Оценка

176

ОЦЕНКА - способ установления значимости чего-либо для действующего и познающего субъекта. Можно выделить три типа значимостей. Теоретический (гносеологические О.), ценностный (аксиологические О.), практический (реализация гносеологических и аксиологических О. Через волевые импульсы субъекта в системах предметных и коммуникативных действий). Предметом оценивания в гносеологических О. Являются имманентные свойства объектов, объекты "сами по себе". Предметом оценивания в аксиологических О. Являются свойства объектов и сами объекты в их способности (положительная аксиологическая значимость) или неспособности (отрицательная аксиологическая значимость) отвечать потребностям и запросам субъекта. Свойства объектов и сами объекты могут оказаться индифферентными, безразличными для потребностей и запросов субъекта (нейтральная аксиологическая значимость).

Аксиологические значимости порождаются миром ценностей, объективируемым культурой и трансцендируемым в ней как предельные смысловое и инвариантное основания человеческого мышления и деятельности. Нечто является ценностью не потому, что оно оценивается, а потому, что объективно способно еще до акта О. Отвечать потребностям и запросам субъекта. Не О. Конституируют ценность, а ценность делает возможной О. Как фиксацию ее аксиологической значимости. Ценности задают онтологическое основание актам оценивания. Таким образом, система ценностей не может быть рассмотрена как результат оценочного познания, подобно тому, как система знаний является результатом "внеоценочного" познания (прежде всего научного). Результатом оценивания являются ценностные представления и ориентации в мире значимостей.

Последние нельзя локализовать в структуре психики субъекта. Хотя они закрепляются (интернализируются) в диспо-зиционных структурах личности как ценностные ориентации, они постоянно эксплицируются в новых системах О. Субъекта, т.е. Они постоянно поддерживаются за счет своей включенности в объективно сложившиеся и формируемые ценностные отношения. В ценностном отношении любой предмет находится в отношении к субъекту, т.е. Проявляется в аспекте своей аксиологической значимости и в этом смысле всегда потенциально выступает предметом положительной, отрицательной или нейтральной О. В то же время ценностное отношение предполагает активность субъекта, занятия им позиции, позволяющей выносить О., т.е. Проявлять свою заинтересованность в чем-либо и интегрировать в любой акт активности через выносимые О.

Творческие включения. Избегание занятия позиции оценивания - это также акт оценочно окрашенный (не нейтральный). Таким образом, аксиологические О. Универсальны - любая иная О. Может быть рассмотрена как особый тип О. Аксиологической (в том числе гносеологическая как О. На истинность или ложность) или как имеющая аксиологическую составляющую (практические О., инспирируемые непосредственной ситуацией деятельности, поведения или общения). Таким образом, любая О. Есть отражение аксиологических значимостей, апеллирование или отсылка к ценности. Тем не менее принято отличать безоценочное и оценочное познание. Последнее, по своей сути, (в отличие от первого, нацеленного на имманентное, внесубъектное существование) есть или акт установления (приписывания) ценности, или акт сравнения по какому-либо принятому (в культуре, общности, группе, институции) образцу, норме, идеалу, т.е.

Имплицитному критерию оценивания, который может быть задан и эксплицитно. Результатом этого акта сравнения должно стать установление порядка предпочтений имманентных свойств предмета в ситуации ответственного (т.е. Предполагающего осознание последствий) выбора и принятия (равно как и непринятия) решения. При этом опять возникает проблема изначальной аксиологической предзаданности любого критерия (в том числе и познавательного) в ситуации выбора паттерна, парадигмы или теоретико-методологической ориентации. Со своей стороны, любой акт оценочного познания (эксплицитно), акт оценивания (имплицитно или эксплицитно) всегда несут в себе знание. Таким образом, О. Является не только выражением отношения, но и эпистемологической и гносеологической категорией.

Кроме того, она с необходимостью должна трактоваться как категория лингвистическая и коммуникационная. Следовательно, аксиологические О. Универсальны в плане связывания через них культурного и социального миров, теории и практики (причем с акцентированием последней - теория переводится в схемы действия с объектами и ориентируется на свою применимость в решении конкретных проблем и выполнении определенных задач). Тем самым научный анализ О. Во многом сдвигается из проблематики их типологии и отличения оценочного от безоценочного в область исследования оснований и внутренней структуры О., определения мер рефлексированности (как обращенности О. На самую себя, на осознание процесса и механизмов собственного становления и функционирования).

