Познание

254

ПОЗНАНИЕ - творческая деятельность субъекта, ориентированная на получение достоверных знаний о мире. П. Является сущностной характеристикой бытия культуры и в зависимости от своего функционального предназначения, характера знания и соответствующих средств и методов может осуществляться в следующих формах. Обыденное, мифологическое, религиозное, художественное, философское и научное. Исходную структуру П. Представляет субъект-объектное отношение, где вопрос о возможности адекватного воспроизведения субъектом сущностных характеристик объекта (проблема истины) является центральной темой гносеологии (теории П.). В зависимости от решения этого вопроса в философии выделяются позиции познавательного оптимизма, скептицизма и агностицизма.

Истина выступает в качестве универсальной цели П. При этом представления об истине и путях ее достижения в контексте историко-философской традиции конкретизировались через разведение фундаментальных оппозиций "знания и мнения" (античность), "разума и веры" (средние века), "знания и незнания" (Новое время). Понимание характера субъект-объектных отношений обуславливает соответствующие взгляды на природу П. Для классической философии процесс П. - это созерцание, что предполагает пассивную роль субъекта в восприятии внеположенных ему абсолютных и неизменных законов объективной действительности. Само П. При этом может интерпретироваться в двух основных ракурсах. 1) восходящая к Платону и разрабатываемая преимущественно в контексте рационально-идеалистической традиции трактовка П.

Как припоминания (теория анамнесиса). 2) характеристика П. Как отражения, наиболее ярко реализовавшаяся в моделях материализма и эмпиризма. Начиная с "коперниканского поворота" Канта, философия отходит от созерцательного объективизма в гносеологии и актуализирует активную роль субъекта в познавательном процессе. Для немецкого идеализма открывающийся в П. Мир уже выступает проекцией творчества трансцендентального субъекта (Кант, Фихте, Шеллинг) или продуктом деятельности социально-исторического субъекта (Гегель). Интерпретация П. Как творческой деятельности отличает современную неклассическую философию. Характерно, что подчеркивая творческий статус субъекта в познавательном процессе, современная философия во многом отказалась не только от онтологизма классической мысли, но и от установок на объективную истину, которая фактически приносится в жертву социально-историческим, прагматическим и психологическим интересам субъекта.

Природа познавательной деятельности здесь может рассматриваться в контексте праксиологического, семантического и аналитического подходов. Акцент на практической природе П. В современной философии характерен прежде всего для марксизма и прагматизма. Однако если в марксизме П., будучи формой опережающего отражения действительности, выступает как важнейший момент природопреобразующей и социально-исторической практики общества, то в прагматизме П., преодолевая сомнение, обеспечивает психологическую уверенность субъекта в своих силах, позволяя ему тем самым наиболее эффективно осуществлять практическую деятельность. Семантический подход к П. Реализуется сегодня в рамках феноменологии и герменевтики. П. Здесь - это процесс смыслообразования, позволяющий человеку расширить горизонты понимания не столько внешней действительности, сколько себя самого.

И, наконец, аналитический подход связан с течениями нео- и постпозитивизма и структурализма, ориентированных на рассмотрение П. Как научного анализа знаковых структур, более или менее адекватно описывающего сложившиеся логические и семиотические инварианты, но никоим образом не претендующего на их подлинное понимание. В структуре познавательного процесса выделяют также чувственный и рациональный уровни П., противопоставление которых в новоевропейской философии обусловило возникновение дилеммы рационализма и эмпиризма. Чувственное П. (его основные формы. Ощущение, восприятие и представление) является результатом непосредственного взаимодействия субъекта и объекта, что обуславливает конкретность, индивидуальность и ситуативность получаемого здесь знания.

Будучи основанием познавательной деятельности в целом, чувственный уровень П. Особое значение имеет в искусстве и обыденной практике. Рациональное II. (его формы. Понятие, суждение и умозаключение) предполагает возможность объективации индивидуальных знаний, их обобщения, трансляции и т.п. Именно рациональное П. Обеспечивает существование таких форм познавательного творчества, как наука и философия. Помимо чувственного и рационального, особую роль в познавательном процессе играет интуиция, свидетельствующая об особых механизмах П. На уровне бессознательных структур психики. Структурировать П. Можно также в зависимости от объекта П. И соответствующего ему типу знания. В качестве наиболее общих объектов П. Можно выделить природу, общество и человека и соотнесенные с ними естественное, социальное и гуманитарное знания.

Особым видом П. Выступает самопознание, которое, со времен Сократа, является одной из центральных тем в философии и одновременно представляет собой один из наиболее существенных модусов индивидуального бытия. Проблемы П. На сегодняшний день изучаются целым рядом как философских (гносеология, эпистемология, культурология, логика и методология науки), так и специальных (когнитивная психология, науковедение, социология знания и науки и др.) дисциплин..

Значения в других словарях
Познание

ПОЗНАНИЕ - процесс отражения и воспроизведения действительности в мышлении субъекта, результатом которого является новое знание о мире.. ..

Познание

См. Философия.. ..

Познание

• всестороннее познание. ..

Познание

См. Знание, понимание.... ..

