Лабиринт

186

ЛАБИРИНТ - образ-метафора постмодернизма - один из центральных элементов системы понятий философского миропонимания Борхеса (см. Эссе. "Сад расходящихся тропок", 1944. "Дом Астерия", 1949. "Абенхакан эль Боха-ри, погибший в своем лабиринте", 1949 и др.) и Эко (см. "Имя розы", 1980. "Заметки на полях "Имени розы", 1983. "Путешествия в гиперреальности", 1987. "Пределы Интерпретации", 1990. "Остров прежнего дня", 1994. "Поиск совершенного языка", 1995 и др.). У Борхеса выступал, в частности, своеобычной моделью вселенского мироустройства. Мир суть Вавилонская библиотека, охватывающая "все возможные комбинации двадцати с чем-то орфографических знаков (число их, хотя и огромно, не бесконечно) - или все, что поддается выражению - на всех языках".

Согласно Борхесу, такое "книгохранилище" - это Л. Или Система, архитектоника которой обусловливается собственными правилами - законами предопределения, высшего порядка, провидения. Вселенная-библиотека у Борхеса структурна, ибо периодична. "Если бы вечный странник пустился в путь в каком-либо направлении, он смог бы убедиться по прошествии веков, что те же книги повторяются в том же беспорядке (который, будучи повторенным, становится порядком. Порядком"). Восприняв борхесовскую идею Л. Как образно-знаковую модель Универсума, Эко ("Имя розы") выстраивает своеобразную "двойную метафору - метафору метафоры", акцентированно изображая библиотеку аббатства как Л., непостижимый и недоступный для непосвященных. Монастырское книгохранилище у Эко - своего рода мировой план, в котором любому помещению (в зависимости от его месторасположения) присвоено символическое географическое наименование.

По замечанию одного из центральных персонажей, "библиотека действительно построена и оборудована по образу нашего земноводного шара". Пожар, уничтоживший библиотеку, у Эко - это не столько воображаемая на знаковом уровне процедура разрушения борхесовского Л. В результате теоретической и аксиологической полемики, сколько символ смены доминирующей парадигмы мироописания как итога интеллектуальной революции постмодерна. По мнению Эко ("Заметки на полях "Имени розы"), борхесовский Л. Вселенной системен и структурен, выход из него предопределен самим фактом его существования. В нем нет разветвлений и тупиков, отсутствует ситуация перманентного выбора, ибо блуждающий в нем - это фаталист в состоянии пассивной зависимости от прихотей и причуд творца Л.

(Таковыми Л. В истории человечества, нередко понимаемой Эко как история мысленного конструирования людьми возможных миров, являлись. А) безальтернативный Л. Минотавра, в котором было в принципе невозможно заблудиться, ибо все дороги вели (безразлично - с помощью нити Ариадны или без оной - к неизбежной развязке - встрече с Минотавром). Б) "маньеристический", по Эко, Л., состоящий из разветвленных коридоров со множеством тупиков - выход из которого в конечном счете достижим через конечное число проб и ошибок). Постигнув физиологическую, психологическую или ментальную организацию их создателей - можно проникнуть в тайну самих Л. Герои романа Эко разгадали загадку Л. "извне", а не "изнутри". Скорее мировоззренческий, нежели сюжетный вывод Эко оказался достаточно категоричен.

"Хорхе не смог соответствовать собственному первоначальному замыслу". Согласно Эко, подлинная схема Л. Мироздания - это "ризома", устроенная так, что в ней "каждая дорожка имеет возможность пересечься с другой. Нет центра, нет периферии, нет выхода. Потенциально такая структура безгранична". Путешествие в таком Л. - являет собой ситуацию постоянного выбора, облик создателя такого Л. Куда менее значим. Мир такого Л. Не достроен до конца, не подвластен даже предельному рациональному пониманию. "Пространство догадки - пространство ризомы" (Эко). Сопряжение "ризомы" и "структуры", с точки зрения Эко, невозможно и немыслимо - это понятия-антиподы. Постмодернистский Л. Ризомы призван сменить традиционалистский, классический Л.

