Козлов

153

КОЗЛОВ Алексей Александрович (1831-1901) - русский философ и издатель. Учился на физико-математическом, затем на историко-филологическом факультете Московского университета. Учительствовал (преподавал словесность), был поклонником учений Фейербаха и Ш. Фурье, увлекался революционными идеями, арестовывался. Затем занимался сельским хозяйством. В возрасте примерно 40 лет увлекся философскими учениями - Шопенгауэра, Канта, Э. Гартма-на. Особенно ценил Дюринга, считал его одним из корифеев современной немецкой философии. В 1875 уехал во Францию, но получив приглашение Киевского университета вернулся. С 1876 - приват-доцент, с 1884 - профессор Киевского университета (докторская диссертация. "Генезис теории пространства и времени Канта").

В 1885-1887 издавал "Философский трехмесячник". В 1887 по болезни вошел в отставку, переехал в Петербург, где стал издавать "Свое слово" (1888-1898). К. Явился основателем первых периодических философских изданий в России. Основные работы. "Сущность мирового процесса или философия бессознательного Э. Фон Гартмана" (Вып. 1-2, 1873-1875). "Философия действительности. Изложение философской системы Дюринга с приложением критического обзора" (1878). "Философские этюды" (ч. 1-2, 1876-1880). Философия как наука" (1877). "Очерк из истории философии" (1887). "Религия графа Л.Н. Толстого, его учение о жизни и любви" (1895) и др. Своими непосредственными духовными учителями считал Лейбница, Р.Г. Лотце и Г. Тейхмюллера (преподавал философию в Дерптском университете (ныне Тарту).

Разрабатывал концепцию панпсихизма ("монистического плюрализма"). Один из первых (наряду с Лопатиным) представителей персонализма в русской философии. Его непосредственными учениками были Е.Н. Бобров и С.А. Алексеев-Аскольдов (сын К.). Влияние К. Признавали Бердяев, Шестов, Н.О. Лосский (продолживший персоналистскую традицию). К. Выступил против гегелевской философии тождества бытия и мышления, считая, что бытие и мышление не представляет собой развивающихся одна из другой стадий. Дуализм должен быть заменен в философии последовательным монизмом. Поэтому одновременно как духовные явления могут рассматриваться в качестве продуктов или действий движущейся материи, так и наоборот - материальные явления могут быть поняты как продукты или действия духа.

Отсюда его концепция панпсихизма - все сущее признается психическим и сознательным, даже если интенсивность этого сознания крайне мала. Фактически у К. Речь идет о синтетической переинтерпретации идей Шопенгауэра и Бергсона о творящей прежде всего, а не познающей активности человеческого духа. Отсюда разделение реальной и являемой в познании действительности и тезис о том, что естествознание, по сути, никогда не соприкасается ни с чем реальным, которое пытается схватываться им в терминах грубого материализма. К. - сторонник концепции гносеологического символизма. Чувственный опыт не способен вывести нас на уровень подлинного бытия. Непосредственное знание невозможно, оно всегда символически опосредованно. Непосредственным может быть только сознание, предшествующее знанию ("сознание Бога" порождает "понятие о Боге", но не наоборот).

Вещи материального мира, принимаемые за подлинную реальность, есть лишь символы тех субстанций, с которыми мы в действительности взаимодействуем (такими символами являются и пространство, и время, и движение). Это "идеальные иллюзии" как результаты бессознательной деятельности мышления и фантазии, рационализированные в понятия разума для соотношения и обобщения продуцируемого в познавательной активности. Подлинная действительность духовна. Следовательно, нет деятельности без деятеля, без его мыслительного и морально-ответственного усилия. Идеи сами по себе не существуют, они суть только акты мыслительной деятельности мыслящих существ. Понятие о бытии складва-ется из содержаний, получаемых в "первоначальном, простом и непосредственном сознании".

Так как "первоначальное сознание" заключает в себе "непосредственно данное", оно абсолютно, тогда как всякое знание относительно, состоит из мыслимого нами. "Духовная действительность" субстанциональна и плюралистична. Существует множественность субстанциональных точек (монад) бытия, множественность "субстанциональных деятелей", не замкнутых самих на себя, но постоянно взаимодействующих. Так принцип панпсихизма срастается с принципом метафизического плюрализма. "Я" как духовные субстанции, взаимодействующие между собой, обладают неизменной индивидуальной природой, конституирующим личность изначальным непосредственным сознанием и свободой воли, т.е. Возможностью действования сообразно природе, но независимо от конкретных обстоятельств места и времени, "внешних причин".

