Объяснение

177

ОБЪЯСНЕНИЕ - функция познания, науки, научной теории, реализуемая через логико-методологическую процедуру экспликации сущности одного предмета, явления, события, действия и т.д. (объясняемое, "новое") через другое (объясняющее, "наличное"), имеющее статус достоверного, "очевидного", понимаемого. Противостоит пониманию (см. ИС-ТОРИЦИЗМ). Компонента О. Входит в познавательные акты во всех сферах и на всех уровнях человеческой деятельности. Специально проблема О. Поднималась и рассматривалась на дисциплинарном уровне в философии и теологии. В европейской культуре функция О. Постепенно закрепилась прежде всего за научным знанием. Научное О. Должно отвечать, как минимум, двум требованиям. 1) адекватности - его аргументы и характеристики должны иметь непосредственное отношение к предметам, явлениям, событиям, которые они объясняют.

2) принципиальной проверяемости (непосредственно или через свои следствия). По своей логической структуре О. Представляет рассуждение или умозаключение, посылки которого содержат информацию, необходимую для обоснования такого рассуждения (умозаключения). Посылки называются экспланансом, следствия из них - экспла-нандумом. Эксплананс и экспланандум связаны между собой отношениями выводимости (следования). О. Осуществляется как на теоретическом, так и на эмпирическом уровнях организации научного знания. О. В естествознании ориентируется прежде всего на раскрытие причинно-следственных связей и отношений, хотя могут объясняться и генетические, структурные, функциональные зависимости, но в любом случае речь идет о выявлении картины детерминации объекта (явления, события), его зависимостей и обусловленностей.

Чем полнее и глубже вскрыты обусловленности, тем выше ценность О. Наиболее известна и признаваема в методологии познания - дедуктивно-номологическая модель научного О. Поппер считал, что дать причинное О. События значит дедуцировать утверждение, которое его описывает, используя в качестве посылок один или более универсальных законов совместно с определенными единичными утверждениями о первоначальных условиях. Аналогично, Карнап утверждал, что эксплананс должен содержать хотя бы один закон науки. Таким образом, суть данной модели О. Состоит в подведении под закон объясняемого явления. При этом дедукция понимается здесь не как умозаключение от общего к частному, а как любой вывод, заключение которого следует из имеющихся посылок с логической необходимостью по принятым правилам дедукции.

С точки зрения К. Гемпеля, общий закон - это универсальное условное высказывание, которое может быть подтверждено или опровергнуто с помощью эмпирических данных, а само О. Понимается как "гипотеза универсальной формы" (ссылка на причины или определяющие факторы данного события). Дедуктивно-номологиче-ская модель О. Дополняется дедуктивно-фактуальной моделью (О. Через эмпирически фиксируемую закономерность, иногда говорят об О. С помощью замаскированного закона), а их обобщение может быть обозначено как схема Поппе-ра - Гемпеля, суть которой У. Дрей определял как модель "охватывающего закона". Особые варианты дедуктивных О. - это О. Эмпирических законов через теоретические принципы, через законы более высокого порядка, а также О.

Внутри гипотетико-дедуктивной теории (метода). Гемпелем подробно разработана и теория индуктивно - статистического О., предполагающая установление эмпирических отношений между классами событий как свое основание и трактующая индукцию не как процесс рассуждения от частного к общему, а как всякое рассуждение или умозаключение, посылки которого в той или иной степени подтверждают заключение, которое носит вероятностный характер. Гемпель рассматривает в этой связи как особый вид вероятностных О. - дедуктивно-статистические (эксплананс содержит по крайней мере один статистический закон или теоретический принцип). В целом любое дедуктивное О. Можно истолковывать как особый случай индуктивного О., когда степень вероятности экспланандума становится равной единице (100%) и, следовательно, вероятностный вывод становится достоверным.

Схемы О. Могут не быть полностью развернуты (предъявлены) и тогда речь идет о неполных О. ("объясняющих скетчах", по Гемпелю). Как особый тип О. Можно принять схемы операционализма и инструментализма, предполагающие экспликацию "неизвестного" и его (если это возможно) редукции к "известному". Дреем была предложена (прежде всего для анализа исторических событий) модель "непрерывной (последовательной) серии событий (происшествий) ", в которой О. Есть заполнение пробелов в серии, восстановление ее непрерывности. Для анализа исторических событий Дреем и др. Была предложена модель рационального О., суть которой заключается в О. Поведения исторического агента (деятеля, лица) через его мотивы, т.е. Через оценку его адекватности ситуации (что предполагает "проецирование" исследователя в ситуацию, ее "переигрывание", "вновь испытывание", "вновь продумывание").