Одна из основных задач такого рода рефлексии - отыскание и (или) выработка и эксплицитное обоснование критериев оценивания. Акты же оценивания могут быть поняты как интерпретации, в разной степени выражающие те или иные смыслы и, соответственно, проверяемые (интерпретации следующего уровня) на адекватность предмету и (или) ситуации, а также потребностям и запросам субъекта (в конечном счете - стоящей за ним ценности). О. - предмет анализа в социогумани-тарном знании (специфика которого во многом связана и с его аксиологической (оценочной) нагруженностью), в частности - в социологии. Так, опросные мотодики (как вопрос-ответные процедуры) фиксируют no-преимуществу О. Как исходные данные, в том числе для прогнозирования поведения на основе выявления (конструирования) ценностных ориентации как предрасположенностей и готовностей субъектов к определенному поведению.

Однако в концепциях ценностных ориентации плохо отрефлексированы возможности переходов от респондента к его ценностным ориентациям, а от последних - к ценностям как конечным детерминантам поведения. Кроме того, в них принимается допущение конституирующих возможностей О. По отношению к ценностям, т.е. Происходит субъективатизация последних при методологической установке на объективность в познании. Последняя не выполняется и по иной причине - в фактологический уровень дисциплины кладутся О., тогда как установка требут избегания оценочной информации. Поэтому возникшие по сути на позитивистском фундаменте исследовательские методики классической эмпирической социологии, эксплицитно элиминируя ценности и О. Из сферы своего анализа, имплицитно исходят именно из них, строя здание "беспристрастной" науки.

Осознание этой ситуации во многом способствовало становлению альтернативных ориентации в социологии..

Значения в других словарях
Оценка

в метрологии, приближённое значение величины или параметра, найденное по экспериментальным данным. См. Наблюдений обработка.. ..

Оценка

ОЦЕНКА - в философии - отношение к социальным явлениям, человеческой деятельности, поведению, установление их значимости, соответствия определенным нормам и принципам морали (одобрение и осуждение, согласие или критика и т. П.). Определяется социальной позицией, мировоззрением, уровнем культуры, интеллектуального и нравственного развития человека. С другой стороны, учет мотивов, средств и целей действия, его условий, места в системе поведения личности - необходимое условие правильной оценки этог..

Оценка

Государственная (международная) оценка. Жарг. Студ. Шутл.-ирон. Тройка, оценка «удовлетворительно». Дубровина, 97. Вахитов 2003, 97.. ..

Оценка

ОценкаВоспитание * Величие * Гений * Здравый смысл * Идеал * Манеры * Мнение * Мораль * Помощь * Поступок * Привычка * Репутация * Совет * Тайна * Талант * Характер Достоинства * Благодарность * Вежливость * Вкус * Героизм * Ответственность * Правда * Справедливость * Честность * Честь * Чувство меры Недостатки * Безвкусица * Кокетство * Лакейство * Лень * Лицемерие * Ложь * Невежество * Обман * Фанатизм * Хитрость * ЭгоизмМнение (Вывод, Отношение, Оценка) - Часто платят счастьем всей своей жизн..

Оценка

• всесторонняя оценка. ..

Оценка

В философии - отношение к социальным явлениям, человеческой деятельности, поведению, установление их значимости, соответствия определенным нормам и принципам морали (одобрение и осуждение, согласие или критика и т. П.). Определяется социальной позицией, мировоззрением, уровнем культуры, интеллектуального и нравственного развития человека. С другой стороны, учет мотивов, средств и целей действия, его условий, места в системе поведения личности - необходимое условие правильной оценки этого действи..

Оценка

Ж.1) Действие по знач. Глаг. Оценить, оценивать.2) Назначенная или определенная кем-л. Стоимость, цена.3) перен. Мнение, суждение о качествах, характере кого-л., чего-л.4) а) перен. Отметка, выставляемая преподавателем при определении знаний, умений, навыков учащегося.б) Отметка при определении качества или достоинства чего-л.. ..

Оценка

ОЦЕ́НКА -и. Ж.. ..

Оценка

-и, ж.1.см. Оценить. 2. Мнение о ценности, уровне или значении кого-чего-н. Дать оценку чему-н. Высокая о. 3. То же, что отметка (в 3 знач.). О. По пятибалльной системе.. ..

Оценка

Оценки, ж. 1. Только ед. Действие по глаг. Оценить-оценивать. Произвести оценку имущества. 2. Назначенная или определенная кем-н. Стоимость, цена. Низкая оценка. Высокая оценка. 3. Мнение, суждение, высказанное о качествах кого-чего-н. Правильная оценка чьих-н. Поступков. Дать настоящую оценку кому-чему-н.. ..

