Ислам

167

ИСЛАМ (арабск. Ал-Ислам - предание себя Богу, покорность) - одна из мировых религий, иначе - мусульманство. И. Зародился среди арабских племен Западной Аравии в начале 7 в. Это был период распада самих основ древнего общества (в т.ч. И язычества) и возвышения торговых культурных центров (Мекка, Медина). Основателем И. Стал пророк Мухаммад (ок. 570-632) из рода одного из крупных племен курайшитов. Склонный к одиночеству, Мухаммад предается благочестивым размышлениям. По легенде, в молодости ангелы рассекли грудь Мухаммеда и омыли его сердце, а в 610 в возрасте 40 лет он получил откровение на горе Хира во время 40-дневного поста (и слова небесного посланника Джабриила (Архангел Гавриил) запечатлелись в сердце Пророка как "надпись").

С тех пор начинается проповедь Корана, "небесной Книги", и формирование мусульманства как религии. Мухаммад с небольшой группой последователей терпит гонения и переселяется в 622 из родной Мекки в Медину. Борьба Мухаммеда за утверждение новой религии - веры в единого Бога Аллаха - закончилась победой над языческой Меккой в 630. С этого времени начинается интенсивное развитие И., и вытеснение языческих культов с арабских земель. Духовно-энергетический импульс, данный Мухаммадом, привел к значительному распространению И. В настоящее время в мире насчитывается более 800 млн. Мусульман. И. Выступил с идеей очищения древних учений Пророков от искажений и возвращения к истинной религии, идущей от Ибрахима (Авраама).

И. Воспринял религиозные положения иудейства, христианства, древнейших учений Вавилона, зороастрийства, местных культов и стал ментально-духовной культурой, синтезировавшей различные течения культуры арабских народов. И. Является государственной религией в ряде стран, являющихся, как правило, эгалитарными теократиями. Эгалитарными - т.к. Все верующие, независимо от социального положения, равны перед божественным законом. Теократиями - т.к. Источником законодательной власти выступает только Коран. И. Не делает различия между "Божьим" и "кесаревым" и всю жизнь верующих подчиняет религиозным предписаниям (шариату) своду мусульманских законов. И фикху (мусульманскому праву). Основные источники вероучения И. - Коран и Сунны.

Коран - "Слово Божие", данное людям через Пророка Мухаммада, состоящее из 114 Сур (глав). Сунны (арабск. - обычай, предание) - сборники преданий о жизни и деяниях Мухаммада. Сунны состоят из "хадисов", высказываний, приписываемых Пророку. Вероучение И. Базируется на неразделенности религии, права, догматики и ритуала. Важнейший онтологический и, в то же время, социально-политический принцип И. - строгий монотеизм, предполагающий веру в единого Бога Аллаха (первоначально Аллах - Бог местных аравийских племен). Отрицаются всякие "сотоварищи" Высшего Божества, а также христианские догматы Троицы, боговопло-щения и искупления. Божественное слово передается через посланников (расулов) Аллаха. В И. Признаются пять Пророков от начала человечества.

Нух (Ной), с которым Бог возобновил "союз". Ибрахим (Авраам), первый верующий в единого Бога. Муса (Моисей), которому Бог дал Тору для "Сынов израилевых". Иса (Иисус), через которого Бог сообщил Евангелие, и, наконец, Мухаммад, "печать Пророков", завершающий цепь пророчества. Среди шиитов и суннитов существует вера в Махди (Мессию), который явится в "конце мира" и установит мир и справедливость. Главные понятия мусульманства - "И.", "дин" и "имам". И., в широком смысле, означает весь мир, в пределах которого установились и действуют законы Корана. Этой сфере противопоставляется "дар ал-харб" - территория войны, в которой И. Должен утвердиться посредством джихада ("священной войны"). Основная социальная форма жизни - умма, исламская община.

В нее объединяется каждая верующая группа. Первая община - мединская, организована Муххамадом. Дин - религия, закон, свод правил - божественное установление, состоящее из трех основных элементов. "пяти столпов И.", веры (имам) и благих дел (ихсан). "Пять столпов И." составляют. 1) исповедание единобожия (ат-таухид) и пророческой миссии Мухаммада (ан-нубувва). Оно закрепляется формулой "Нет Божества, кроме Бога (Аллаха) и Му-хаммад - посланник Божий". 2) ежедневная пятикратная молитва (ас-салат). 3) пост в месяц рамадан (ас-саум). 4) добровольная очистительная милостыня (аз-закат). 5) паломничество (хотя бы раз в жизни) в Мекку (ал-хадж). Имам (вера) понимается прежде всего как "свидетельство" об объекте своей веры.

