Лавров

200

ЛАВРОВ Петр Лаврович (1823-1900) - русский философ, социолог, публицист, идеолог народничества. Получил военное образование, преподавал в военных учебных заведениях. В 1868-1869 публикует "Исторические письма", ставшие "библией" радикальной молодежи. С 1870 за границей, издает газету "Вперед!", подготавливает обобщающие фило-софско-социологические труды. Как ученый и мыслитель стремился к интегральному философскому синтезу всего, доступного человеческому познанию. По своим взглядам был близок к левому гегельянству и особенно позитивизму. К идеям последнего пришел самостоятельно еще до знакомства с Кон-том. Позитивизм рассматривался Л. Не столько как философия, сколько как научный метод решения задач социальной науки.

Характерный для взглядов Л. Примат этики (практической философии), сознания нравственного долга выразился в фундаментальной характеристике его мировоззрения - антропологизме. Идее "цельного человека" как единственной реальности. С т.зр. Антропологизма, невозможно познать сущность вещей и определить подлинную реальность, можно только гармонически объединить мир явлений, исходя из принципа скептицизма (критичности), не распространяющегося, однако, на область практической философии, где личность сознает себя свободной (хотя объективно, генетически это не так) и потому ответственной перед собой. Иными словами, антропологизм Л. Оборачивается этическим имманентизмом. Реально только то, в чем человеку дано действовать, т.е.

История, движущей силой которой является мысль человека, открывающая простор для свободы. Тайна бытия сосредоточена в человеке, в его моральном сознании, а потому человек как неразделенное целое и является предметом философии, что делает неприемлемыми все традиционные философские школы (материализм, спиритуализм). Высший уровень философии - философия в жизни как единство нравственного идеала и действия. В этом пункте философия перерастает у Л. В социологию. Л. Считается основоположником социологии на русской почве, первым русским социологом. Рассматривая социологию в качестве завершения системы наук (антропологии) и отличая ее от исторической науки (сосредоточенной на социальной динамике), Л. Определяет ее как науку о солидарности, ее формах и эволюции.

Солидарность есть общность привычек, интересов, аффектов или убеждений, совпадение личного интереса с интересом общественным. Нужно не только теоретически исследовать явления солидарности, но и решить практическую задачу ее осуществления, что приводит Л. К выводу о наличии в социологии особого субъективного метода, выражающегося в неизбежной оценке любого исследуемого социального явления с точки зрения определенного нравственного идеала. В этом выявляется этическая доминанта социологии Л., фактически выступившего предшественником неокантианского подхода к обществу. Не принимая органицистских трактовок общества (Спенсер, Маркс), Л., считая личность единственной и исходной социальной реальностью, не отрицает реальность общества, которое, являясь сверхличным бытием, не может быть, однако, внеличным.

Личности противостоит не общество как таковое, а культура в качестве совокупности склонных к застою социальных форм. История есть процесс переработки культуры мыслью с целью создания социальных форм, способствующих развитию индивида. А поскольку сознание существует только в человеке и не все люди в силу разных причин могут достичь высокого уровня самосознания, то реальными субъектами истории являются "критически мыслящие личности", способные выработать в себе высший нравственный идеал. Анализируя социальную мотивацию, Л. Определяет в качестве высшего мотива потребность в развитии, которая наиболее присуща именно критически мыслящим личностям. Очевиден, т.о., сугубый интеллектуализм Л. В понимании личности, к тому же он так и не смог найти выход из дуализма физической и этической детерминации индивида (особенно в поздних трудах, где Л.

От рассуждений об идеальной личности обращается к анализу реального исторического процесса ее становления). Философия истории Л. Представляет собой теорию прогресса. Исходя из того, что история есть в конечном счете история мысли, посредством которой культура перерабатывается в цивилизацию, Л. Дает следующую итоговую "формулу прогресса". Прогресс есть рост общественного сознания и сознания индивидов, насколько они не препятствуют развитию солидарности, и рост солидарности, насколько она не препятствует развитию сознания и опирается на него. Историческая эволюция выступает как смена (под воздействием критической мысли) форм солидарности вплоть до достижения сознательной солидарности, совпадающей с социалистическим переустройством общества.

В политической проекции взгляды Л. Характеризуются критикой революционного авантюризма. Другие сочинения Л. "Очерки вопросов практической философии. I. Личность" (1860), "Три беседы о современном значении философии" (1861), "Опыт истории мысли. Т. 1. Вып. 1" (1875), "Очерк эволюции человеческой мысли" (1898), "Задачи понимания истории" (1898), "Важнейшие моменты в истории мысли" (1903), "Современное учение о нравственности и ее история" (1903-1904), "Этюды о западной литературе" (1923) и др..

Значения в других словарях
Лавров

IЛавро́в Александр Степанович [24.4(6.5).1838 — 1904], русский металлург. Родился в семье обедневшего дворянина Тверской губернии В 1859 окончил Михайловскую артиллерийскую академию, затем 2 года учился в Горном институте. В 1861 был направлен на сталепушечную фабрику в Златоусте, где занялся изучением производства стальных орудийных стволов. В 1866 выдвинул теорию, согласно которой сталь представляет собой твёрдый раствор углерода в железе. В том же году совместно с Н. В. Калакуцким (См. Калаку..

Лавров

ЛАВРОВ Лев Николаевич (1933-94), учёный в области энергетического машиностроения, член-корреспондент РАН (1987), Герой Социалистического Труда (1984). Труды по созданию энергетических установок, работающих в условиях высоких температур и больших нагрузок. Государственная премия СССР (1973).2.. ..