Мироподобной библиотеки Хорхе Бургосского, прототипом которого для Эко был сам Борхес. Истоки идеи Л. Ризомы Эко усматривал в парадигме устройства мироздания средневекового герметизма, а именно в идее о том, что мир целиком отражается в любом своем конкретном проявлении ("принцип всеобщего подобия"), вкупе с отказом от закона причинной обусловленности, результирующимся в трактовке Универсума как "сети переплетающихся подобий и космических симпатий". Семи-озис в рамках герметизма, по Эко, органично допускает и фундирует "герметический дрейф" - "интерпретативный обычай, преобладавший в ренессансном герметизме и основывающийся на принципах универсальной аналогии и симпатии". Последний на уровне интеллектуальной практики являет собой бесконечный переход "от значения к значению, от подобия к подобию, от связи к другой связи".

Знак, тем самым, по Эко, оказывается чем-то таким, посредством познания которого мы постигаем "нечто иное" (ср. Посредством познания знака мы постигаем "нечто большее", по Пирсу). Историческим коррелятом "герметического дрейфа" в предельных его версиях Эко полагал поиск источников бесконечных значений в процедурах каббалы, отдавая предпочтение "процессу свободного лингвистического творения" или "экстатической каббале" (когда почетное место между Текстом и Богом занимал Толкователь) перед "теософической каббалой" (когда посредником между Богом и Толкователем выступал Текст). Пророча наступление Зона (см. ЗОН) Ризомы, Эко не пренебрег постановкой ряда очевидных проблем. Бесконечна ли ризома. Допустима ли акцентированно безграничная и беспредельная иерархия смыслов и значений применительно к миру людей, понимаемому и интерпретируемому в качестве особого Текста, особого Мира Знаков.

Насколько продуктивен в предельных своих проявлениях сопряженный с бытием этого мира бунт Означающего против тирании Означаемого. Отталкиваясь от экстравагантных мистических опытов герметизма и оккультизма, продуцируя мыслимый диапазон траекторий человеческих судеб в Л. Пространства ризомы, Эко пришел к выводу ("Маятник Фуко", "Остров прежнего дня"). Семиозис в игровой форме есть и безусловно должен быть ограничен. "Рамки" гиперпространства ризомы задаются предельно артикулированной сакральной осмысленностью жизни и ее смыслов. Только "о-смысленный", по Эко, семиозис - нить из бес-смысленного ризоматического Л. "Рождение Читателя оплачено смертью Автора" (Барт). Для человека не может быть ситуации невозможности преодоления Л.

- есть неизбывная проблема цены этого. (см. БОРХЕС, ЭКО, РИЗОМА, СМЕРТЬ СУБЪЕКТА)..

Значения в других словарях
Лабиринт

IЛабири́нт (греч. Labýrinthos) термин, которым античные авторы (Геродот, Диодор, Страбон и др.) называли сооружения со сложным и запутанным планом. Древние писатели сообщают о нескольких Л. Критском, построенном, по преданию, Дедалом для Минотавра (с ним отождествляют знаменитый дворец в Кносе). Египетском около Файюма (в северном Египте), построенном, возможно, при фараоне Аменемхете III (19 в. До н. Э.) и насчитывавшем ок. 3 тыс. Помещений. Самосском, построенном по приказу тирана Поликрата (6..

Лабиринт

См. В ст. Внутреннее ухо.. ..

Лабиринт

ЛАБИРИНТ (греческое labyrinthos), сооружение со сложным и запутанным планом. В переносном смысле - запутанные положения, отношения.. ..

