История

137

ИСТОРИЯ - движение общества во времени, предмет изучения историографии и философии И. Непосредственно И. Предстает как прошлое человеческого общества, ретроспективное освоение которого (признание его как своей собственной И.) открывает человеку исторический характер современности. Современность непрерывно вырастает из прошлого и, выполняя свою историческую миссию, сама уходит в прошлое. Динамическое единство прошлого и настоящего раскрывает И. Как свершение или осуществление некоторой цели ("прогресса цивилизации", "социальной справедливости", "освобождения человека" и т.п.). И. Образует наполняющий время смысл. От абстрактного календарного времени, служащего средством датирования или измерения длительности процессов, историческое время отличается содержательной определенностью.

Оно может быть то более, то менее насыщенным историческими событиями, может течь то медленнее, то быстрее - в зависимости от темпа исторических трансформаций, оно может быть временем героев, временем несбывшихся надежд или вовсе историческим безвременьем. Индивид погружен в И. И реализует себя как человека, соотнося свое социальное поведение с глубинным течением И. Сравнительный анализ различных культур обнаруживает разнообразие представлений об И. В частности, если в обществах, заряженных на прогресс, историческое время понимается как текущее из прошлого через настоящее в будущее, то в историческом сознании традиционных обществ прошлое находится впереди настоящего - как образец, к которому надлежит максимально приблизиться.

Более того, обнаруживается, что сама идея И. Свойственна лишь цивилизованным обществам, появившимся впервые в 4 тысячелетии до н.э. В архаических (первобытных) обществах господствует мифологическое, а не историческое сознание. Поэтому архаические общества могут быть в известном смысле определены как доисторические - не имеющие реального опыта И. Идея линейной И. Впервые оформляется в античной культуре. Важнейшей предпосылкой привычных для нас представлений об И. Явилось христианство, в центре внимания которого находятся не природные процессы, а определенным образом понятая человеческая И. - И. Спасения. Структурируя историческое время последовательностью уникальных событий (сотворение мира и человека, грехопадение первых людей, первое пришествие Христа и его искупительная жертва, открывшая человеку возможность спасения, грядущие конец света и Страшный суд), христианство сформировало представление о линейной направленности и необратимости И., преодолев тем самым циклизм в восприятии времени, свойственный язычеству.

Христианство, являясь мировой религией, обращенной к "человеку вообще", заложило основы трактовки И. Как единого в своей сущности всемирно-исторического процесса. В новоевропейской культуре историческое сознание получило интенсивное развитие в конце 18-19 вв. 19 в. - "столетие историков" - характеризуется настоящим культом И. В условиях падения влияния традиционных форм религии было осуществлено своеобразное обожествление И. Предполагалось, что ход И. Обладает высшей целесообразностью, "в конечно счете" окупает все жертвы и каждому воздает по заслугам. Единственное, о чем должен заботится человек, коль скоро он претендует на участие в И., это - "не отстать от прогресса". Катастрофизм реального исторического опыта сильно подорвал наивно прогрессистскую веру в гарантированность и провиденциальную разумность И.

Раз-божествление И. Совершалось по-разному. Наиболее раннюю версию, восходящую еще к середине 19 в., представляет собой марксизм. И. Не есть некое богосоразмерное разумное начало, преследующее "высшие" цели, И. Создает сам человек, занятый удовлетворением своих материальных потребностей. Историческое событие образуется пересечением множества индивидуальных действий, столкновением частных интересов, и это случайность, которая служит проявлением исторической необходимости, - объективной эволюции общественного производства. Акцент на анализе материально-экономических процессов демистифицировал идею И., однако вера в непреложную историческую необходимость обернулась мессианством и небывалой жестокостью людей, якобы познавших "объективные законы общественного развития" и выступивших вершителями "суда И.".

Другой вариант реакции на разбожествление И. Представляет собой весьма популярный в 20 в. Неомифологизм. Историческое время, утратившее высшую целесообразность, становится бессмысленно-мучительным для человека. Неомифологизм пытается преодолеть "кошмар И." посредством актуализации опыта мировосприятия, свойственного архаическим культурам, снимающим линейность исторического времени мифом о вечном возвращении. Однако, бегство от идеи И. Не приводит к прекращению реальных ее кошмаров и означает фактически уклонение от ответственности за происходящее. Сохранение тезиса об исторической ответственности человека стало возможным, как оказалось, посредством антропологизации И. Исторический процесс лишается какого бы то ни было надчеловеческого смысла, единственный смысл И.

