Лао-цзы

205

ЛАО-ЦЗЫ (6-5 вв. До н.э.) - полулегендарный основатель даосизма, одного из наиболее значительных течений в философской мысли Китая. Традиция называет его автором "Дао дэ цзин" - "Книги о дао-пути и благой силе-дэ". В фокусе даосской мысли (как и конфуцианства) находится тема "дао-пути", которым следует идеальный человек, накапливая тем самым силу-добродетель "дэ", упорядочивающую Поднебесную (общество). Однако конфуцианскому культуро-центризму даосизм противопоставляет "следование естественности" ("цзы жань"). Если основной отличительной чертой "благородного мужа", рисуемого Конфуцием, выступает деятельная активность, организуемая церемониальными правилами "ли", то "совершенно-мудрый" у Л. Исповедует принцип "недеяния" ("у вэй"), означающий отказ от всякого мобилизующего усилия, целенаправленного действия, нарушающего естественное течение дел.

Соответственно, в отличие от преимущественно этико-политической трактовки "дао" у Конфуция, Л. Вел речь о вселенском "дао" как общемировом естественном ритме событий. "Дао" - "глубочайшие врата рождения, корень Неба и Земли" - предшествует миру оформленных вещей ("ю") и относится Л. К непроявленному бытию ("у"). Не имеющее никакой внешней определенности, оно отождествляется с пустотой, но это именно рождающая пустота, неисчерпаемая потенция любой конкретной формы. Понимание неизначальности всякой определенности инициирует диалектические идеи спонтанного изменения ("все сущее изменяется само собой") и взаимоперехода противоположностей ("превращение в противоположность - движение дао"). Порождающее действие "дао" изображено в "Дао дэ цзин" в виде следующей последовательности.

"дао" рождает одно (частицы-"ци" как общемировой субстрат), одно рождает два (полярные начала "инь" и "ян"), два рождают три (великую триаду Небо-Человек-Земля), а три рождают все вещи. "Дао" и "дэ" в концепции Л. Неразрывно связаны. "дао" рождает вещи, "дэ" взращивает-совершенствует их. При этом в "Дао дэ цзин" различаются высшее и низшее "дэ". Последнее связывается с конфуцианской стратегией культу-ротворческого усилия и совершения добрых дел на основе церемониальных предписаний "ли". В противоположность этому "совершенномудрый", содержащий в себе высшее "дэ", естественностью и гармоничностью подобен новорожденному. Совершенномудрый, как и "дао", "действует недеянием", все создавая, ничего не присваивает и ни над чем не властвует.

Только "добродетель-дэ", основанная на дао, обладает гармонизирующей силой. Если отступление от "дао" ведет к смуте и гибели, то при сохранении "дао" Небо и Земля сливаются в гармонии, а народ и без приказов успокаивается, возвращаясь к простоте и естественности жизни. Совершенномудрый, делая свое сердце бесстрастным и сохраняя покой, уподобляется вечному "дао" вплоть до отождествления ("кто служит дао, тот тождествен дао"). С этим аспектом концепции "Дао дэ цзин" связаны более поздние даосские поиски практических средств достижения физического бессмертия..

Значения в других словарях
Лао-цзы

Ли Эр, автор древнекитайского классического даосского трактата «Лао-цзы» (др. Название «Дао дэ цзин»). Согласно традиции, Л.-ц. В 6—5 вв. До н. Э. Был архивариусом при чжоусском дворе. Большинство современных учёных считает, что Л.-ц. — фигура легендарная, трактат же написан в конце 4 — начале 3 вв. До н. Э., хотя и содержит некоторые более ранние материалы. Основное понятие мировоззрения, изложенного в трактате, — Дао, недоступное познанию и невыразимое в словах начало, в котором воплощено еди..

Лао-цзы

ЛАО-ЦЗЫ (Ли Эр) - легендарный автор древнекитайского трактата "Лао-цзы" (древнее название - "Дао дэ цзин", 4-3 вв. До н. Э.), канонического сочинения даосизма. Основное понятие трактата - дао, которое метафорически уподобляется воде (податливость и неодолимость). Вытекающий из дао образ действий - недеяние (у вэй). Уступчивость, покорность, отказ от желаний и борьбы. Правитель-мудрец должен, отвергнув роскошь и войну, возвратить народ к примитивной простоте, чистоте и неведению, существовавшим д..

