Новгородцев

203

НОВГОРОДЦЕВ Павел Иванович (1866-1924) - русский философ, социолог, правовед. Окончил юридический факультет Московского университета. Завершал образование в Берлине и Париже. С 1896 - приват-доцент, с 1903 - экстраординарный, с 1904 - ординарный профессор Московского университета. Преподавал также на Высших женских курсах. В 1897 защитил магистерскую ("Историческая школа юристов, ее происхождение и судьба"), в 1902 - докторскую ("Кант и Гегель в их учениях о праве и государстве") диссертации. После увольнения по политическим мотивам из Московского университета - ректор Московского высшего коммерческого института (1906-1918). Среди его учеников. Ильин, Вышеславцев, Флоровский, Н.Н. Алексеев и др. Основатель "идеалистической школы права" (школы "возрожденного естественного права").

Участвовал в сборниках "Проблемы идеализма" (1902) и "Из глубины" (1918). С 1905 - член партии кадетов, с 1917 - в составе ее ЦК, в 1906 избран депутатом I Государственной думы. В годы гражданской войны читал лекции в Таврическом университете (Симферополь). В 1920 эмигрировал в Берлин, с 1921 - в Праге, где основал Русский юридический факультет в Пражском университете и возглавлял его до своей смерти, основал и был первым председателем Религиозно-философского общества им. В. Соловьева в Праге. Основные работы. Трехтомник "Введение в философию права", из которого был издан первый том "Кризис современного правосознания" (1909), первая часть труда "Об общественном идеале" (1917). "Политические идеалы древнего и нового мира" (в двух выпусках, 1910, 1913).

"Лекции по истории философии права. Учения нового времени 16-18 и 19 веков" (1912) и др. Н. Исходил в своих научных построениях из критики концепций, постулирующих объективную реальность независимо от познающего сознания и игнорирующих автономность личности, обладающей разумным нравственным началом. Наличие идеи должного (морального закона), по Н., - факт чистого сознания, безусловно достоверный сам по себе, независимый от исторической необходимости и эмпирической данности. Нравственная идея императивна в качестве идеала и имеет абсолютную ценность. В социокультурной практике императивная нравственная идея приобретает форму естественного права, задающего идеальные нормы культуры с меняющимися конкретно-социальными содержаниями.

Это предполагает признание самостоятельности этического начала. Историческая и социологическая причинность неспособна объяснить необходимость идеи долга и перманентной критической оценки мира повседневности с позиции должного. Естественное право раскрывается в идее моральной личности, которая выступает идеалом и целью самой себя. Самоопределяющаяся личность, по Н. Является исходным пунктом общественной реальности, что предполагает бесконечное нравственное совершенствование личности, которое не может быть полностью реализовано в настоящем. Личность, как носитель идеала, права изначально оппозиционна государству, закону (в силу постоянства разрыва между идеалом и действительностью). С другой стороны, они всегда связаны между собой.

Логика идеала задает разумную дистанцию личности и общества, но предполагает и встречу субъективного сознания с объективностью социальной реальности. Т.обр., сама природа личности двойственна. Она стремится к абсолютной свободе, будучи при этом ориентированной одновременно на жизнь в социуме, на равенство и солидарность автономных индивидов. Точно так же и социальный универсум предполагает - наряду со своим реальным измерением (социокультурные формы) - измерение идеальное (нравственное сознание), предполагающее бесконечность своих воплощений в реальности. Соответственно и культура несет в себе как уравнительно-нивелирующую, так и освободительно-индивидуализирующую составляющие. Любые формы одностороннего рационализма порождают различные формы социального утопизма (социализм, анархизм) и вызывают кризис ценностей демократии, так как провозглашаемое формальное право свободы не дополняется, считает Н., правом на обеспечение достойного существования.

Начало 20 в. Со всей очевидностью показало как несостоятельность сциентистских претензий позитивистски ориентированной науки на переустройство общественной жизни, так и неспособность правового государства воплотить идеальную мечту верховенства права. Господствовавшее в его время позитивное право Н. Называл "философией легального деспотизма", но и либеральный индивидуализм с его требованием невмешательства государства в частную жизнь терпит практическое поражение. Все это приводит, по мысли Н., к глобальному кризису правосознания. Наука отличается точностью своих заключений, но только этика (или мораль) характеризуются бесконечностью своих перспектив. Гармония свободы и равенства оказывается, т.обр., императивом нравственного действия, а не планом реальной социальной практики.

Эта критическая тема особенно усиливается в последний период творчества Н., характеризующийся его поворотом к религиозной проблематике. Западное христианство, апеллирующее к принципу индивидуализма, по Н., испытывает глубокий кризис, перестает выполнять функцию всепроникающего нравственного общения. Религия утрачивает смысл, человеческая душа опустошается, в ней разрушаются вечные связи и вековые святыни. Кризис безрелигиозного Запада преодолим на принципах вселенской солидарности, присутствующих в православии и теоретически обоснованных B.C. Соловьевым и его последователями. Религия становится для Н. Абсолютно ценным содержанием жизни, единственным путем преодоления идей (и практик) утопизма и индивидуализма.