Лабиринт

Запутанная система комнат и переходов, спланированная так, чтобы из нее трудно было найти выход. В греческой мифологии знаменитый лабиринт на Крите был построен Дедалом для царя Миноса, чтобы поместить в нем Минотавра. Тесей вошел в лабиринт и убил чудовище, а обратную дорогу нашел, сматывая предварительно размотанный моток пряжи, который дала ему Ариадна. Другие знаменитые лабиринты - сооруженный Аменемхетом III (правил с 1818 по 1770 до н.э.) в Фаюме (Египет), а также построенный в правление П..

Лабиринт

Попадать/ попасть в лабиринт. Книжн. Оказываться в сложном положении, из которого трудно найти выход. БМС 1998, 327.. ..

Лабиринт

(греческ. Labyrinthos). 1) здания в древнем Египте и Крите, имевшие массу комнат над землею и под землею, которые были так устроены, что, попавши раз в этот дворец, трудно было выйти из него. 2) теперь - сад, в котором дорожки расположены на подобие галерей в древних лабиринтах. 3) запутанность, переходы, место, откуда трудно найти выход. 4) внутренняя часть слухового органа. 5) название архитектурных украшений.(Источник. "Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка". Чудинов А.Н...

Лабиринт

Путаница, ухо. ..

Лабиринт

См. В ст. Внутреннее ухо.. ..

Лабиринт

(иноск.) - запутанные отношения, обороты речи и т. П. Путаница, - темнота в рассуждениях, в сочинениях. Вообще место, где можно легко запутаться, заблудиться (намек на лабиринт - здание с запутанными дорожками, откуда трудно найти выход)Ср. Пирогов выяснил, что "преследуя одно ближайшее, мы незаметно попадем в лабиринт, из которого трудно будет выбраться".Лесков. Рассказы кстати. 2, 5.Ср. Какой же, однако, выход из этого лабиринта двоесловий. Неужели только один и есть. Помолчу?Салтыков. За рубе..

Лабиринт

М. Греч. Запутанные дорожки, переходы, место, откуда трудно найти исход. От древних зданий в Египте и на Крите. | Внутренний слуховой снаряд. Преддверие и кружала с улиткою. Лабиринтный, -товый, к лабиринту относящ.. ..

Лабиринт

1. М.1) а) Запутанная сеть ходов, сообщающихся друг с другом помещений.б) Здание со сложными, запутанными ходами, из которых было трудно найти выход (в Древней Греции и Древнем Египте).2) а) Запутанная сеть дорожек в парке, саду, расположенных так, что посетителю трудно выбраться оттуда.б) Часть парка, сада с такими дорожками.3) перен. Сложное, запутанное расположение чего-л.2. М.Внутреннее ухо позвоночных животных и человека, выполняющее функции органа слуха и равновесия (в анатомии).. ..

Лабиринт

ЛАБИРИ́НТ -а. М. [греч. Labyrinthos]. ..

Лабиринт

-а, м. 1. Запутанная сеть дорожек, ходов, сообщающихся друг с другом помещений [первонач. В Древней Греции и Египте большое здание со сложно расположенными переходами]. 2. Перен. Сложное, запутанное расположение, сочетание чего-н. Л. Улиц. Л. Мыслей. 3. Внутреннее ухо (спец.). II прил. Лабиринтный, -ая, -ое (к 1 и 3 знач.) и лабиринтовый, -ая, -ое (к 1 и 3 знач. Спец.).. ..

Лабиринт

Лабиринта, м. (греч. Labyrinthos) (книжн.). 1. В древней Греции и Египте - большое здание, дворец со множеством комнат и запутанными переходами. Критский лабиринт. || перен. Сложная и запутанная система помещений, расположенных так, что незнакомому трудно найти дорогу, выбраться. Лабиринт коридоров. Лабиринт колонн. 2. Запутанная сеть дорожек в парке, расположенных так, что гуляющему трудно выбраться оттуда. 3. Перен., чего. Сложное, запутанное сцепление, переплетение чего-н. Лабиринт жизни. Лаб..