У Коллингвуда цель рационального О. - воссоздание "внутренней стороны" исторического события, которую составляют мысли исторического агента. Основные трудности, с которыми сталкивается рациональное О., следующие. 1) наличие разных типов рациональности и различие их стандартов в различные исторические времена и в разных социокультурных слоях общества. 2) нерационализируемость полностью человеческого поведения. Гемпелем в связи с этим было предложено рациональное О. Не через мотивы, а через меру следования системе принудительных норм, предзадающей цели действия (действие в соответствии с диспозициями). Особая разновидность рациональных О. Предложена в этнометодологии. Г.Г. Фон Вригт противопоставил как концепциям причинного (истоки которого он усматривал в установках физики Галилея на предсказание события), так и концепциям рационального О.

- модель телеологического (интенционального) О., истоки которой он относил к установке Аристотеля сделать факты финалистически понятными. О. Состоит не в указании рациональности действия, а цели, которую преследует индивид (или его интенций), и опирается на теорию "практического вывода" (в котором одна посылка говорит о желаемом результате (цели), другая же указывает на средства достижения этой цели, а выводное суждение представляет собой описание действия. При этом схема может быть усложнена введением в посылки дополнительных ограничений на возможное действие). Связь О. С описанием, нарративом, породила ряд нарративных концепций О. Так, Т. Никклз, исходил из того, что объясняя факты, мы имеем дело с различными их описаниями, которые трудно поддаются трансформации друг в друга и поэтому должны быть объяснены как отдельные.

Отсюда модель сингулярных причинных О., исходящая из критического переосмысления идей Гемпеля. Тем самым в О. Снимается требование наличия связей выведения, которые могут быть даны через рассказ (объясняющий нарратив, указывающий на то, что событие не было неожиданным, как это изначально казалось). Как особый тип О. Рассматриваются так называемые модельные О. (О. С помощью моделей, прежде всего знаковой природы)..

Значения в других словарях
Объяснение

ОБЪЯСНЕНИЕ - функция научного исследования, состоящая в раскрытии сущности изучаемого объекта. Осуществляется через постижение определенного закона, которому подчиняется данный объект.. ..

Объяснение

Объяснение для танков. Жарг. Шк., студ. Шутл.-ирон. Объяснение для непонятливых. Максимов, 283.. ..

Объяснение

-я, ср.. ..

Объяснение

Изъяснение, пояснение, разъяснение, освещение, толкование, иллюстрация, комментарий, мотивировка.. ..

Объяснение

Функция научного исследования, состоящая в раскрытии сущности изучаемого объекта. Осуществляется через постижение определенного закона, которому подчиняется данный объект.. ..

Объяснение

– функционально-смысловой тип речи (см.), для которого смыслоформирующими являются отношения причинности. Разновидность рассуждения (см.) как типа речи, производного от коммуникативного намерения установить причинно-следственные связи между явлениями. Ключевая часть О. Содержит сообщение о каком-либо явлении, комментирующая часть находится в постпозиции и раскрывает причины этого явления. Напр. "На первый взгляд может показаться странным, что в случае π-мезонов в одном зарядовом мультиплете объе..

Объяснение

Ср.1) а) Процесс действия по знач. Глаг. Объяснить, объяснять (1).б) Результат такого процесса.2) Процесс действия по знач. Глаг. Объясниться, объясняться (2).3) Процесс действия по знач. Глаг. Объяснить, объяснять (2), объясниться, объясняться (3).4) Причина, разъясняющая что-л.. ..

Объяснение

ОБЪЯСНЕ́НИЕ -я. Ср.. ..

Объяснение

-я, ср. 1. См. Объяснить, -ся. 2. Письменное или устное изложение в оправдание чего-н., признание в чём-н. О. По поводу опоздания. Представить свои объяснения. 3. То, что разъясняет, помогает понять что-н. Трудно найти о. Такому поступку. Так вот где о. (теперь понятно, в чём дело, в чём причина). II прил. Объяснительный, -ая, -ое (ко 2 знач. Офиц.). Объяснительная записка.. ..