Оценка

Кого-чего и кому-чему.1. Кого-чего (определение цены, стоимости, значения кого-, чего-л.). Оценка имущества. Оценка знаний учащихся. Оценка гениев, опередивших свой век, совершается в потомстве (Добролюбов).2. Кого-чего и кому-чему (мнение, суждение о качестве, достоинстве кого-, чего-л.). ...Ее [Лизы] оценки людей оказывались почти всегда верными (Слонимский). Полностью присоединяюсь к вашей оценке его поступкам (поступков).. ..

Оценка

Определение стоимости товара, услуги.. ..

Оценка

1. Процедура определения цены, ценности. 2. Мнение о ценности, уровне или значении. 3. Отметка по балльной системе.. ..

Оценка

Оценка - 1) деятельность экспертов по оценке, результатом которой является определение стоимости объекта с соблюдением соответствующих требований законодательства и стандартов. 2) результат оценки.. ..

Оценка

(Assessment). Измерение индивидуальных различий, связанных с характерными личностными особенностями.. ..

Оценка

(соответствующей характеристики генеральной совокупности ) — выборочная характеристика, является функцией от выборочных значений. Существует много способов получения О. (см. Метод максимального правдоподобия ) , важно уметь сравнивать свойства разл. О. И находить максимально точные О. В геологии решение многих задач, в частности проблема точности подсчета запасов, основывается на возможности найти корректные О.. ..

Оценка

(Лев. 27), цена выкупа посвященных Господу людей и вещей.. ..

Отражение

ОТРАЖЕНИЕ - категория гносеологии, выступающая в качестве фундаментальной для материалистической традиции когнитивного оптимизма. О. Характеризует способность материальных объектов в процессе взаимодействия с другими объектами воспроизводить в своих изменениях некоторые особенности и черты воздействующих на них явлений. Тип, содержание и форма О. Определяются уровнем и особенностями системно-структурной организации отражающих объектов, а также способом их взаимодействия с отражаемыми явлениями. ..

Отчуждение

ОТЧУЖДЕНИЕ - философская категория для обозначения общественного процесса, в границах которого происходит превращение результатов и продуктов деятельности людей в независимую силу, становящуюся выше своих творцов и подавляющую их. В концепциях немецкой философской классики 19 в. Проблема О. Увязывалась с трактовками человеческой деятельности в контексте таких ее ипостасей, как "овещнение" и "опредмечивание". Гегель впервые в мировой философии отметил, что в основе О. Лежит отчужденная деятельная..

Ощущение

ОЩУЩЕНИЕ - простейший аналитико-синтетический акт сенсорного познания. О. Возникает в результате воздействия на органы чувств вещей или явлений объективного мира и состоит в отражении отдельных свойств этих вещей и явлений. Анатомо-физиологической основой О. Выступают анализаторы - нервные структуры, состоящие из рецепторов, проводящих афферентных нервных путей и нервного центра. Классификация О. Может осуществляться по разным основаниям. По модальности (зрительные, слуховые, осязательные и др.)..

Павел

ПАВЕЛ (Paulus) АПОСТОЛ (первоначальное имя Савл или Саул) (ум. 66/67) - христианский проповедник. Проповедуя среди язычников, стремился преодолеть национальную разобщенность и традиционалистские предрассудки людей, трансформировать христианство в мировую религию. П. Всемерно акцентировал идею о наднациональном статусе цивилизации, формирующейся на основе веры в Христа. Будучи в первые годы своей просветительской деятельности активным противником христианства, П. Пережил душевный перелом по дорог..

Оценка

Высказывание, устанавливающее абсолютную или сравнительную ценность какого-то объекта. Способы выражения О. Чрезвычайно разнообразны. Абсолютные О. Выражаются чаще всего предложениями с оценочными словами "хорошо", "плохо", "(оценочно) безразлично". Вместо них могут использоваться слова. "позитивно ценно", "негативно ценно", "добро", "зло" и т.п. Сравнительные О. Формулируются в предложениях с оценочными словами "лучше", "хуже", "равноценно", "предпочтительно" и т.п. В языке для правильного пони..

Оценка

См. Оценочное высказывание.. ..

Дополнительный поиск Оценка Оценка

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Оценка" в словаре Новейший философский словарь, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Оценка, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "О". Общая длина 6 символа