- это самореализация человека как свободного существа. Ткань И. Образуется творческими ответами человека на безвыходные с точки зрения прежнего опыта ситуации. И. Не гарантирована человеку, и ход ее не предопределен, И. Держится постоянным усилием человека реализовать себя как свободное существо, независимое от внешней обусловленности. Саморазвитие и самоценность человека становятся мерой прогресса как сквозного смысла И. Однако, в 20 в. В историческое мышление проникают идеи прерывности и множественности, вообще подрывающие основополагающий тезис о смысловом единстве И. Освоение обширного неевропейского материала выявило скрытый европоцентризм привычного представления об И. Как едином всемирно-историческом процесс.

Смысл И. (неограниченный прогресс) и ее периодизация (Древний мир - Средние века -Новое время) были определены на основе западного исторического сознания и представляют собой его неправомерную универсализацию. Концептуальная модель всемирной И. Унифицирует изучаемые общества, тогда как реальный исторический материал свидетельствует в пользу их уникальности и открывает И. Как многообразие типов исторического развития. Однако оборотной стороной тезиса об уникальности каждой цивилизации является признание их эквивалентности - они равноценны в силу отсутствия общей шкалы, позволяющей произвести их сравнительную оценку. Единый поток И. Распадается на множество разнородных локальных историй. Тем самым историческое мышление оказывается перед дилеммой.

Остаться в плену культурного империализма или вообще лишить И. Общей смысловой направленности. Выходом из тупика является, по-видимому, переосмысление сущности исторической реальности. Привычная идеология прогресса как смысла И. Основана на противопоставлении природы и И., природная среда здесь трактуется как пьедестал социально-исторического развития, средство удовлетворения человеческих потребностей. Глобальный экологический кризис, демонстрируя невозможность безграничного прогресса, выявляет глубокую укорененность человеческой И. В динамике биосферы Земли и по-новому открывает нам единство судьбы всего человечества (перед лицом возможного самоуничтожения). По-видимому, на смену теории "всемирной И." может прийти концепция "глобальной И.", основанная на расширенном понимании исторической реальности и сочетании идеи планетарного единства человечества с признанием самобытности локальных социо-природных систем.

Причем, глобальная И. - это не столько теоретическая, сколько практическая проблема. Человечество должно обрести новый тип историчности, решив две взаимосвязанные задачи. Выработать стратегию коэволюции общества и природы и обрести прочное глобальное единство посредством диалогического взаимодействия различных культурных традиций. Пока это не произошло, идея И. Остается одним из самых загадочных и противоречивых продуктов человеческого разума. (см. Также. СОЦИАЛЬНАЯ ФИЛОСОФИЯ, ФИЛОСОФИЯ ИСТОРИИ)..

Значения в других словарях
История

(от греческого historía — рассказ о прошлых событиях, повествование о том, что узнано, исследовано) 1) Всякий процесс развития в природе и обществе. В этом смысле можно говорить об И. Мироздания, И. Земли, И. Отдельных наук — физики, математики, права и т. Д. 2) Наука, изучающая прошлое человеческого общества во всей его конкретности и многообразии, которое познаётся с целью понимания его настоящего и перспектив в будущем. «Мы знаем только одну единственную науку, науку истории. Историю можно ра..

История

ИСТОРИЯ (от греч. Historia - рассказ о прошедшем - об узнанном), 1) процесс развития природы и общества2)] Комплекс общественных наук (историческая наука), изучающих прошлое человечества во всей его конкретности и многообразии. Исследуются факты, события и процессы на базе исторических источников, которыми занимаются источниковедение и ряд вспомогательных исторических дисциплин. История состоит из всемирной (всеобщей) истории и истории отдельных стран и народов (их отечественная история). Подраз..

История

ИСТОРИЯ (от греческого historia - рассказ> о прошедшем, об узнанном), 1) процесс развития природы и общества. 2) Комплекс> общественных, гуманитарных и других наук (историческая наука>), изучающих прошлое человечества во всей его конкретности и многообразии. Исследует факты, события и процессы на базе исторических источников. Принято деление> на всемирную (всеобщую) историю и историю отдельных стран и народов. Историю первобытного общества, древнюю историю. Средневековую, новую и новейшую истори..

История

Слово "история" греческого происхождения (ίστορία). Оно значило, первоначально, исследование, разузнавание, повествование о том, что узнано (ίστορέω — стараюсь разузнать, ίστωρ — знаток, свидетель). В смысле повествования о разузнанном, оно перешло в латинский язык, откуда было заимствовано в новыми европейскими языками. В настоящее время оно употребляется в двояком смысле, а именно для обозначения известного знания (historia rerum gestarum, или история, как наука) и для обозначения того, что со..