Объяснение

Объяснения, ср.(книжн.). 1.только ед. Действие по глаг. Объяснить-объяснять. Марксисткое объяснение явлений. Объяснение непонятных слов. Объяснение задачи в классе. 2.Письменное или устное изложение в оправдание чего-н. Потребовать от кого-н. Объяснения. 3.Причина, источник чего-н. Найти объяснение данного явления. 4.Действие по глаг. Объясниться-объясняться. Разговор для выяснения чего-н. Отвечайте мне коротко и искренно на один только вопрос..., и наше объяснение сейчас кончится. Гончаров. У м..

Объяснение

Чего и чему. Объяснение урока. Объяснение явлений природы. Найти верное объяснение этого акустического изменения (Цветаева). Разделение купеческих имен [двойные фамилии] — явление до того заметное. Что, наверное, есть этому и какое-то разумное объяснение (Пришвин).. ..

Объяснение

Разъяснение явления или события или определении характеристик какого-то объекта. Делом всей жизни многих ученых и многих философов было толкование того, какая форма объяснения какого-то явления может считаться истинным объяснением этого явления. Объяснения могут иметь разный вид. Например. (а) причинное объяснение, которое определяет необходимые и достаточные условия возникновения этого явления. (б) историческое (или онтогенетическое) – когда основное внимание уделяется разъяснению предшествовав..

Объяснение

Одна из функций науки, научного познания, состоящая в раскрытии сущности изучаемого объекта.. ..

Общность Социальная

см. СОЦИАЛЬНАЯ ОБЩНОСТЬ.. ..

Объект

См. СУБЪЕКТ И ОБЪЕКТ.. ..

Огборн

ОГБОРН (Ogburn) Уильям (1886-1959) - американский социолог. Один из создателей социологии науки и социологии техники. Доктор социологии, професор. В 1910, будучи студентом, познакомился с идеями Фрейда и в 1915 познакомил с ними К. Паркера. После получения образования работал социологом в Чикагском университете. В 1918 прошел дидактический психоанализ у Т. Барроу. В 1919 исследовал психологические основания экономического понимания истории. Использовал теории неврозов Фрейда и индустриальных пси..

Одиночество

ОДИНОЧЕСТВО - состояние и ощущение человека, находящегося в условиях реальной или мнимой коммуникативной депривации (изоляции от др. Людей, разрыва социальных связей, отсутствия значимого для него общения, недостаточности общения и др.). В основном проявляется в трех формах. Обыденной, экстремально-ситуативной и искусственной (экспериментальной и лечебной). Как психогенный фактор О. Влияет на психику человека и вызывает появление острых эмоциональных реакций (в т.ч. Тягостных переживаний, тревож..

Объяснение

Рассуждение, посылки которого содержат информацию, достаточную для выведения из нее описания объясняемого явления. О. Представляет собой ответ на вопрос "Почему данное явление происходит?" Почему тело за первую секунду своего падения проходит путь длиной 8,9 метра. Чтобы объяснить это, мы ссылаемся на закон Галилея, который в общей форме описывает поведение разнообразных тел под действием силы тяжести. Если требуется объяснить сам этот закон, мы обращаемся к общей теории гравитации И. Ньютона. В..

Объяснение

Дидактич. Процедура раскрытия существ. СвоДств изучаемого объекта, его внутр. Структуры и связей с др. Объектами. Приём обучения. О. Опирается на имеющийся у учащихся опыт (чувственный и логический, опыт рассуждений), а также включает в себя создание такого опыта.Одни и те же свойства и связи изучаемого объекта могут быть объяснены логически разными (одинаково верными) путями. Эффективность О. Зависит от активности (прежде всего мыслительной) воспринимающих его учащихся. Критерий эффективности —..

Объяснение

- одна из важнейших функций научной теории и науки в целом. Понятие О. Используется и в повседневном язы­ке — объяснить к.-л. Явление означает сделать его ясным, понят­ным для нас. В своем стремлении понять окружающий мир люди создавали мифологические системы, объясняющие события по­вседневной жизни и явления природы. В течение последних сто­летий функция О. Окружающего мира постепенно перешла к на­уке. В настоящее время именно наука делает для нас понятными встречающиеся явления, поэтому научно..

Дополнительный поиск Объяснение Объяснение

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Объяснение" в словаре Новейший философский словарь, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Объяснение, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "О". Общая длина 10 символа