Не-я

164

НЕ-Я - противополагаемый "я" один из членов второго основоположения наукоучения Фихте, гласящего. "я" полагает "Н." или "я" полагает "Н." в "Я". Исходным требованием всей философии Фихте является осуществление акта самополагания ("я" полагает само себя"), следствием которого становится необходимость для "я" определить самого себя, а значит - отличить себя от всего другого, противоположного ему, того, что является "Н." ("Н." не есть "я"). Так как только "я" полагается первоначально, то и противополагать можно только этому "я". Более того, только само "я" есть то, что противополагает, и таким противополагаемым "я" есть "Н.". Данное положение наукоучения не должно трактоваться в том смысле, что "я", полагая "Н.", творит тем самым природу и мир вне человека - т.н.

"вещи в себе" Фихтеанское "Н." не есть вещь вне нас, не есть нечто такое, что находится вне нашего сознания. Фихте совершенно отказывается от кантовской "вещи в себе", полагая, что "Н.", даже будучи отличным от "я", полагается "я" не где-нибудь, а именно в сознании (отсюда. "я" полагает "Н." в "Я"), т.е. "Н." само является только чем-то представленным в сознании, в "Я", его содержанием и не более. В определенной мере отношение "я" и "Н." может быть выражено через категории субъекта и объекта, в качестве двух необходимых первичных противопоставлений, содержащихся в акте самосознания и мыслимых только по отношению друг к другу. Как субъект не может мыслиться без объекта, так и объект не мыслим без субъекта.

Дальнейшее развитие этого взаимоотношения ("я" и "Н.") осуществляется у Фихте через категорию взаимодействия, выражающую взаимное определение ими друг друга. Так формулируется третье основоположение фихтеанского наукоучения. "я" противополагает в "Я" делимому "я" делимое "Н.", из которого следует затем разделение всего наукоучения на практическое и теоретическое. Так как "я" и "Н." оба полагаются в "Я" и через "Я", как ограниченные друг другом, то соответственно их объединение предполагает их одновременное взаимное ограничение, в котором с необходимостью содержатся два действия. 1) либо "я" определено "Н.", и между ними складывается причинное отношение основания, и "я" оказывается теоретическим. 2) либо "Н." определено "я", и между ними складывается причинное отношение цели и действия, а "я" оказывается практическим.

Соответственно, системы теоретического и практического наукоучения становятся двумя координированными рядами, образующими связанное целое, в котором реальность "Н." может быть уяснена только из теоретического "я", а необходимость последнего - из практического "я". Т.обр., Фихте преодолевает кантовский дуализм и обосновывает единство теоретического и практического "я", показывая основополагающую роль практически-деятельностного отношения к миру..

Значения в других словарях
Не-я

Противополагаемый 'Я' один из членов второго основоположения наукоучения Фихте, гласящего. 'Я' полагает 'Н.' или 'Я' полагает 'Н.' в 'Я'. Исходным требованием всей философии Фихте является осуществление акта самополагания ('Я' полагает само себя'), следствием которого становится необходимость для 'Я' определить самого себя, а значит - отличить себя от всего другого, противоположного ему, того, что является 'H.' ('H.' не есть 'Я'). Так как только 'Я' полагается первоначально, то и противополагать..

Не-я

У ВОСанскр. Анатма, анат-мавада. "Не-я" - одна из важнейших доктрин буддизма.Возникла в раннем буддизме в противовес ортодокс, учению брахманизма о существовании индивид., вечного субстанциального субъекта - "я", души и атмана - мирового духа, субстанции всего сущего. Вместо концепции атмана буддизм выдвинул доктрину "пяти скандх" (у юнь), т.е. Пяти групп элементов, составляющих личность. Доктрина У в. Тесно связана с буд. Учением о всеобщем непостоянстве. В отличие от атмана, скандхи и их элеме..

Национализм

НАЦИОНАЛИЗМ - специфическое состояние сознания этноса и социально-психологических ориентации людей, а также сопряженные с ними идеология, теория и социальная практика. Для обыденного сознания слово "Н." не имеет нейтрального звучания, оно всегда эмоционально окрашено. Суть Н. Составляет проповедь собственной национальной вы-деленности и (или) исключительности, с необходимостью дополняемая недоверием к чужим (конкретно определяемым) этническим общностям и (в крайних проявлениях) - отказом им в пр..

Нация

НАЦИЯ (лат. Natio - племя, народ) - полисемантичное понятие, применяемое для характеристики крупных социокультурных общностей индустриальной эпохи. Существует два основных подхода к пониманию Н. Как политической общности (политические Н.) граждан определенного государства и как этнической общности (этно-Н.) с единым языком и самосознанием. Многозначность понятия Н. Отражает наличие множества концепций феномена Н. Наибольшее влияние на современное понимание Н. Оказали идеи К. Дойча, Э. Гелнера, Б..

Неврозы

НЕВРОЗЫ - (1) группа распространенных психогенных нервно-психических расстройств, возникающих на основе невротического конфликта, под влиянием неудовлетворенности, переживаний, напряжений и др. Травмирующих факторов, в т.ч. Противоречий между личностью и значимыми для нее моментами объективной и субъективной реальности. К основным формам Н. Обычно относят. Истерию, неврастению, Н. Навязчивых состояний и психастению. Считается, что невротический конфликт, обусловливающий возникновение и развитие ..

Нейрат

НЕЙРАТ (Neurath) Отто (1882-1945) - австрийский философ, социолог и экономист. Был одним из организаторов и лидеров Венского кружка. В 1934-1940 жил в Голландии, с 1941 - в Великобритании. Главные сочинения Н. Посвящены проблемам политэкономии и социологии. В процессе разработки вопросов философии науки, полемизируя с Кар-напом, Н. Утверждал, что критерием истинности т.наз. "протокольных предложений" научного знания, принимаемых учеными по соглашению, является в конечном счете их непротиворечиво..

Не-я

— противополагаемый "Я" один из членов второго основоположения наукоучения Фихте, гласящего. "Я" полагает "Н." или "Я" полагает "Н." в "Я". Исходным требованием всей философии Фихте является осуществление акта самополагания ("Я" полагает само себя"), следствием которого становится необходимость для "Я" определить самого себя, а значит — отличить себя от всего другого, противоположного ему, того, что является "H." ("H." не есть "Я"). Так как только "Я" полагается первоначально, то и противополага..

Дополнительный поиск Не-я Не-я

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Не-я" в словаре Новейший философский словарь, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Не-я, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "Н". Общая длина 4 символа