В И. Им является Бог, который свидетельствует о себе в Коране. В И. Сохраняется вера в ангелов и шайтанов (бесов), в воскресение после смерти и Судный день, Главное требование к человеку - идти по пути совершенствования, соблюдая законы Корана. Мистическая традиция И. (суфизм) разработала пути богопознания на основе идеи единства всего Сущего в Боге и возможности постижения (растворения) в Боге путем самоотверженного отдания себя Аллаху и безмерной любви к Нему. И. Не остался единой религией. С первых десятилетий своего существования он разделился на различные направления, которые дифференцируются по концепциям государственной власти и по философско-религиозным школам. Наиболее глубокие и радикальные расхождения в И.

Связаны с решением проблемы верховной власти. Выделяются три основных направления. 1) хариджи-ты (араб. - вышедшие, возмутившиеся), отстаивающие общинный характер власти и безусловную выборность главы общины (имам-халиф). 2) шииты (араб. - группа приверженцев), признающие божественную природу власти, предопределенную в роду Али, двоюродного брата и зятя Мухаммада. 3) сунниты (от "сунна"), занимающие срединную линию, т.е. Согласующие решения о правителе с мнением "всей общины", а по сути с ее религиозно-политической верхушкой. Философия и богословие И. Разнообразны. В нем отсутствует общепризнанная догматизация учения и единая богословская школа. Философско-религиозные различия в школах приводили к социально-политическим противоречиям и конфликтам.

На рубеже 7-8 вв. Зарождаются основные философские направления И. По вопросу отношения к человеку, совершившему тяжкий грех (алкабир), выделяются три школы. 1) хариджиты, утверждавшие, что такой человек перестает быть мусульманином. 2) мурджииты, учившие, что мусульманином остается тот, кто сохраняет в сердце чистоту веры, даже если совершил тяжкий грех. 3) мутазилиты, разработавшие учение о "среднем состоянии" между "правоверным" и "неверным". По проблеме предопределения (абсолютной власти Аллаха над человеком и его действиями) и свободы воли (ал-кадир) также формируются различные направления. 1) джабариты, отрицавшие свободу воли и утверждавшие предопределенность человеческой судьбы в силу безграничной власти Аллаха.

2) кадариты, опиравшиеся на идею свободы воли человека в выборе своих действий. 3) мурджииты и мутазилиты, стремившиеся рационалистическими методами разработать теорию, согласующую учение о предопределении и свободе воли человека. По проблеме споров о природе и атрибутах Бога возникают. 1) захириты и ханба-литы, требовавшие буквального понимания соответствующих мест в Коране и слепой вере во все, о чем говорится в "небесной Книге". 2) муаттилиты, утверждавшие духовность Бога и отрицавшие божественные атрибуты, созданные человеческими представлениями. 3) суфии, учившие мистическим путям богопознания и слияния с Богом. Богословие в И. Называется каламом, философия - фалсафа. Этапы в развитии калама связаны со школами.

Мутазилитов, основоположник Василь ибн Ата (ум. 748) и ашаритов, основоположник ал-Ашари (ум. 935), стремящихся путем компромисса с догматиками-традиционалистами легализовать калам. Развитию фалсафа способствовали труды ал-Кинди (ум. Между 860-879), ар-Рази (ум. Между 865-925 или 934), ал-Фараби (870-950), ибн Сины (980-1037), ибн Рушда (1126-1198). Исламская философская мысль развивается на основе синтеза Коранических идей и наследия античного мира (Платона, Аристотеля, учений пифагорейцев, неоплатоников), а также под влиянием буддизма и индуизма. В средние века наблюдается тенденция к сближению калама и фалсафа. Этому способствовали труды аш-Шахрастани (ум. 1153), ал-Газа-ли (ум. 1111), ибн Араби (ум. 1240). Религиозный мистицизм И.