Лао-цзы

ЛАО-ЦЗЫ (Ли Эр), автор> древнекитайского трактата "Лао-цзы" (древнее название - "Дао дэ цзин", 4 - 3 вв. До нашей эры), канонического сочинения даосизма. Основное понятие> - дао, которое метафорически уподобляется воде (податливость и неодолимость). Вытекающий из дао образ действий - недеяние (у вэй). Уступчивость, покорность, отказ от желаний и борьбы. Правитель-мудрец должен, отвергнув роскошь и войну, возвратить народ> к примитивной простоте, чистоте и неведению, существовавшим до возникновен..

Лао-цзы

Имя китайского философа, жившего в VI в. До Р. Хр. Рождение его приурочивается к 604 г. Фамилия его была Ли, детское имя Эр, в зрелом возрасте он назывался Бо-янь, а посмертный титул его — Дань. Посему он в сочинениях встречается иногда с именем Ли-эр или Лао-дань. О его семье, детстве и воспитании ничего не известно. На страницах истории он является уже в зрелом возрасте, в звании историографа или библиотекаря при императорском дворе Чжоусской династии. Будучи свидетелем постепенного упадка имп..

Лао-цзы

(Ли Эр) (IV-III вв. До н.э.) автор канонического сочинения даосизма «Дао Дэ Цзин» Голос истины неизящен, а изящная речь лжива. Нравственный человек не красноречив, а красноречивый — лжец.Закон достойных — творить добро и не ссориться.Великий человек держится существенного и оставляет ничтожное. Он все делает по правде, но никогда не будет опираться на законы.Легко достигнутое согласие не заслуживает доверия.Голос истины противен слуху.Кто, предпринимая дело, спешит наскоро достичь результата, то..

Лао-цзы

Основатель религии Китае, около 600 г. До Р. Х., учение которого называется Дао или религией правого пути, а последователи - даосы.(Источник. "Объяснение 25000 иностранных слов, вошедших в употребление в русский язык, с означением их корней". Михельсон А.Д., 1865)китайский философ, родоначальник особой религии даосизма.(Источник. "Полный словарь иностранных слов, вошедших в употребление в русском языке". Попов М., 1907). ..

Лао-цзы

Легендарный древнекитайский мыслитель, основоположник религиозно-философского направления даосизма, фигура загадочная во многих отношениях. Под этим именем, которое, скорее всего, является прозвищем и означает буквально "старый мудрец" (и даже "старый младенец"), в традиции фигурируют по крайней мере три разных персонажа. 1) Ли Эр (Лао Дань, Ли Боян, Лао Лай-цзы), уроженец деревни Цюйжэнь волости Ли уезда Ку царства Чу, родившийся в 604 до н. Э. По этой версии, восходящей к главе "Жизнеописание ..

Лао-цзы

Полулегендарный автор осн. Произв. Философского даосизма - тракгата "Дао дэ цзин" (иногда называемого "Лао-цзы"). Исходным моментом социально-политич. Теории этого трактата является мысль о том, что человек - часть природы и поэтому должен жить естеств. Жизнью. Отсюда - призыв к правителям не вмешиваться в жизнь народа и враждебное отношение к гос-ву, к морали, к образованию, к культуре. О датах жизни Л.-ц. Среди ученых есть неск. Мнений. Одни считают, что Л.-ц. Был старшим современником Конфуци..

Лао-цзы

(6-5 вв. До н.э.) - полулегендарный основатель даосизма, одного из наиболее значительных течений в философской мысли Китая. Традиция называет его автором 'Дао дэ цзин' - 'Книги о дао-пути и благой силе-дэ'. В фокусе даосской мысли (как и конфуцианства) находится тема 'дао-пути', которым следует идеальный человек, накапливая тем самым силу-добродетель 'дэ', упорядочивающую Поднебесную (общество). Однако конфуцианскому культуроцентризму даосизм противопоставляет 'следование естественности' ('цзы ж..

