Пирс

190

ПИРС (Реirсе) Чарльз Сандерс (1839-1914) - американский философ, логик, математик, "отец научной философии США". Профессор в Кембридже, Балтиморе и Бостоне. Член Американской академии наук и искусств (1877). Ввел в философию понятие "прагматизм" (а также и "прагматицизм", что не привилось) как обозначение нового философского направления. Основные сочинения. "Как сделать наши мысли ясными" (1878), "Фиксация веры" (1877), "Исследования по логике" (1883) и др. В 1931-1958 было издано 8-томное собрание сочинений П. Познание, по мнению П., неинтуитивно по собственной природе. Из него должны быть элиминированы артефакты здравого смысла и априорные синтетические суждения. Реконструируя те пути и процедуры, которые ведут от сомнения к вере, П.

Вычленяет 4 метода фиксации верований как таковых. А) слепой приверженности, б) авторитета, в) априорный, г) научный. Демонстрируя ненадежность трех первых, П. Постулирует, что единственным корректным методом в этом контексте правомерно считать научный. П. Отметил, что любое научное верование уязвимо для критики ("фаллибельно") - нет допущений либо гипотез, не подлежащих проверке и, в случае необходимости, опровержению. Приближение к истине, по П., - это процесс беспрестанного устранения ошибок, совершенствование гипотез, обновление результатов. Эволюция же науки являет собой "кумулятивно-конвергирующий" процесс первоначального формирования общей структуры отношений между изучаемыми феноменами вкупе с дальнейшей "кумуляцией" уточнения численных значений тех параметров, которые характеризуют эту структуру.

Традиционные типы рассуждения П. Подразделил на. Дедукцию, индукцию, а также то, что было им обозначено как "абдукция" (попытка синтезировать первую и вторую по схеме. 1) наблюдается необычный факт С. 2) если А истинно, то С естественно. 3) есть, таким образом, основание предполагать, что А истинно). В соответствии со своей трехзвенной схемой "индукция - дедукция - абдукция", П. Подразделил основные категории на три фундаментальных класса, "модуса бытия" или "Идеи". "первичности" (firstness), "вторичности" (secondness) и "тре-тичности" (thirdness). "Первичность" у П. - понятие бытия или существования, не зависимого ни от чего другого, чистое присутствие феномена", свободное от апплицированных концептуальных схем.

Встреча свободно играющего творческого духа с действительностью порождает самые разнообразные "качества в возможности", "идеальные проекты" реальности, некие чистые формы. "Вторичность" - факт сам по себе как данность ("весомо, грубо, зримо"), воспринимаемый и понимаемый исключительно через "отношение к". Факт, осуществляющий экспансию в реальности в состоянии неизбывного противостояния, борьбы, оппозиции, соотнесенности с иной реальностью. Свободной игре духа противодействует "сопротивление действительности", устойчивость и постоянство наших восприятий. "Третичность" же, согласно П., - это интеллигибельное измерение (ипостась) реальности, царство универсалий, законов, сущностей, упорядочивающих и организующих (в частности, через процедуры верификации) любые множества.

Трактуя их в совокупности как динамические фундаментальные характеристики объекта ("phaneron"), П. Вводит в оборот понятие "фанероско-пия", занимающее центральное место в процедурах выявления универсальных и значимых характеристик какого-либо опыта или высказывания. Космология П. Базировалась на его убеждении, что "все стремится обрести привычное устройство" вопреки капризам природы. Данное положение конституировалось в принцип "тихизма" (греч. Tyche - случай). Принцип "синехизма" (греч. Syneches - непрерывный) П. Выводил из того, что материальное и духовное начала в своей сопряженности подвержены перманентному структурированию, воспроизведению закономерностей и, таким образом, обретению "законов-привычек". Эволюцию же Вселенной, развитие вещей, становление их субординаций П.