Лабиринт

Заимствование (через немецкое и латинское посредство) из греческого, в котором labyrinthos – "лабиринт" является заимствованием из лидийского, где это слово означает "топор" (имеются в виду царские регалии).. ..

Лабиринт

Заимств. В XVIII в. Из лат. Яз., где labyrinthus <. Греч. Labyrinthos, того же корня, что labrys «секира» (как регалия царя).Школьный этимологический словарь русского языка. Происхождение слов. — М. Дрофа Н. М. Шанский, Т. А. Боброва 2004. ..

Лабиринт

Лабири́нт Через нем. Labyrinth из лат. Labyrinthus от греч. Λαβύρινθος – то же. Согласно Плутарху, лид. Слово, ср. Λάβρυς "секира, топор" в качестве царских регалий. См. Гофман, Gr. Wb. 170.Этимологический словарь русского языка. — М. Прогресс М. Р. Фасмер 1964—1973. ..

Лабиринт

Образ-метафора постмодернизма- один из центральных элементов системы понятий философского миропонимания Борхеса (см. Эссе. "Сад расходящихся тропок", 1944, "Дом Астерия", 1949, "Абенхакан эль Бохари, погибший в своем лабиринте", 1949 и др.) и Эко (см. "Имя розы", 1980, "Заметки на полях "Имени розы", 1983, "Путешествия в гиперреальности", 1987, "Пределы Интерпретации", 1990, "Остров прежнего дня", 1994, "Поиск совершенного языка", 1995 и др.). У Борхеса выступал, в частности, своеобычной моделью..

Лабиринт

(labyrmthus. Греч. Labyrinthos) в анатомии см. Ухо внутреннее.. ..

Лабиринт

(labyrmthus. Греч. Labyrinthos)в анатомии — см. Ухо внутреннее.. ..

Лабиринт

(labyrmthus. Греч. Labyrinthos) в анатомии - см. Ухо внутреннее.. ..

Лабиринт

Любой экспериментальный прибор, состоящий из проходов и culs-de-sac (тупиков), ведущих от начала коробки к выходу или к целевой коробке. Наряду с проблемными коробками лабиринты были необходимыми компонентами лабораторного оборудования в ранних исследованиях инструментального поведения. Возможное разнообразие лабиринтов довольно внушительно. От самого простого Т-лабиринта до сложного двора-лабиринта Хем-птона. Наиболее распространенная форма – сложный Т-лабиринт (и производные от него Y-лабиринт..

Лабиринт

Часть внутреннего уха. ..

Лабиринт

— в Древней Греции — здание с многочисленными запутанными ходами, из которого трудно найти выход. В переносном значении — сложные, запутанные отношения, сложное расположение, сочетание чего-либо.. ..

Лабиринт

(греч. " laburintos, от labrys - двойная секира, изображения к-рой часто встречаются в критском иск-ве) - термин, к-рым антич. Писатели (Геродот, Диодор, Страбон и др.) называли полуподземные сооружения со сложным и запутанным планом. Древние авторы сообщают о 4 Л. Критский, построенный, по преданию, Дедалом для Минотавра (с ним отождествляют знаменитый кносский дворец). Египетский в р-не Файюмского оазиса, построенный Аменем-хетом III и насчитывавший ок. 3 тыс. Помещений. Самосский, построенный..

Кьеркегор

КЬЕРКЕГОР, Киркегор (Kierkegaard) Серен (1813-1855) - датский философ и писатель. Творчество К., укорененное в интимно-личностных переживаниях и рефлексии самонаблюдения, неразрывно связано с его личной жизнью, к наиболее существенным моментам которой относится. Суровое христианское воспитание, проходившее под определяющим влиянием отца, по воле которого К. Стал студентом теологического факультета, сочетая занятия с увлечением эстетикой и богемным образом жизни. Разрыв с невестой, ставший поворо..