История

Философия изучает ошибочные взгляды людей, а история — их ошибочные поступки. Филип Гедалла История — это наука о том, чего уже нет и не будет. Поль Валери История — наука будущего. Константин Кушнер Будущее археологии лежит в руинах. Эрих фон Деникен Археологи выкапывают из земли историю, которую закопали политики. Габриэль Лауб История — как мясной паштет. Лучше не вглядываться, как его приготовляют. Олдос Хаксли История — это союз между умершими, живыми и еще не родившимися. Эдмунд Берк Истор..

История

(греч.). 1) наука, исследующая последовательное развитие человечества, народа, учреждения и т. Д. 2) естественная история. Все науки, которые занимаются исследованием предметов или явлений природы.(Источник. "Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка". Чудинов А.Н., 1910)греч. Historia, от histor, знающий. А) Рассказ о событиях. B) Естественная история. Все науки, которые занимаются исследованием составных частей земного шара, животных и растений.(Источник. "Объяснение 25000 ино..

История

• невероятная история. ..

История

Летопись, анналы, деяния, хроника, регесты. Предание, сказание.. ..

История

Происшествие, приключение, случай. Абсурдная, анафемская (разг.), анекдотическая, аховая (разг.), банальная, бесхитростная, веселая, волнующая, глупая, гнусная, гротескная, грязная, дикая (разг.), диковинная, досадная, драматическая, дрянная (разг.), дурацкая (разг.), жалкая, забавная, завидная, загадочная, закулисная, занятная, злополучная, идиотская (разг.), каверзная, канительная, комическая, курьезная, любопытная, небывалая, невероятная, невиданная, нелепая, необыкновенная, необычная, неправ..

История

(иноск.) - приключение, неприятность, скандалСр. Ведь это история, понимаете ли. История - сконапель истоар, говорила гостья.Гоголь. Мертвые души. 1, 9.Ср. Ноздрев был в некотором отношении исторический человек. Ни на одном собрании, где он был, не обходилось без истории.Гоголь. Мертвые души. 1, 4.Ср. Вы были замешаны в историю.Там же.Ср. О. История у нас вещь ужасная. Благородно или низко вы поступили, правы или нет, могли избежать или не могли, но ваше имя замешано в историю. Все равно, вы тер..

История

Ж. Слово, принятое от древних почти во все европейских языки, вообще в знач. Того, что было или есть, в противоположность сказке, басне. В тесном знач. Бытописание, дееписание, бытословие, деи, описание происшествий, повесть о событиях, о быте и жизни народов. История священная, церковная, гражданская, всемирная, частная (по народам) и пр. Естественая история, наука о природе, по трем ее царствам. | Слово история иногда знач. Происшествие, приключение, случай, встреча, неприятность. С ним приклю..

История

Ж.1) Процесс развития природы и общества.2) а) Научная дисциплина, изучающая ход развития человеческого общества.б) Учебный предмет, содержащий теоретические основы данной научной дисциплины.в) разг. Учебник, излагающий содержание данного учебного предмета.3) Область науки, изучающая ход развития, последовательные изменения в какой-л. Области природы, культуры, знания.4) Последовательный ход развития, изменения чего-л.5) а) Совокупность фактов и событий чьей-л. Жизни.б) Описание таких фактов, со..

История

ИСТО́РИЯ -и. Ж. [греч. Historia - рассказ о прошедшем, об узнанном]. ..

История

-и, ж. 1. Действительность в ее развитии, движении. Законы истории. 2. Совокупность наук, изучающих прошлое человеческого общества. Всемирная (всеобщая) и. И. Средних веков. 3. Чего или какая. Наука о развитии какой-н. Области природы, знания. Естественная и. (устар.). И. Театра. 4. Чего. Ход развития, движения чего-н. И. Нашей дружбы. И. Болезни (карта, в к-рой регистрируются изменения в состоянии больного). 5. Прошлое, сохраняющееся в памяти человечества. События, вошедшие в историю. И. Умалчи..

История

Истории, ж. (греч. Historia - исследование). 1. Только ед. Совокупность фактов и событий, относящихся к прошедшей жизни человечества. Прошлое. Эти обычаи отошли в историю. 2. Перен., только ед. Память человечества о прошлом, о выдающихся событиях и людях (книжн., ритор.). Событие это вошло в историю. История отметит имена героев революции. 3. Только ед. Жизнь, действительность в процессе развития, движения (книжн.). Пролетариат взял власть. Перевернулась еще. ..

История

Кого-чего и о ком-чем, про кого-что.1. Кого-чего (ход развития, движения чего-л. Совокупность фактов и событий, связанных с кем-, чем-л.). История этого человека. История нашей дружбы. [Хозяйка] рассказывает. Историю своей первой любви (Горький).2. О ком-чем, про кого-что (рассказ, повествование). Все истории о любви очень сходны между собой (Гончаров). Теперь вы мне доскажите вашу историю про Бэлу (Лермонтов).. ..

