Лосев

181

ЛОСЕВ Алексей Федорович (1893-1988) - русский философ 20 в. Учился на историко-филологическом факультете Московского университета. В 20-е активно входит в философскую жизнь послереволюционной России, продолжая традиции русской религиозной философии, но уже с учетом открытий и достижений философии и науки 20 в. Миросозерцание Л. Формируется на основе глубокого овладения философским учением Платона, сквозь призму которого он воспринимал и интерпретировал самые различные проявления духовной культуры. Результатом явился выход в конце 20-х цикла философских сочинений Л. (8 книг), центральное место среди которых занимают "Философия имени" и "Диалектика мифа". Итогом публикации стала разносная критика Л., его арест и "трудовое перевоспитание" на Беломорканале.

После освобождения в 1933 Л. В течение почти 20 лет занимался исключительно педагогической деятельностью в области классической филологии и не имел возможностей публиковаться. Новый этап в его жизни начался с конца 1950-х. Итогом стала публикация ок. 400 научных работ, выдающееся место среди которых занимает фундаментальная 8-томная "История античной эстетики". В поздних работах Л. Предпринимает попытку сблизить свое философское учение с марксизмом, однако органического синтеза в итоге не получилось. Л. Фактически перестал "существовать" как оригинальный мыслитель ("Я только подошел к большим философским работам, по отношению к которым все, что я написал, только предисловие".). Правда, публикация в последние годы рукописей Л.

Позволяет сделать вывод, что философ продолжал развивать свою систему. Соответственно - актуальной становится задача адекватной интерпретации его творчества как целостности, включая и "марксистский" этап. Философский поиск Л. Был изначально ориентирован на создание оригинальной системы диалектико-феноменологической философии, имеющей в своей основе новые концепции имени, символа и мифа, генетически связанные с имеславием и доктриной православного энергетизма, понимаемой в духе исихазма. Именно в символически интерпретированном энергетизме Л. Видел единственно возможный путь разрешения предельно значимой для религиозного философствования антиномии дуализма и монизма. Для решения поставленных задач Л. Разрабатывает собственный метод (которому он останется верен на протяжении всего своего творчества) - метод логико-смыслового конструирования философского предмета на основе синтеза феноменологии и диалектики.

Результатом применения данного метода является "платоновско-гуссерлианский эйдос" - совершенное единство умственного и чувственного содержания, что есть не что иное, как символ. Необходимым продолжением эйдологии оказывается симвология ("символ. Есть эйдос, воспроизводимый на ином"). Лосевская трактовка символа открывает широкие пути для конкретных приложений. Феноменологическая компонента метода дает возможность зафиксировать живое своеобразие каждого конкретного рода символов. Диалектическая компонента обеспечивает эффективный и единообразный их анализ в рамках целостной философской системы. В итоге обнаруживается грандиозный замысел Л. - создание качественного нового типа философии как всеохватного символистского синтеза, в котором вместо традиционного членения (онтология, гносеология и т.д.) философия организуется по видам символов и сферам их применения.

В духе имеславия такая система строится Л. На основании тщательного анализа природы "имени" или "слова". Понятое онтологически имя является особым местом встречи смысла человеческой мысли и имманентного смысла предметного бытия, что в законченном выражении делает имя "идеей", улавливающей и очерчивающей "эйдос", существо исследуемого предмета (символа, энергии). Наибольшую глубину и полноту имя обретает, охватывая сокровенный слой бытия и раскрываясь как миф, который есть не вымысел, но последняя полнота реальности, "непосредственно ощущаемая действительность", уже не эйдос, а "само бытие" в его самораскрытии. При этом миф всегда личностей, тогда как символ может быть только лишь статуарен. "тождество символа и мифа.

Есть личность", точнее, "миф не есть сам личность, но лик ее", т.е. "личность есть миф не потому, что она - личность, но потому, что она осмыслена и оформлена с точки зрения мифического сознания". Результатом является оригинальная трактовка Л. Истории. Исторический процесс имеет три слоя, высший из которых - самосознание истории, выражаемое в речи, слове. Тем самым история становится ликом личности, т.е. Мифом. В итоге "миф не есть историческое событие как таковое, но. Всегда есть слово. Миф есть в словах данная личностная история". Данная концепция дополняется Л. Оригинальной интерпретацией понятия "чудо", что приводит к итоговой формуле лосевской философии. ". Миф есть в словах данная чудесная личностная история". Очевидно движение символистского синтеза Л.

К православно-персоналистскому синтезу, осуществить который до конца философу не было суждено. Основные сочинения. "Эрос у Платона" (1916). "Античный космос и современная наука" (1927). "Музыка как предмет логики" (1927). "Диалектика художественной формы" (1927). "Диалектика числа у Платона" (1928). "Критика платонизма у Аристотеля" (1929). "Очерки античного имволизма и мифологии" (т. 1, 1930). "Диалектика мифа" (1930). "Олимпийская мифология в ее социально-историческом развитии" (1953). "Античная мифология в ее историческом развитии" (1957). "История античной эстетики" (т. 1-6, 1963-1980. "История античной эстетики. Итоги тысячелетнего развития", кн. 1-2, 1992-1994). "Античность как тип культуры" (1988). "Дерзание духа" (1989). "Владимир Соловьев и его время" (1990).