Объяснял принципом "агапизма" (греч. Agape - любовь). Человеческое мышление П. Полагал состоящим из знаков, сам человек может быть интерпретирован как знак - мышление невозможно вне знаков, ибо оно языковое по природе, а язык - публичен по сути своей. Знаки репрезентируют объект в каком-то его качестве. Ситуация коммуникации поэтому выглядит так. Знак (первый компонент) как функция некоего объекта (второго компонента), являющийся в определенном отношении к толкователю-интерпретатору (третий компонент). Триади-ческая природа знака обусловила и облик сопряженных семиотических таблиц П. П. Подразделил знаки на. "qualisign" (знак сам по себе - знак, обозначающий какое-то качество). "signsign" (могущий выступать репрезентантом всякого объекта).

"legisign" (знак - маркер ссылки на некий закон или духовную конвенцию). Трактуя взаимоотношения знака и объекта, который он репрезентирует, П. Увидел следующие варианты их отношений. Знак как иконический образ (например, рисунок), знак как индекс (сигнал), знак как символ (книга). Связка "знак - толкователь (интерпретатор)" может выглядеть как "Rheme" (неопределенность объекта в утверждении вкупе с определенным предикатом - А есть красное). "Dicisign" (субъект указывает на явление или предмет, предикат же - на качество). "Argument" (любой силлогизм - ряд "Dicisign", следующих друг за другом в соответствии с правилами вывода). Рациональный смысл словоформ (понятие) может быть осмыслено и постигнуто, по П., через выявление возможных последствий его употребления в том или ином значении для реального жизненного поведения людей, т.е.

Может быть определено посредством фиксации экспериментальных эффектов. Последние же - потенциально сводимы к возможным действиям. По утверждению П., "мы постигаем предмет нашей мысли, рассматривая те его свойства, которые предположительно имеют практическое значение. Наше представление об этих свойствах и образует в целом понятие данного предмета" ("принцип П." или "прагматическая максима"). Речь не шла о одномерном редуцировании истины к "полезности". Истина (как "согласие абстрактного утверждения с идеальным пределом, к которому бесконечное исследование привело бы мнения ученых", или "вера, вызывающая действия, ведущие нас к определенной цели") обрела у П. Качество "совершаемости". Прагматистски окрашенное неприятие П.

Субстанциалистского подхода к фиксации логических форм и их значения, ярко проявившееся в его анализе соотношения классического и неклассического в философии и логике, наглядно продемонстрировало глубину его миропонимания. П., видимо, одним из первых адекватно оценил философское звучание открытия неевклидовых геометрий. "Небольшая книга Лобачевского "Геометрические исследования" отмечает эпоху в истории мысли тем, что она ниспровергает аксиомы геометрии. Философские следствия из этого несомненно значительны и теперь ученые признают, что она должна вести к новому пониманию природы, менее механистичному, нежели то, которое направляло развитие науки со времени открытий Ньютона". В целом теория П. Оказалась достаточно эвристичной и результировалась позднее в облике самых разнообразных методологий деятельности..

Значения в других словарях
Пирс

I(Peirce) Чарлз Сандерс (10.9.1839, Кембридж, Массачусетс,— 19.4.1914, Милфорд, Пенсильвания), американский философ-идеалист, логик, математик и естествоиспытатель. Член Американской академии наук и искусств (1877) и национальной АН (1879). Родился в семье известного американского математика Б. Пирса. В 1859 окончил Гарвардский университет. В 1866—91 П. Работал на геодезической станции береговой охраны США. Читал лекции по логике, истории и философии науки в Гарвардском университете, университет..

Пирс

ПИРС (англ. Piers - множественное число от pier - столб, мол, пристань), гидротехническое причальное сооружение, выступающее в акваторию порта и предназначенное для швартовки судов с двух сторон.. ..

Пирс

ПИРС (от английского pier - столб, мол, пристань>), причальное сооружение, выступающее в акваторию порта> и служащее для швартовки судов с двух сторон. Часто пирсы располагают группами, образующими вдоль берега так называемую гребенку.. ..

Пирс

М.Портовое сооружение для причала к нему судов с двух сторон.. ..

Пирс

ПИРС -а. М. [англ. Piers (мн.)] Мор. Двусторонний причал, выдающийся в акваторию порта и предназначенный для швартовки судов с двух сторон.. ..

Пирс

-а, м. Портовое причальное сооружение для швартовки судов с двух сторон.. ..