Автономная мораль должна быть заменена, по Н., теономной моралью, а демократия - агиократией, властью святынь..

Значения в других словарях
Новгородцев

Павел Иванович (1886, Бахмут, — 23.4. 1924, Прага), русский юрист и философ. Преподавал в Московском университете (1896—1911), с 1906 директор и профессор Московского высшего коммерческого института. Член партии кадетов. Депутат 1-й Государственной думы (1906). В 1917 эмигрировал. Философской основой правовых воззрений Н. Было неокантианство. Естественное право Н. Считал моральным критерием критики и совершенствования позитивного права. В работе «Кризис современного правосознания» (1911) Н. Объ..

Новгородцев

НОВГОРОДЦЕВ Павел Иванович (1866-1924), правовед, философ, социолог, глава школы "возрождённого естественного права" в России. Профессор Московского университета (1904-06), ректор Высшего коммерческого института (1906-18). Член партии кадетов (с 1905) и её ЦК (1917). С 1920 в эмиграции, с 1921 в Праге, где основал и возглавлял Русский юридический факультет при Пражском университете. Гл. Труды. "Введение в философию права. Кризис современного правосознания" (1909), "Об общественном идеале" (1917)..

Новгородцев

(Павел Иванович) — писатель. Род. В 1866 г. Учился в московском университете по юридическому факультету. В 1894 г. Получил звание приват-доцента московского университета. С 1898 г. Читал самостоятельный курс по кафедре энциклопедии и истории философии права. В 1897 г. Защитил диссертацию на степень магистра государств. Права. "Историческая школа юристов. Ее происхождение и судьба" (М., 1896). В 1902 г. Получил степень доктора за исследование. "Кант и Гегель в их учении о праве и государстве. Два..

Новгородцев

НОВГОРОДЦЕВ Павел Иванович(1886-1924)- русский юрист и философ права,профессор,один из виднейших представителей школы возрожденного естественного права. После 1917 г. Эмигрировал..Методологической опорой философ-ско-правовых воззрений Н. Служило неокантианство, с которым был связан его переход к "системе нравственного идеализма". Вместе с тем разработанная Н. Концепция философии права опиралась на принцип личности, заимствованный у Сократа и обогащенный пониманием постоянного стремления личности..

Новгородцев

НОВГОРОДКИН НОВГОРОДОВ НОВГОРОДЦЕВ НОВГОРОДСКИЙ НОВГОРОДСКИЙОтчества от именования отца по месту жительства. Новгород, новгородец - из Новгорода, но возможно и из Нового города, временного названия строящегося населенного пункта или района города. Новгородкин - метронимическая фамилия - 'сын новгородки'.. ..

Ницше

НИЦШЕ (Nietzsche) Фридрих (1844-1900) - немецкий мыслитель, который дал пролог к новой культурно-философской ориентации, заложив фундамент "философии жизни". В творчестве и личной судьбе Н. Наиболее драматично отразился кризисный характер переходной эпохи на рубеже 19 - начала 20 столетия, выразившийся в тотальной утрате веры в разум, разочаровании и пессимизме. В философской эволюции Н. Можно выделить следующие основные этапы. 1. Романтизм молодого Н., когда он целиком находится под влиянием ид..

Новалис

НОВАЛИС (Novalis) (настоящие имя и фамилия - Фридрих фон Харденберг (von Haardcnbcrg) (1772-1801) - немецкий мыслитель, поэт и прозаик Йенского романтизма, в чьем творчестве наиболее полно выражено романтическое миросозерцание. Многие сочинения Н. Были опубликованы после его смерти Шлегелем и Л. Тиком в журнале "Атеней". Главные произведения Н. Поэтически-философские "Фрагменты" (1802), "Христианство или Европа" (1799, опубликовано 1826), лирические циклы "Гимны к ночи" (1801), "Духовные песни",..

Нововведение

НОВОВВЕДЕНИЕ - комплексный, завершенный, целенаправленный процесс создания, распространения и использования новшества, ориентированный на удовлетворение потребностей и интересов людей новыми средствами, что ведет к определенным качественным изменениям состояний системы (или области, где реализуется новшество) и способствует возрастанию ее эффективности, повышению стабильности и жизнеспособности. Объективной основой появления Н. Являются закономерные тенденции и процессы, свойственные конкретному..

Номинализм

НОМИНАЛИЗМ (лат. Nomina - имена, nominalis - относящийся к названиям) - (1) - в узком смысле - направление средневековой схоластики, конституирующееся как один из вариантов решения проблемы универсалий и противостоящее реализму по критерию интерпретации природы последних (см. УНИВЕРСАЛИИ). (2) - в широком смысле - интерпретационная парадигма, проявившая себя в ориентации философии, науки, логики, математики, этики, теологии и др. Сфер культуры на семантическое и аксиологическое доминирование кон..

Дополнительный поиск Новгородцев Новгородцев

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Новгородцев" в словаре Новейший философский словарь, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Новгородцев, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "Н". Общая длина 11 символа