Кэрролл

КЭРРОЛЛ (Carroll) Льюис (настоящее имя - ДОДЖСОН Чарльз Лутвидж) (1832-1898) - британский писатель, математик, один из творцов литературы "нонсенса" (англ, nonsense - бессмыслица). Священник (сан диакона - 1861), магистр математики (1857). Преподаватель оксфордского колледжа Крайст-черч. Основные сочинения. "Конспекты по плоской алгебраической геометрии Чарлза Лютвиджа Доджсо-на" (1860), "Руководство для изучающих математику" (1864), "Приключения Алисы в Стране Чудес" (1865), "Сведения детермина..

Лабриола

ЛАБРИОЛА (Labriola) Антонио (1843-1904) - итальянский философ марксистской ориентации. Участвовал в создании Итальянской социалистической партии. Профессор (1874). Основные работы. "В память манифеста коммунистов" (1896), "Об историческом материализме" (1897), "Очерки материалистического понимания истории" (1895-1898, опубликована в 1925) и др. Разделяя приверженность Маркса методу позитивизма, Л. Сознательно отвергал его материализм в понимании как природы, так и истории. Материя, согласно Л., ..

Лавров

ЛАВРОВ Петр Лаврович (1823-1900) - русский философ, социолог, публицист, идеолог народничества. Получил военное образование, преподавал в военных учебных заведениях. В 1868-1869 публикует "Исторические письма", ставшие "библией" радикальной молодежи. С 1870 за границей, издает газету "Вперед!", подготавливает обобщающие фило-софско-социологические труды. Как ученый и мыслитель стремился к интегральному философскому синтезу всего, доступного человеческому познанию. По своим взглядам был близок к ..

Лабиринт

Образ-метафора постмодернизма - один из центральных элементов системы понятий философского миропонимания Борхеса (см. Эссе. "Сад расходящихся тропок", 1944. "Дом Астерия", 1949. "Абенхакан эль Боха-ри, погибший в своем лабиринте", 1949 и др.) и Эко (см. "Имя розы", 1980. "Заметки на полях "Имени розы", 1983. "Путешествия в гиперреальности", 1987. "Пределы Интерпретации", 1990. "Остров прежнего дня", 1994. "Поиск совершенного языка", 1995 и др.). У Борхеса выступал, в частности, своеобычной модел..

Лабиринт

(Греч.) Египет имел «небесный лабиринт», в который ныряли души умерших, а также его представитель на земле, знаменитый , ряд подземных залов и коридоров с самыми неожиданными поворотами. Геродот описывает его как состоящего из 3 000 помещений, половина из которых находилось под землей, половина - снаружи. Даже в его время посторонних не допускали в подземные части, так там хранились гробницы строивших царей и другие тайны. «Отец Истории» нашел этот уже после в развалинах, но тем не менее счита..

Лабиринт

- дворец, из которого невозможно найти выход. Построен искусным мастером Дедалом на Крите по образцу аналогичного египетского дворца. Царь Миносприказал построить этот дворец, чтобы спрятать от людских глаз Минотавра - человеко-быка, рожденного от преступной связи царицы Пасифаи с быком.// Хорхе Луис БОРХЕС. В лабиринте // Хорхе Луис БОРХЕС. Лабиринт // Валерий БРЮСОВ. Женщины Лабиринта(Источник. «Мифы Древней Греции. Словарь-справочник.» EdwART, 2009.). ..

Лабиринт

Чрезвычайно сложный символ. Это может быть любое устройство, постройка, тропинка, огороженная скамьями или заборами, может быть танец, ритуальный беспорядок, танец-суматоха, игры или стены. Зачастую расположен под землей, во тьме. Лабиринты бывают двух видов. Однонаправленные, где один путь ведет прямо к центру, а потом снова к выходу, где нет выбора, головоломных загадок, попыток сбить путника с пути. При этом путника ведут по максимально длинной дороге таким образом, чтобы она не пересекалась ..

Дополнительный поиск Лабиринт Лабиринт

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Лабиринт" в словаре Новейший философский словарь, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Лабиринт, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "Л". Общая длина 8 символа