Иэсус) евр. Имени Йешуа, в свою очередь являющегося более поздней формой от Йехошуа или Йошуа) означает "Господь - спасение". В Библии это имя носят многие лица (см. Иешуа см. Иисус). По воле Бога оно было дано и Его единств. Сыну (Мф 1:21. Лк 1:31. 2:21). С тех пор это имя, к-рое "выше всякого имени" (Флп 2:9), стало единств., "которым надлежит нам спастись" (Деян 4:12). См. Имена Иисуса Христа. 2) ХРИСТОС - это титул, указывающий ..

Иисус Христос

ИИСУС ХРИСТОС, Иисус (древнеевр. “Господь — его спасение”, греч. Ihsouς, лат. Jesus), Христос (древнеевр. Masziah, арам. Mesziha, греч. Cristoς, лат. Christus — помазанник, Мессия), согласно христ. Вере — Богочеловек, второе Лицо Пресвятой Троицы, Единородный Сын Божий, единственный Спаситель человеч. Рода, Воплощенное Слово (Воплощение), уникальная ист. Личность — Иисус из Назарета, сын Девы Марии, основоположник христианства и создатель Церкви.Главное свидетельство об Иисусе Христе содержится ..

Иисус Христос

Сын Божий, Второе Лицо Пресвятой Троицы, воплотившийся от Святого Духа и Девы Марии. Богочеловек. Возвестил миру величайшее и самое светлое учение в истории человечества, чем вызвал раздражение и злобу фарисеев - первосвященников иудейской Церкви и иудейских законников. Был ими предан суду и погиб позорной смертью. Как человек спустился в ад, куда попадали за свои грехи все люди, начиная с Адама, но как Бог победил ад, освободив из него души тех. Кто веровал в Его пришествие, и воскрес, дав всем..

Иисус Христос

(греч.Ίησους Χριστός), в христианской религиозно-мифологической системе богочеловек, вмещающий в единстве своей личности всю полноту божественной природы - как бог-сын (второе лицо троицы), «не имеющий начала дней», и всю конкретность конечной человеческой природы - как иудей, выступивший с проповедью в Галилее (Северная Палестина) и распятый около 30 н. Э. На кресте. «Иисус» - греч. Передача еврейского личного имени Йешу(а) [ješu(a'), исходная форма - Йегошуа, Jehošua', «бог помощь, спасение», ..

Дополнительный поиск Иисус Христос Иисус Христос

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Иисус Христос" в словаре Новейший философский словарь, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Иисус Христос, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "И". Общая длина 13 символа