Связан с учением суфизма, ориентированного на следование "пути", который открывается стремящемуся к познанию Бога шейхом (учителем). Концепция любви к Богу - центральная и единая для всех братств. Развитие суфизма идет через аскетико-мистический период (ал-Басри, ум. 728). "классический" период 9-10 вв. (ал-Мисри, ум. 860 - учение о "пути" и теософия). Ат-Тустари (ум. 896) - экзегетика, теософия, космогония. Ал-Халладж (ум. 922) - "экстатическое" направление. Расцвету суфизма способствуют труды ал-Газали, предпринявшего попытку сближения суфизма с традионалистским И., ас-Сухраварди (ум. 1191), создавшем учение об "озарении" (ал-ширак). Ибн-Араби (ум. 1240), развившем учение о "святости", "святых" и их Иерархии. К мистической философии И.

Относится учение исмаилитов, одного из направлений шиитского И. Исмаилиты опираются на эзотерические доктрины Востока, в частности Индии, на идеи греческого неоплатонизма, и придерживаются доктрины "метемпсихоза" (танасух) и "воплощения" (хулул). В новейшее время развитию идей И. Способствуют движения шейхов, бабитов и бехаитов (19 в., Персия). Бабиты (основоположник Сейид Али Мухаммад (Баб) и бехаиты (основоположник Мирза Хусейн Али - Беха-Улла) стремятся сплотить человечество вокруг учений, оставленных их Пророками. В лоне ортодоксального ислама с 18 в. Развивается движение ваххабитов (по имени основоположника ал-Ваххаба), отвергающее новшества, появившиеся в И. В процессе его исторического развития и стремящиеся очистить веру и учение Мухаммада и вернуться к мединскому прообразу.

В 19-20 вв. Развиваются реформаторские, фундаменталистские и панис-ламские тенденции, базирующиеся на исламских ценностях. В странах распространения И. Становится основой для активизации национальных движений и воплощения концепций "исламского государства", подразумевающей воплощение идей И. Во всех сферах государственной и религиозной жизни..

Значения в других словарях
Ислам

[араб., буквально — покорность, предание себя (воле божьей)], одна из наиболее распространённых религий мира. Её последователи — мусульмане — составляют большую часть (от 80 до 98% ) населения Мавритании, Марокко, Алжира, Туниса, Ливии, Египта, Судана, Сомали, Иордании, Сирии, Ирака, государств Аравийского полуострова, Турции, Ирана, Афганистана, Пакистана, Бангладеш, Индонезии, значительную часть (от 60 до 75% ) населения Нигерии, Сенегала, Гвинеи, Мали, около половины населения Ливана и Албан..

Ислам

ИСЛАМ (араб. - букв. - покорность), монотеистическая религия, одна из мировых религий (наряду с христианством и буддизмом), ее последователи - Мусульмане. Возник в Аравии в 7 в. Основатель - Мухаммед. Ислам складывался под значительным влиянием христианства и иудаизма. В результате арабских завоеваний распространился на Ближнем и Ср. Востоке, позднее в некоторых странах Дальнего Востока, Юго-Вост. Азии, Африки. Главные принципы ислама изложены в Коране. Основные догматы - поклонение единому богу..

Ислам

ИСЛАМ (от арабского - покорность), одна из мировых религий, наряду с христианством и буддизмом. Её последователи - мусульмане (отсюда др. Название - мусульманство). Возник в 7 в. Основатель - Мухаммед (ок. 570-632). Главные принципы И. Изложены в "священной книге" - Коране. Религиозные обязанности мусульман определяются "пятью столпами И.". 1) поклонение единому всемогущему Богу -Аллаху (шахада) и почитание Мухаммеда пророком-посланником Аллаха (нубувва). 2) ежедневная пятикратная молитва (салат..

Ислам

ИСЛАМ (арабское, буквально покорность), монотеистическая религия>, одна из мировых религий (наряду с христианством и буддизмом), ее последователи - мусульмане. Возник в Аравии в 7 в. Основатель - Мухаммед>. Ислам складывался под значительным влиянием христианства и иудаизма. В результате арабских завоеваний распространился на Ближнем и Среднем Востоке, позднее в некоторых странах Дальнего Востока, Юго-Восточной Азии, Африки. Главные принципы ислама изложены в Коране. Основные догматы - поклонени..

Ислам

(т. Е. "предание себя" человеком Богу) — есть, по Мухаммеду, открытое исповедание возвещенной им религии. Она требовала веры в единого всемогущего и милосердного Бога (Аллах), в божеское предопределение судеб и поступков людей, в избрание Мухаммеда, как ниспосланного всему человечеству "по определению пророков", в загробную жизнь после смерти, в воздаяние за добрые и злые дела в раю и в аду, в воскресение мертвых и "страшный суд". Мухаммед, в первое время своей деятельности называвший себя воссо..