"Жизнь. Повести. Рассказы. Письма" (1993) и др..

Значения в других словарях
Лосев

IЛо́сев Алексей Федорович [родился 10(22). 9.1893, Новочеркасск], советский философ и филолог, профессор (1923), доктор филологических наук (1943). Окончил в 1915 историко-филологический факультет Московского университета. Читал курсы античной литературы, логики, эстетики и истории философии в вузах Москвы. С 1944 профессор МГПИ им. В. И. Ленина. В работах 20-х годов под влиянием Платона, неоплатоников, Г. Гегеля, Ф. В. Шеллинга и Э. Гуссерля стремился построить методами идеалистической диалекти..

Лосев

ЛОСЕВ Алексей Фёдорович (1893-1988), философ и филолог. Профессор Нижегородского университета (с 1919). В 1922-29 преподавал эстетику в Московской консерватории. В работах 20-х гг. Дал своеобразный синтез идей русской религиозной философии начала 20 в., прежде всего христианского неоплатонизма, а также диалектики Ф. В. Шеллинга и Г. В. Ф. Гегеля, феноменологии Э. Гуссерля. В центре внимания Лосева - проблемы символа и мифа ("Философия имени", 1927. "Диалектика мифа", 1930), диалектики художестве..

Лосев

ЛОСЕВ Алексей Федорович (1893 - 1988), российский философ и филолог. В русле традиций Платона и неоплатонизма, диалектики Шеллинга и Гегеля, феноменологии Гуссерля разрабатывал проблемы символа и мифа ("Философия имени", 1927. "Диалектика мифа", 1930), диалектики художественного творчества, особенно античного восприятия мира. В 1930 - 33 был репрессирован. Труды по античной эстетике (тома 1 - 7, 1963 - 88), философии, мифологии, литературе, философским проблемам языкознания, истории русской фило..

Лосев

Писатель по сел. Хоз. 1811 г., землемер.{Венгеров}. ..

Лосев

ЛОСЕВ ЛОСЕВИЧ ЛОСЬВ старину были рапространены имена от названий лесных животных. Лось - одно из таких.Также известен пример изменени фамилии немца Лос (Los) на Лось, чтобы ее можно было этимологизировать на русской почве.. ..

Лопатин

ЛОПАТИН Лев Михайлович (1855-1920) - русский философ и психолог. Друг детства B.C. Соловьева. В 1875-1879 учился на историко-филологическом факультете Московского университета. Там же в 1885 стал приват-доцентом, а в 1892 - профессором. Параллельно преподавал философию на Высших женских курсах и в гимназиях. Совместно с Гротом реформировал Московское психологическое общество (с 1899 - его бессменный председатель до закрытия общества в 1918), был соредактором Грота (с 1894), В.П. Преображенского ..

Лоренц

ЛОРЕНЦ (Lorenz) Конрад Цахариус (1903-1989) - австрийский биолог и философ, основатель "эволюционной эпистемологии". Лауреат Нобелевской премия по физиологии и медицине (1973). Профессор философии Кенигсбергского университета (с 1940). В советском плену (1944-1948). Почетный профессор университета в Мюнхене (1947). Основатель Института сравнительного исследования поведения животных в Альтенберге (1949). Директор Института физиологии поведения имени М. Планка в Зеевидене (1961-1973). Заложил теор..

Лосский

• ЛОССКИЙ Владимир Николаевич (1903-1958) - русский философ и богослов. Сын Н.О. Лосского. Учился в Петроградском (с 1920) и Пражском университетах, Сорбонне (закончил в 1927 и получил ученую степень по медиевистике). В 1922 в составе семьи отца выслан из Советской России (на знаменитом "философском пароходе"). С 1924 - в Париже. В юрисдикционых конфликтах русской эмиграции остался верен Московской патриархии. В 1939 получил французское гражданство. "Очерк мистического богословия Восточной Церкв..

Лотман

ЛОТМАН Юрий Михайлович (1922-1993) - русский культуролог, семиотик, филолог. С 1939 - студент филологического факультета Ленинградского университета. С 1940 - в Советской армии, участник войны. В 1950-1954 работал в Тартусском учительском институте, с 1954 - в Тартусском университете (в 1960-1977 - зав. Кафедрой русской литературы). С 1951 - кандидат, с 1961 - доктор филологических наук. Член-корреспондент Британской, академик Норвежской, Шведской, Эстонской (1990) академий. Был вице-президентом..

Дополнительный поиск Лосев Лосев

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Лосев" в словаре Новейший философский словарь, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Лосев, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "Л". Общая длина 5 символа