В то же время неограниченность возможностей никогда не может быть полностью реализована - это основная антиномия любого общества. С точки зрения каждой отдельно взятой субстанции любые общественные ("надсубстанциальные") преобразования безрезультатны и бессмысленны, если не содержат в себе опоры на стремление личности к выполнению нравственного долга, ее моральное самоусовершенствование, расширяющее границы непосредственного сознания, увеличивая тем самым наши реальные связи с миром. Активность человека складывается из внутренних переживаний человеческого духа и из их перенесения в эмоционально-волевых актах за пределы субъективного мира с целью создания образов внешних вещей и процессов, т.е. Создания определенного, "квалифицированного" бытия.

В свою очередь, понять мир, отделить действительное от "видимого" можно лишь погружаясь в изучение собственного Я. Непосредственное сознание, однако, лишь частично ("фрагментарно") схватывает взаимодействие множественности субстанций. Мир же есть целое, субстанции составляют единую мировую систему. Обеспечивает реальную связь субстанций "Высочайшая Субстанция" - Бог. "Действительное сущее есть безвременно готовое целое". Все фазы (или ступени) того порядка, который мы мыслим как развитие, могут быть даны разом, он телеологически "пред-задается" в своих пределах. Онтология К. Ликвидирует разделение на субъект и объект, отождествляет самосознание с познанием мира. Идеальная цель познания - постижение метафизической связи субстанций и адекватное ее "схватывание".

Решить эту задачу могут прежде всего науки о духе, занимающиеся предметами, "открытыми нам в нашем сознании". Цель философии - "объединение индивидуальных влечений и деятельностей в одну общую волю и гармоническую деятельность целого общества, человечества и через него. Целого мира"..

Значения в других словарях
Козлов

IКозло́в Алексей Александрович [8(20).2.1831, Москва, — 27.2(12.3).1901, Петербург], русский философ-идеалист, один из первых представителей Персонализма в России. Окончил Московский университет (1854). К изучению философии обратился в 1870-е гг. Испытал сильное влияние Г. Тейхмюллера. Приват-доцент (с 1876), профессор (с 1884) Киевского университета. Издатель первых в России философских журналов «Философский трёхмесячник» (1885—87, № 1—4) и «Своё слово» (1888—98, № 1—5). Свои философские взгляд..

Козлов

КОЗЛОВ - название г. Мичуринск в Тамбовской обл. До 1932.. ..

Козлов

КОЗЛОВ Алексей Семёнович (род. 1935), саксофонист, композитор, заслуженный артист РСФСР (1988). С 1973 организатор и руководитель джаз-рок ансамбля "Арсенал". Автор джазовых композиций, работы в области электронной и компьютерной музыки. Автор кн. "Рок-музыка. Истоки и развитие" (1989).2.. ..

Козлов

КОЗЛОВ Иван Иванович> (1779 - 1840), русский поэт, переводчик. В 1821 ослеп. Лирические стихи, романтическая поэма> "Чернец" (1825). Стихотворение> "Вечерний звон" (1828, перевод стихотворения Т. Мура) стало народной песней.. ..

Козлов

Мичуринск. ..

Козлов

Название г. Мичуринск в Тамбовской обл. До 1932.. ..

Козлов

Козло́в стар. Название города Евпатории в Крыму, преобразовано по народн. Этимологии из Gezleve, сближенного с козёл. См. Унбегаун, RЕS 16, 224. Савинов, РФВ 21, 39.Этимологический словарь русского языка. — М. Прогресс М. Р. Фасмер 1964—1973. ..

Козлов

КОЗЛОВ Иван Иванович (1779-1840) - поэт. Происходил из рядов знатного, но разоряющегося дворянства (сын статс-секретаря). Служил на военной, затем на гражданской службе. В возрасте около сорока лет был разбит параличом, лишившим его ног, через три года совершенно ослеп. Год потери зрения был годом начала лит-ой деятельности К. В 1821 появляется в печати первое его стихотворение «К Светлане».Через некоторое время получает широкую известность распространяющаяся в списках романтическая поэма «Черн..

Козлов

Козлов, Алексей Александрович (1831 - 1900) - профессор философии Киевского университета, спиритуалист, признававший действительное бытие только за миром одушевленных индивидуальных существ и боровшийся с этой точки зрения с материализмом и позитивизмом.. ..

Козлов

Сост. С Мельниковым "Полную школу живопис. И маляр. Работ". (М., 1893).{Венгеров}. ..