Ислам

Монотеистическая религия. Последователи этой религии не поклоняются ее пророку Мухаммеду, считая его обычным человеком, которого Бог избрал своим посланником. Верующие называют себя "мусульманами" (араб. "муслим"). В настоящее время ислам - господствующая религия в Марокко, Алжире, Тунисе, Ливии, Мавритании, Сенегале, Гвинее, Нигерии, Чаде, Египте, Судане, Сомали, Сирии, Ираке, Саудовской Аравии и других государствах Аравийского полуострова, Турции, Албании, Иране, Азербайджане, Узбекистане, Каз..

Ислам

[арабск.] - одна из мировых религий наряду с христианством (ХРИСТИАНСТВО) и буддизмом (БУДДИЗМ). Религия мусульман, вера в Аллаха как единого Бога и в его пророка Мухаммада. То же, что МУСУЛЬМАНСТВО (МАГОМЕТАНСТВО).(Источник. "Словарь иностранных слов". Комлев Н.Г., 2006)араб. Islam. Название магометанской религии. Собственно значит. Преданность воле Божией.(Источник. "Объяснение 25000 иностранных слов, вошедших в употребление в русский язык, с означением их корней". Михельсон А.Д., 1865)мусульм..

Ислам

См. Вера.... ..

Ислам

(иноск.) - поклонники (страна) ислама, магометанства (последователи Магомета)Ср. Islam (арабск.) - путь к спасению (покорность воле Божьей), aslama - покоряться.. ..

Ислам

Исламизм м. Мохамеданство, мусульманство, вера Мохамеда. В переводе. Путь ко спасению.. ..

Ислам

М.Одна из наиболее распространенных мировых религий, возникшая в Аравии VII в., получившая распространение на Ближнем и Среднем Востоке, в некоторых странах Дальнего Востока, Юго-Восточной Азии, Африки и имеющая своими основными догматами поклонение единому богу - Аллаху и признание Мухаммеда Его посланником. Мусульманство.. ..

Ислам

ИСЛА́М -а. М. [араб. Islām - покорность]. Одна из наиболее распространённых религий мира, последователями которой являются мусульмане. Мусульманство.. ..

Ислам

-а, м. Распространившаяся во многих странах Востока одна из трёх мировых религий, возникшая в Аравии в 7 в. Н. Э. На основе почитания Аллаха как единого Бога. Вероучение ислама. Шиитское направление ислама (признающее право быть имамом только за потомком Мухаммеда). Суннитское направление ислама (признающее право быть имамом не только за потомком Мухаммеда). II прил. Исламский, -ая, -ое.. ..

Ислам

Ислама, мн. Нет, м. (араб. Islam, букв. Предание себя, подразумевается - воле аллаха) (книжн.). Магометанская религия, мусульманство.. ..

Ислам

Заимств. В XVIII в. Из тюрк. Яз., где оно — из араб. Islām «покорность», производного от глагола salama «покоряться» (воле бога).Школьный этимологический словарь русского языка. Происхождение слов. — М. Дрофа Н. М. Шанский, Т. А. Боброва 2004. ..

Ислам

(араб., букв. Покорность). ..

Ислам

— одна из трех мировых религий. Возник в Аравии в начале VII в. Вероучение И. Изложено в Коране, который был ниспослан Аллахом пророку Мухаммеду через ангела Джебраила (Гавриила). Покоится на 7 догматах. Вере в единого бога — Аллаха, в ангелов, во все книги божьи, всех посланников Аллаха, в конец света, предопределение, воскресение мертвых. Культ И. Опирается на пять столпов веры. Исповедание — произнесение формулы «Нет бога, кроме Аллаха, и Мухаммед — пророк его», ежедневная пятикратная молитва..

Ислам

(араб. - покорность) - одна из наиболее распространенных религий, иногда наряду с буддизмом и христианством называемая "мировой" религией. Ее последователи - мусульмане (откуда ее др. Название - мусульманство) - составляют подавляющее большинство (от 80 до 98%) населения в странах Бл. Востока (Турция, Сирия, Иордания, Ирак, государства Аравийского п-ова, ОАР, Судан, Сомали) и Ср. Востока (Иран, Афганистан, Пакистан), в Сев. Африке (Марокко. Мавритания, Алжир, Тунис, Ливия) и в Юго-Вост. Азии (Ин..