Лао-цзы

ЛАО-ЦЗЫ "Престарелый мудрец", "Престарелый младенец"Древнекит. Философ, к-рому приписывается авторство на классич. Даос, филос. Трактат "Дао дэ цзин".Совр. Наука подвергает сомнению историчность Л.-ц., тем не менее в науч. Лит-ре он часто определяется как основоположник даосизма. Согласно сведениям, сообщаемым Сыма Цянем (2 в. До н.э.) в "Ши цзи", Л.-ц. (Ли Эр, Лао Дань, Ли Боян, Лао Лай-цзы?) жил в 6(-5?) в. До н.э. В царстве Чу. Служил хранителем б-ки царства Чжоу, где встречался с Конфуцием. ..

Ламарк

ЛАМАРК (Lamark) Жан Батист (1744-1829) - французский мыслитель и натуралист, профессор зоологии в Ботаническом саду в Париже (с 1793). Создатель первого целостного учения об эволюции органического мира, работал также в области геологии, метеорологии, физики, химии, автор термина "биология". Л. - один из главных предшественников Дарвина. Основные сочинения. "Философия зоологии" (1809), "Естественная история беспозвоночных. Тт. 1-7" (1815-1822), "Аналитическая система положительных знаний человека..

Ламетри

ЛАМЕТРИ (Lammetrie) Жюльен Офре де (1709-1751) - французский мыслитель, философ и врач. Подвергался преследованиям за атеистическо-материалистические взгляды во Франции и Голландии. Эмигрировал в Пруссию (1748) по приглашению Фридриха Великого, был избран членом Прусской академии наук. Основные работы. "Естественная история души" (1745), "Человек-машина" (1747), "Человек-растение" (1748), "Система Эпикура" (1751), "Искусство наслаждения и школа сладострастия" (1751) и др. Сторонник радикального ..

Лаплас

ЛАПЛАС (Laplace) Пьер Симон (1749-1827) - французский ученый, астроном, физик, математик, основоположник теории вероятности. Сын нормандского крестьянина. С 1785 - член Парижской академии наук, с 1790 - председатель Палаты мер и весов. Л. Разработал (1796) гипотезу о происхождении Солнечной системы из "первичной" туманности, находившейся в медленном равномерном вращении и распространявшейся за пределы возникшей из нее позднее Солнечной системы. Обоснование космогонической гипотезы в трудах Л. Со..

Лаппо-данилевский

ЛАППО-ДАНИЛЕВСКИЙ Александр Сергеевич (1863-1919) - русский историк, социолог. Окончил историко-филологический факультет Петербургского университета. С 1890 - профессор Петербургского университета. Вел семинар и читал лекции по методологии истории. После Февральской революции возглавил кафедру социологии в Петроградском университете. Занимался подготовкой и изданием сборников русских исторических документов. Действительный член Российской Академии наук. Первый председатель Русского социологическ..

Лао-цзы

(6—5 вв. До н.э.) — полулегендарный основатель даосизма, одного из наиболее значительных течений в философской мысли Китая. Традиция называет его автором "Дао дэ цзин" — "Книги о дао-пути и благой силе-дэ". В фокусе даосской мысли (как и конфуцианства) находится тема "дао-пути", которым следует идеальный человек, накапливая тем самым силу-добродетель "дэ", упорядочивающую Поднебесную (общество). Однако конфуцианскому культуроцентризму даосизм противопоставляет "следование естественности" ("цзы ж..

Лао-цзы

(«старый ребёнок»), легендарный основатель философского даосизма в Китае, живший будто бы в конце 7 в. До н. Э., которому приписывается «Даодэцзин» («Книга о пути и добродетели»). Л.-ц. Был обожествлён в первых веках н. Э., в период становления религиозного даосизма. Согласно мифам, он был зачат без отца от солнечной энергии, аккумулированной в пятицветной жемчужине, проглоченной его матерью Сюань-мяо-юйнюй, пробыл в её утробе 81 год и вышел из левого подреберья. Он был рождён под сливовым дерев..

Дополнительный поиск Лао-цзы Лао-цзы

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Лао-цзы" в словаре Новейший философский словарь, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Лао-цзы, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "Л". Общая длина 7 символа