Козлов

Пётр Кузьмич (1863–1935), географ, исследователь Центральной Азии, куда совершил шесть путешествий. Первый русский исследователь Тибета. Участник научных экспедиций Н. М. Пржевальского, М. В. Певцова и В. И. Роборовского. Руководил крупными российскими экспедициями. Монголо-тибетскими (1899–1901 и 1923–26) и монголо-сычуаньской (1907–09). Открыл и исследовал остатки древнего г. Хара-Хото, курганные могильники гуннов, включая могильники р-на поднятия Ноин-Ула, собрал обширные географические и этн..

Козлов

См. Евпатория, Мичуринск. ..

Козлов

КОЗЕЛ КОЗЕЛЛ КОЗЕЛЛО КОЗЕЛИН КОЗЕЛИХИН КОЗИН КОЗЛАНЮК КОЗЛЕНОК КОЗЛОВ КОЗЛЮК КОЗЛЯТИН КОЗЛОВИЧ КОЗЛЯКОВ КОЗЛЯТКИН КОЗДЮК КОЗЛАН КОЗЛАНОтчество от нецерковного мужского личного имени Козел - многочисленные примеры с 1405 г. Очень распространенная фамилия. По подсчетам Б.Унбегауна, в Петербурге 1910 г. Она занимала 36-е место по частоте употребления. Выяснено, как возникала эта фамилия у бояр, когда дробились разросшиеся древние роды. В первой половине XV в. Григорий Козел, сын боярина Морозова, с..

Козлов

1.Василий Иванович (р. 18.II.1903) - сов. Парт. И гос. Деятель. Чл. КПСС с 1927. Герой Сов. Союза (1.IX.1942). Род. В д. Заградье Жлобинского р-йа Гомельской обл. В крест. Семье. В 1919-25 - слесарь депо ст. Жлобин. В 1929-33 учился в Коммунистич. Ун-те им. Ленина в Минске, затем работал парторгом колхоза, в 1934-38 - директор Старобинской МТС, 1-й секретарь Старобинского райкома КП Белоруссии. В 1938-40 - 1-й секретарь Червенского райкома КП Белоруссии. С 1940 - зам. Пред. СНК БССР, с апр. 1941..

Кожев

КОЖЕВ (Kozhev) Александр (русская фамилия - Кожевников) (1901-1968) - французский философ-неогегельянец. Родился в Москве, эмигрировал в 1920, образование получил в Берлине. Учился у Ясперса. С 1928 - во Франции. Был связан с движением евразийства (считал Карсавина своим учителем). Лекции по философии Гегеля, прочитанные им с 1933 по 1939, оказали огромное влияние на развитие философии во Франции, в том числе на такие течения как экзистенциализм и структурализм. К. Стремится интерпретировать Гег..

Козер

КОЗЕР (Coser) Льюис А. (р. 1913) - американский социолог, один из основных теоретиков социологии конфликта. Основные сочинения. "Функции социального конфликта" (1956), "Социальный конфликт и теория социального изменения" (1956), "Этапы изучения социального конфликта" (1967) и др. Выступал против игнорирования социологами концепта конфликта и соответственно понимания социальных конфликтов как аномалии или патологии общественного развития. Конфликт, по К., - важнейший элемент социального взаимодей..

Количество

КАЧЕСТВО и КОЛИЧЕСТВО - философские категории, впервые проанализированные в таком статусе Аристотелем в "Категориях" и "Топике". Качеству (предикаменту, отвечающему на вопрос "какое?") Аристотель приписывал четыре возможных контекста. Наличие либо отсутствие врожденных, исходных способностей и характеристик. Наличие как преходящих, так и стабильных свойств. Свойства и состояния, присущие вещи и явлению в процессе их существования. Внешний облик вещи либо явления. Количеству (вопрос "сколько?") -..

Коллективное Бессознательное

КОЛЛЕКТИВНОЕ БЕССОЗНАТЕЛЬНОЕ - понятие аналитической психологии Юнга, обозначающее совокупность наследуемых людьми универсальных неосознаваемых психических структур, механизмов, архетипов, инстинктов, импульсов, образов и т.д., передаваемых от поколения к поколению как субстрат психического бытия, включающий в себя психический опыт предшествующих поколений. Согласно Юнгу, основное содержание К.Б. Составляют инстинкты и архетипы.. ..

Дополнительный поиск Козлов Козлов

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Козлов" в словаре Новейший философский словарь, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Козлов, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "К". Общая длина 6 символа