Лавров

ЛАВРОВ Петр Лаврович (1823 - 1900), российский философ, социолог, публицист, один из идеологов революционного народничества. Участник общественного движения 1860-х гг. В 1866 - 70 в ссылке, с 1870 в эмиграции. В 1868 - 69 опубликованы "Исторические письма" (псевдоним> П. Миртов), пользовавшиеся большой популярностью среди революционной молодежи. В 1873 - 76 редактор журнала "Вперед", в 1883 - 86 - журнала "Вестник Народной воли". Труды по философии, социологии, этике, истории мысли, истории рево..

Лавров

ЛАВРОВ Петр Лаврович (1823-1900) - социолог, философ, публицист и критик. По происхождению дворянин. Образование получил в артиллерийском училище в Петербурге, - был профессором математики в Артиллерийской академии. В 60-х гг. Принимал деятельное участие в литературе и общественной работе и в студенческом движении, сблизился с Чернышевским, входил в состав первой «Земли и воли». После покушения Каракозова Л. Был арестован и сослан в Вологодскую губ. В ссылке Л. Было написано самое известное его..

Лавров

Лавров Петр Лаврович (1823-1900) - один из виднейших вождей и теоретиков революционного народничества, член I Интернационала. Лавров принял участие в организации первого народнического общества "Земля и Воля" в 1876 г. При распадении общества в 1879 г. На группы "Черный передел" и "Народная Воля" примкнул к последней и с тех пор был до самой смерти теоретическим главой народовольцев, редактируя главный орган партии "Вестник Народной Воли" с 1883 по 1886 г. В 1873 г. Эмигрировал за границу. В 187..

Лавров

ЛАВЕРЫЧЕВ ЛАВРЕНЕВ ЛАВРЕНТЬЕВ ЛАВРЕНЧУК ЛАВРИКОВ ЛАВРИМОВ ЛАВРИН ЛАВРИНЕНКО ЛАВРИНЕНКОВ ЛАВРИНОВ ЛАВРИНЦЕВ ЛАВРИЩЕВ ЛАВРОВ ЛАВРОВСКИЙ ЛАВРОНОВ ЛАВРУХИН ЛАВРУШИН ЛАВРИК ЛАВРЕНКО ЛАВРУЩЕНКО ЛАВРЕНОВ ЛАВРОВИЧ ЛАВРИНЕЦ ЛАВРЕНОВИЧ ЛАВРЕЦ ЛАВРУШКО ЛАВРИЩЕНКО ЛАВРИЧЕНКО ЛАВРИНОВИЧ ЛАВРУК ЛАВРИВ ЛАВЕРКО ЛАВРЕНЦЕВ ЛАВРЕНЮК ЛАВЕРКО ЛАВРЕНЦЕВ ЛАВРЕНЮКВ основе всех этих фамилий - различные производные формы популярных в старину имен Лавр (от латинского'лаурус' - лавровое дерево или лавровый венок, в перенос..

Лавров

Петр Лаврович (2.VI.1823 - 25.I.1900) - теоретик рус. Революц. Народничества. Мелкобурж. Социалист, философ и социолог. Род. В семье псковского помещика. Окончил Петербургское артиллерийское училище (1842). В 1844-66 преподавал в воен. Уч. Заведениях. В кон. 50-х - нач. 60-х гг. В ряде статей и книг. "Гегелизм" (1858), "Очерки вопросов практич. Философии. Личность" (СПБ, 1860), "Три беседы о совр. Значении философии..." (СПБ, 1861) - Л. Разрабатывал проблемы философии и критиковал с позиций пози..

Лабиринт

ЛАБИРИНТ - образ-метафора постмодернизма - один из центральных элементов системы понятий философского миропонимания Борхеса (см. Эссе. "Сад расходящихся тропок", 1944. "Дом Астерия", 1949. "Абенхакан эль Боха-ри, погибший в своем лабиринте", 1949 и др.) и Эко (см. "Имя розы", 1980. "Заметки на полях "Имени розы", 1983. "Путешествия в гиперреальности", 1987. "Пределы Интерпретации", 1990. "Остров прежнего дня", 1994. "Поиск совершенного языка", 1995 и др.). У Борхеса выступал, в частности, своеоб..

Лабриола

ЛАБРИОЛА (Labriola) Антонио (1843-1904) - итальянский философ марксистской ориентации. Участвовал в создании Итальянской социалистической партии. Профессор (1874). Основные работы. "В память манифеста коммунистов" (1896), "Об историческом материализме" (1897), "Очерки материалистического понимания истории" (1895-1898, опубликована в 1925) и др. Разделяя приверженность Маркса методу позитивизма, Л. Сознательно отвергал его материализм в понимании как природы, так и истории. Материя, согласно Л., ..

Лакан

ЛАКАН (Lacan) Жак (1901-1981) - французский психоаналитик, автор структуралистской версии фрейдизма. Основные сочинения. "Функция и поле речи и языка в психоанализе" (1953), "Тексты" (1966), "Семинары Жака Лакана" (1973-1986) и др. Являясь профессором-клиницистом в психиатрическом госпитале Сент-Анн (с 1953), основателем Парижской школы фрейдизма (1964-1980), преподавателем в Практической школе высшего образования (с 1963), соединял в своей деятельности теорию и практику "структурного психоанали..

Лакатос

ЛАКАТОС (Lakatos) Имре (1922-1974) - британский философ венгерского происхождения. Занимался проблемой адекватного воссоздания и описания эмпирической истории науки и ее закономерностей путем создания нормативной методологии в рамках философии науки. В его творчестве выделяют два этапа. В работах раннего периода Л. Предложил свой вариант рациональной реконструкции развития содержательной математики 17-19 вв. В работах позднего периода происходит переход от реконструкции частной науки к универсал..

Дополнительный поиск Лавров Лавров

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Лавров" в словаре Новейший философский словарь, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Лавров, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "Л". Общая длина 6 символа