Квиетизм

206

КВИЕТИЗМ (лат. Quietus - спокойный) - неортодоксальное течение в католицизме, центрирующееся вокруг презумпции душевного покоя - quies (культурно-типологический аналог в рамках православия - более ранний исихазм). Оформляется в 17 в. Основоположник - испанский теолог Мигель де Молинос (ок. 1628-1696), выступивший с проповедью мистического учения, согласно которому единение с Богом возможно как апофеоз безмятежности, проявляющейся в отрешенности души, прошедшей через "акт самоотречения" от всех сует, включая и озабоченность собственным спасением (ср. С требованием "незаинтересованности любви" к Богу, акцентированным в суфизме). Добродетель и конфессиональная вера объявляются "внешними", а потому не имеющими отношения к святости, понимаемой в качестве достигнутого состояния покоя, основой которого является безграничное доверие к Мессии и полное делегирование Христу ответственности за свою судьбу.

Развивая традиционные для мистики идеи (постижение Абсолюта на путях любви и непосредственное единение с ним в акте откровения), К. Отличается предельной логической последовательностью, доводя характерную для классической мистики презумпцию отрешенности души до нормативного полного безразличия - вплоть до индифиффирентно-го отношения к добру и злу. Согласно концепции К., человек, достигший совершенства "на вершине самоотречения" не подлежит оценке в контексте этических дихотомий (типа дихотомии добродетели и греха), ибо все его поступки и мысли принадлежат и восходят к Богу, в пользу которого он отрекся от своей воли. К. Был осужден ортодоксальным католицизмом (особенно иезуитами). Молинос был вынужден отречься от своих взглядов и заточен (1685), а его идеи по 68 пунктам осуждены специальной папской буллой Иннокентия XI "Coelestis Pastor" (1687) как ересь.

Однако, книга Молиноса "Духовный путеводитель" (1675) до начала 18 в. Была переиздана более 20 раз на различных языках. К. Нашел своих пламенных последователей как в Западной Европе (Франсуа де Салиньяк де ла Мот Фенелон (1651-1715), архиепископ Камбрейский, впавший в опалу за квиетистские взгляды. Ж.М. Гюйон (1648-1717), заключенная в Бастилию за проповедь К. И, в частности, за вывод о равенстве добра и зла как различных проявлений Божественной воли, П.М. Пет-руччи, Ф. Лакомб и др., включая представителей официальных церковных кругов. А.Х. Франк, Д. Арнольд), так и России (распространение в начале 19 в. Обер-прокурором Синода князем Голицыным русских переводов классических текстов К., имевших хождение вплоть до официального изъятия в сер.

1840-х). В контексте динамизма культуры Запада (17 в. - заря Нового времени). К. Выступил аксиологической альтернативой основополагающим ценностям активизма (ср. Общекатолическую концепцию "добрых дел"). Задав поведенческую и смысложизненную парадигму покоя, что является максимальным выражением общей тенденции западной мистики к созерцательной сосредоточенности (ср. С культивируемой в восточной мистике, развивающейся в контексте традиционно-консервативной стабильной культуры, нормативно экстатической практики как альтернативы типовым поведенческим парадигмам. Пляски дервишей в исламе, предельный ритм раннесуфийских танцев и др.). Выражая искомую для европейской традиции ценность покоя (аксиологический горизонт культуры в контексте приоритетов активизма), К., будучи официально осужден католицизмом, вновь заявил о себе в рамках протестантизма, оказав значительное влияние на лютеранский пиетизм 18 в., и в рамках философской традиции, оказав воздействие на аксиологический строй ряда концепций, начиная с Шопенгауэра..

Значения в других словарях
Квиетизм

(франц. Quiétisme, от лат. Quietus — спокойный, безмятежный, quies — покой) религиозно-этическое учение, проповедующее мистически-созерцательное отношение к миру, пассивность, спокойствие души, полное подчинение божественной воле, безразличие к добру и злу, к раю и аду. Возникнув в конце 17 в. Внутри католицизма, К. Выражал рост оппозиционных настроений против папства и враждебное отношение к иезуитам (См. Иезуиты). Идеи К. Были развиты испанским священником М. Молиносом (1628—96), издавшим в Ри..

Квиетизм

КВИЕТИЗМ (от лат. Quietus - спокойный - безмятежный), религиозное учение, доводящее идеал пассивного подчинения воле Бога до требования быть безразличным к собственному "спасению". Возникло в 17 в. Внутри католицизма, было осуждено церковными инстанциями. В переносном смысле - созерцательность, бездейственность.. ..

Квиетизм

КВИЕТИЗМ (от латинского quietus - спокойный, безмятежный), религиозное учение, доводящее идеал> пассивного подчинения воле Бога до требования быть безразличным к собственному "спасению". Возникло в 17 в. Внутри католицизма, было осуждено церковными инстанциями. В переносном смысле - созерцательность, бездейственность.. ..