Пирс

ПИРС Патрик Генри (Patrick Henry Pearse, 1880-1916) - ирландский буржуазный революционер и поэт. В годы перед империалистической войной - главный деятель движения, имевшего целью возродить ирландский (гаэльский) яз. Как яз. Литературы, и видный школьный деятель. Писал стихи по-ирландски. Творчество Пирса проникнуто национализмом и католицизмом. В годы войны П. Стал главным организатором ирландского восстания, против английского империализма и вождем его правого буржуазного крыла, причем в значи..

Пирс

Причальное сооружение, выступающее в акваторию и предназначенное для двусторонней швартовки судов. ..

Пирс

Пи́рспричал (причальная линия), с обеих сторон которого швартуются, разгружаются и загружаются морские суда. , к которому можно пришвартоваться только с одной стороны, называется молом (вторая его сторона защищает порт от волн открытого моря).. ..

Пирс

(англ. Piers, мн. Число от pier - столб, мол, пристань) - двустороннее причальное сооружение, располож. Внутри акватории порта перпендикулярно или под углом к берегу. П. Располагают обычно группами, образующими "гребёнку", благодаря чему увеличивается длина причальной линии порта, появляется возможность располагать причальный фронт под защитой оградит. Сооружений наименьшего протяжения, что особенно важно в случае ограниченности береговой линии порта (напр., в Новороссийске - см. Рис.). Пирс на..

Пирс

— столб, мол, пристань — причальное сооружение, выступающее в акваторию порта и предназначенное для швартовки судов с двух сторон.. ..

Пирс

1.(Pearse), Патрик Генри (10.XI.1879 - 3.V.1916) - ирл. Демократ, поэт и драматург. Один из видных деятелей Гэльской лиги. Автор поэм и прозаич. Произв. (писал преим. На гэльском яз.), в к-рых выражал глубокое сочувствие трудящимся массам. Был в дружеских отношениях с пролет. Лидером Дж. Конноли. Участвуя в нац.-освободит. Движении, пришел к выводу о необходимости вооруж. Борьбы за независимость Ирландии и социальных преобразований. В 1913 - один из организаторов подразделений ирл. Волонтеров. В..

Пиетизм

ПИЕТИЗМ (лат. Pietas - благочестие) - мистическое учение в ортодоксальном лютеранстве, появившееся в 17-18 вв. В Германии как негативная реакция на догматизацию протестантской церкви, еще так недавно провозгласившей приоритет живой веры и свободы. Испытал определенное содержательное влияние со стороны квиетизма. Основателем П. Является Ф. Шпенер, выступивший с 6 тезисом с намерением возродить "истинную религию", основанную на утерянном в спорах глубоком религиозном чувстве, а не на обрядах и дог..

Пико Делла Мирандола

ПИКО ДЕЛЛА МИРАНДОЛА Джованни - см. ФЛОРЕНТИЙСКИЕ ПЛАТОНИКИ.. ..

Писарев

ПИСАРЕВ Дмитрий Иванович (1840-1868) - русский публицист и литературный критик, популяризатор естественнонаучных теорий (в т.ч. Дарвинизма), по политическим убеждениям принадлежал к революционно-демократическому направлению (хотя и отстаивал в нем особую позицию). Сын помещика Орловской губернии, дворянин. Писал в журналах демократической направленности "Русское слово", "Дело", "Отечественные записки". За радикализм П. Был заключен в Петропавловскую крепость на 4 года, выпушен по амнистии. Утону..

Пифагор

ПИФАГОР Самосский (ок. 570 - ок. 500 до н.э.) - древнегреческий философ, религиозный и политический деятель, основатель пифагореизма. Историю его жизни трудно отделить от легенд, представляющих П. В качестве полубога и чудотворца, совершенного мудреца и "великого посвященного" во все мистерии (тайные доктрины) греков и варваров. По преданию, П. Посетил в своих путешествиях Египет и Финикию. На 40-м году жизни он поселилился в южноиталийской колонии г. Кротоне. Там П. Основал сообщество своих пос..

Дополнительный поиск Пирс Пирс

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Пирс" в словаре Новейший философский словарь, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Пирс, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "П". Общая длина 4 символа