Ислам

(араб, «покорность») — одна из мировых религий. Возник в VII в. В среде арабов-бедуинов. Его основатель - Мухаммед (570-632), уроженец г. Мекка. Ок. 610 г. Мухаммед начал выступать с проповедями, в которых утверждал, что есть только один Бог (Аллах) для всех людей, а остальные боги — ложные. Призывал арабов покаяться в прежнем неверии в единственного всемогущего Бога. Идея одного Бога для арабов способствовала их объединению в единое государство во главе с Мухаммедом. После его смерти был состав..

Искусственное И Естественное

ИСКУССТВЕННОЕ И ЕСТЕСТВЕННОЕ - категориальная пара, указывающая на различные модусы существования предметов гуманитарного познания и деятельности и задающая принцип дуализма в отношении них. В соответствии с этим принципом деятельности (а также языка, культуры и мышления) должны рассматриваться как результат взаимодействия и склейки двух принципиально разных механизмов. Искусственного механизма, регулируемого сознательно поставленными целями и сознательно используемыми нормами, и естественного м..

Искусство

ИСКУССТВО - термин, используемый в двух значениях. 1) мастерство, умение, ловкость, сноровка, развитые знанием дела. 2) творческая деятельность, направленная на создание художественных произведений, шире - эстетически-выразительных форм. Понятийный статус И. Непосредственно связан со вторым значением термина, сохраняя первое в качестве технического условия всякого творчества. Понятие "И." коннотируется историческими изменениями (трансформациями) форм и типов культуры, их взаимодействиями, а соот..

Истина

ИСТИНА - универсалия культуры субъект-объектного ряда (см. УНИВЕРСАЛИИ, КАТЕГОРИИ КУЛЬТУРЫ), содержанием которой является оценочная характеристика знания в контексте его соотношения с предметной сферой, с одной стороны, и со сферой процессуального мышления - с другой. (1) В классической философии оформляется две принципиально альтернативных парадигмы трактовки И. Одна из них основывается на принципе корреспонденции как соответствия знания объективному положению дел предметного мира (Аристотель, ..

Историцизм

ИСТОРИЦИЗМ - стратегия исторического (и - шире - гуманитарного) познания, предполагающая постижение истории с парадигмальной позиции снятия субъект-объектной оппозиции внутри когнитивной процедуры. Складывается на рубеже 19-20 вв. В историко-философской традиции восходит к философии тождества Шеллинга (идея единства исторического бытия и исторического познания) и к неогегельянской трактовке истории как истории мысли. Инспирирован в своем становлении дисциплинарным конституированием социологии, с..

Ислам

- одна из трех мировых религий, наряду с буддизмом и христианством. И. Возник в VII в. На Аравийском полуострове. Численность последователей И. Более 1 млрд. Человек. Сторонники И. В основном проживают в странах Ближнего и Среднего Востока и Северной Африки, а также в ряде стран Азии. И. Играет важную роль во внутренней и внешней политике современных мусульманских стран и в международных отношениях. В последние годы возникли десятки региональных и международных исламских политических, экономи..

Ислам

(арабск. Ал-Ислам - предание себя Богу, покорность) - одна из мировых религий, иначе - мусульманство. И. Зародился среди арабских племен Западной Аравии в начале 7 в. Это был период распада самих основ древнего общества (в т.ч. И язычества) и возвышения торговых культурных центров (Мекка, Медина). Основателем И. Стал пророк Мухаммад (ок. 570-632) из рода одного из крупных племен курайшитов. Склонный к одиночеству, Мухаммад предается благочестивым размышлениям. По легенде, в молодости ангелы расс..

Ислам

Предание себя Богу, покорность. Так называется монотеистическая (авраамическая) религия, истоки которой непосредственно восходят к самым древнейшим временам. В окончательном виде эта религия была представлена в проповедях пророка Мухаммада, который получил ее в виде Божественного откровения (вахй). Ислам (в значении покорности Богу) - это религия, которую исповедовали все Божьи посланники и их последователи. Еще одним значением слова Ислам, корень которого составляют буквы С-Л-М, является слово ..

Ислам

Одна из трех (после христианства и буддизма) мировых религий. В историческом аспекте одна из самых молодых религий, т.к. Ее появление относится к раннему средневековью. История ислама В момент своего возникновения ислам был синкретической религией, впит. ..

Дополнительный поиск Ислам Ислам

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Ислам" в словаре Новейший философский словарь, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Ислам, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "И". Общая длина 5 символа