Квиетизм

(от лат. Quies — покой), или молиносизм — мистически-религиозное направление, вызванное в XVII в. Испан. Проповедником Михаилом Молиносом и долженствовавшее служить противовесом механическому богопочитанию, обрядности и культу добрых дел, в которых иезуиты и доминиканцы видели сущность благочестия и богобоязни. Молинос в своей книге "Guida spirituale" (Рим, 1675) требовал полнейшего пассивного покоя души, в котором она отдавалась бы божественному действию и как бы прекращала свое существование, ..

Квиетизм

Общее название сходных религиозных течений, распространившихся в 17 в. В Испании, Франции и Италии. Обычно с квиетизмом ассоциируют имена Мигеля де Молиноса, мадам Гюйон (Жанны Марии Бувье де Ла Мотт-Гюйон) и Фенелона (Франсуа де Салиньяка де Ла Мотт), архиепископа Камбре. Квиетисты рассматривали церковь как основное, но недостаточное средство для единения души с Богом и выдвинули учение о присущем человеческой душе непосредственном знании Бога. Уверенность в истинности каждого такого непосредст..

Квиетизм

(ново-лат., от лат. Quies, quietis - покой). 1) учение квиетистов. 2) спокойствие духа, безучастно относящегося ко всему окружающему, неподвижность и косность мысли.(Источник. "Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка". Чудинов А.Н., 1910)1) неподвижность, умственный и душевный покой. 2) религиозное учение XVII в., по которому для спасения души считалось наилучшим полное спокойствие духа. Учение это возникло в противовес мелочной обрядности, царившей в испанском обществе в то в..

Квиетизм

Сущ., кол-во синонимов. (3). ..

Квиетизм

1. М.Религиозно-этическое учение, проповедующее мистически-созерцательное, безучастное, пассивное отношение к жизни.2. М. Устар.Безучастное, пассивное отношение к жизни.. ..

Квиетизм

КВИЕТИ́ЗМ -а. М. [от лат. Quietus - спокойный]. ..

Квиетизм

Квиетизма, мн. Нет, м. (от латин. Quietus - спокойный) (книжн.). 1. Мистически-созерцательное отношение к жизни. Проповедь квиетизма, спячки, ленивого прекраснодушия. 2. Соответствующая религиозно-философская доктрина в 17 в. (истор.).. ..

Квиетизм

(от лат. Quietus - спокойный, бездействующий).1. Религиозно-этическое учение, проповедовавшее доверие, смирение, покорность, пассивное отношение к действительности, подчинение божественной воле. Идеи К. Развивал испанский священник М. Молинос (1628-1696) в своей работе "Духовный руководитель". (1675). Объявлены ересью.2. Безучастное, пассивное отношение к жизни, непротивление, воздержание от активной деятельности. Отчасти К. Присущ толстовской проповеди непротивления злу насилием.. ..

Квиетизм

— религиозное учение и течение, возникшее в католицизме в XVII в. И доводившее христианское требование безропотного подчинения воле Божьей до фаталистического безразличия к собственному спасению. Осужден руководством католической церкви. В переносном значении — бездействие, созерцательность.. ..

Качество

См. КОЛИЧЕСТВО.. ..

Качество И Количество

См. КОЛИЧЕСТВО.. ..

Кедров

КЕДРОВ Бонифатий Михайлович (1903-1985) - российский советский философ, химик, историк науки. В 1930-1931 - и.о. Директора Химического института, в 1931-1932 - слушатель Института Красной профессуры философии и естествознания. Защитил диссертацию "О парадоксе Гиббса" на звание кандидата химических наук. В 1935-1937 работал в партийном аппарате ВКП (б). Старший научный сотрудник Института философии АН СССР (1939-1941). В 1946 К. Присуждена ученая степень доктора философских наук за диссертацию "А..

Киники

см. СОКРАТИЧЕСКИЕ ШКОЛЫ.. ..

Квиетизм

(фр. Quietisme, от лат. Quietus - спокойный, безмятежный, quies - покой) - мистико-созерцательное направление в католической духовности, отрицающее человеческую активность и ответственность. Обычно его возводят к учению исп. Каноника М. Молиноса и его последователей - Ж.М. Гюйон, архиепископа Фенелона.Фундаментальный принцип К. - осуждение всех человеческих усилий. Человек, стремясь к совершенству, должен пребывать в полной пассивности, упразднить волю и довериться Богу до такой степени, чтобы е..

Дополнительный поиск Квиетизм Квиетизм

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Квиетизм" в словаре Новейший философский словарь, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Квиетизм, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "К". Общая длина 8 символа