История

Это слово заимствовано из греческого языка, где historia означает "исследование".. ..

История

Заимств. В древнерусскую эпоху из греч. Яз., где historia «история» <. «знание», суф. Производное от historeō «стараюсь узнать» или histōr «знаток, свидетель». Первоначально — «рассказ об увиденном или разузнанном».Школьный этимологический словарь русского языка. Происхождение слов. — М. Дрофа Н. М. Шанский, Т. А. Боброва 2004. ..

История

Исто́рия при Петре I. См. Смирнов 1242 Возм., через нем. Historie (с XIII в.) из лат. Historia от греч. Ἱστορία. Вместо стар. Гисто́рия (см.). •• [Виднес ("Scando-Slavica", 3, 1957, стр. 137 и сл.) приводит примеры гораздо более раннего употребления формы история. Памва Берында, изд. 1653 г. История о войне Иудейской, ХVI в. См. Еще G. Hüttl Worth, Foreign words in Russian, Lоs Angeles, 1963, стр. 74. – Т.]Этимологический словарь русского языка. — М. Прогресс М. Р. Фасмер 1964—1973. ..

История

(от греч. Historia рассказ о прошедшем, об узнанном). ..

История

( греч. Historia - рассказ о прошлых событиях, повествование о том, что узнано, исследовано) - 1) процесс развития природы и общества. 2) комплекс общественных наук (ист. Наука), изучающих прошлое человечества в пространственно-временном отношении. И. Состоит из всемирной (всеобщей) И. И И. Отдельных стран и народов. Она включает И. Первобытного общества, И. Древнего мира, И. Средних веков (медиевистику), новую и новейшую И. Отраслями ист. Науки являются. Эконом. И., военная И., ист. География, ..

История

(греч. Istoria - исследование, рассказ, повествование о том, что узнано, исследовано) - 1) Всякий процесс развития в природе и обществе. "Мы знаем только одну единственную науку, науку истории. Историю можно рассматривать с двух сторон, её можно разделить на историю природы и историю людей. Однако обе эти стороны неразрывно связаны. До тех пор, пока существуют люди, история природы и история людей взаимно обусловливают друг друга" (Маркс К. И Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 3, с. 16, прим.). В этом..

Историцизм

ИСТОРИЦИЗМ - стратегия исторического (и - шире - гуманитарного) познания, предполагающая постижение истории с парадигмальной позиции снятия субъект-объектной оппозиции внутри когнитивной процедуры. Складывается на рубеже 19-20 вв. В историко-философской традиции восходит к философии тождества Шеллинга (идея единства исторического бытия и исторического познания) и к неогегельянской трактовке истории как истории мысли. Инспирирован в своем становлении дисциплинарным конституированием социологии, с..

Исторический Материализм

ИСТОРИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛИЗМ (материалистическое понимание истории) - парадигма философии истории, созданная и разработанная Марксом и Энгельсом. В основе И.М. Лежит методологическая процедура апплицирования диалектической схемы развития по Гегелю на тенденции развития социально-экономической структуры человеческого общества. И.М. Объясняет внутренние взаимозависимости общественных структур по универсальной системообразующей формуле. "Способ производства материальной жизни обусловливает социальный, ..

История Философии

ИСТОРИЯ ФИЛОСОФИИ - философская дисциплина, предметом которой является процесс возникновения и развития философского знания. И.Ф. Представляет собой теоретическую реконструкцию, интерпретацию и критическое осмысление этого знания, выявление внутренней связи и взаимообусловленности его составляющих, представленных различными философскими течениями, школами и направлениями, а также выявление их социокультурной обусловленности. Будучи специфическим способом философского исследования, имеющим дело с..

Иудаизм

ИУДАИЗМ - национальная религия евреев. Первый в истории мировой культуры прецедент теизма и монотеистической веры. Генетически связан с западно-семитской, а также египетской и шумеро-аккадской мифологией, зороастризмом и - позднее - гностицизмом. В истории И. Могут быть выделены такие периоды, как библейский, талмудический, раввинистический и реформационный. Если исходно (конец 2 тысячелетия до н.э.) возрения И. Центрировались вокруг мифологем ваалов - покровителей природных объектов, то содержа..

История

Движение общества во времени, предмет изучения историографии и философии И. Непосредственно И. Предстает как прошлое человеческого общества, ретроспективное освоение которого (признание его как своей собственной И.) открывает человеку исторический характер современности. Современность непрерывно вырастает из прошлого и, выполняя свою историческую миссию, сама уходит в прошлое. Динамическое единство прошлого и настоящего раскрывает И. Как свершение или осуществление некоторой цели ("прогресса цив..

Дополнительный поиск История История

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "История" в словаре Новейший философский словарь, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением История, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "И". Общая длина 7 символа