Познание

Процесс отражения и воспроизведения действительности в мышлении субъекта, результатом которого является новое знание о мире.. ..

Познание

Ср.1) Процесс действия по знач. Глаг. Познавать (1), познать.2) Знание чего-л., осведомленность в чем-л.. ..

Познание

ПОЗНА́НИЕ -я. Ср.. ..

Познание

-я, ср. 1. См. Познать. 2. Приобретение знания, постижение закономерностей объективного мира. П. Законов природы. Диалектический метод познания. Теория познания (раздел философии, изучающий закономерности и возможности познания, отношения знания к действительности). 3. Мн. Совокупность знаний в какой-н. Области. У него большие познания влитературе.. ..

Познание

Познания, ср. (книжн.). 1. Только ед. Действие по глаг. Познать в 1 знач. - познавать. Способность познавать. Наблюдение человеком простого и очевидного превращения "вещи в себе" в явления, в "вещь для него" (филос.). - Диалектический материализм есть мировоззрение марксистско-ленинской партии. Оно называется диалектическим материализмом потому, что его подход к явлениям природы, его метод изучения явлений природы, его метод познания этих явлений является диалектическим, а его истолкование явлен..

Познание

- наш способ обработки информации в сознании и трансформация сенсорных данных в знание.. ..

Познание

Процесс усвоения чувственного содержания переживаемого, или испытываемого, положения вещей, состояний, процессов с целью нахождения истины. Познание исследуется со времен античной натурфилософии и философии, оно изучается с точки зрения объективной — источника, или субъективной — происхождения, с точки зрения цели, характерных черт и силы, а также с точки зрения границ и препятствий (апории и антиномии). Познание исследуется теорией познания — гносеологией и эпистемологией.. ..

Подход

ПОДХОД - комплекс парадигматических, синтагматических и прагматических структур и механизмов в познании и/или практике, характеризующий конкурирующие между собой (или исторически сменяющие друг друга) стратегии и программы в философии, науке, политике или в организации жизни и деятельности людей. Обычно к анализу категории П. Обращаются в особые периоды развития той или иной деятельности, когда фиксируются принципиальные изменения или возникают неразрешимые наличными средствами проблемы. В разви..

Позитивизм

ПОЗИТИВИЗМ (лат. Positivus - положительный) - (1) па-радигмальная гносео-методологическая установка, согласно которой позитивное знание может быть получено как результат сугубо научного (не философского) познания. Программно-сциентистский пафос П. Заключается в отказе от философии ("метафизики") в качестве познавательной деятельности, обладающей в контексте развития конкретно-научного познания синтезирующим и прогностическим потенциалом. (2) - философское направление, фундированное означенной ус..

Полани

ПОЛАНИ (Polanyi) Майкл (1891-1976) -британский философ, один из основателей постпозитивизма, выходец из Венгрии, сотрудник (с 1923) Института физической химии (Берлин), в эмиграции с 1933, профессор физической химии и социальных наук Манчестерского университета (1933). В главных сочинениях по философии и социологии науки. "Личностное знание. На пути к посткритической философии" (1958), "Неуважение свободы" (1940), "Основания академической свободы" (1947), "Логика свободы" (1951), "Знание и бытие..

Полиморфная Сексуальность

ПОЛИМОРФНАЯ СЕКСУАЛЬНОСТЬ - понятие Марку-зе, обозначающее форму человеческой сексуальности, основанную на возможности активизации подавленных, заторможенных органических потребностей, которая обеспечивает новое направление прогресса путем превращения человеческого тела в инструмент не столько труда, сколько удовольствия.. ..

Познание

Процесс отражения и воспроизведения действительности в мышлении субъекта, результатом которого является новое знание о мире.. ..

Познание

Категория, описывающая процесс получения любых знаний путем повторения идеальных планов деятельности и общения, создания знаково- символических систем, опосредующих взаимодействие человека с миром и др. Людьми. Филос. Концепции П. Чрезвычайно разнообразны. Существуют аналитическое, феноменологическое, герменевтическое, психоаналитическое, трансценденталистское, марксистское, эволюционное, социально-антроплогическое и др. Понимания П. Помимо филос. Имеют место и специально-научные концепции П. - ..

Познание

Воспроизведение в сознании (индивидуальном и коллективном) характеристик объективной реальности. П. Носит социально и культурно опосредованный ист. Характер и в большинстве случаев предполагает более или менее ярко выраженное осознание используемых средств и способов познават. Деятельности.Выделяют разл. Формы П. Направленное на получение знания, неотделимого от индивидуального субъекта (восприятие, представление), П., направленное на получение объективированного знания, существующего вне отд. И..

Познание

— высшая форма отражения объективной действи­тельности, процесс выработки истинных знаний. Первоначально П. Представляло собой одну из сторон практической деятельности лю­дей, постепенно в ходе исторического развития человечества П. Стало особой деятельностью. В П. Выделяют два уровня. Чувственное П., осуществляемое с помощью ощущения, восприятия, представления, и рациональное П., протекающее в понятиях, суждениях, умозаключениях и фиксируемое в теориях. Различают также обыденное, художе­ственно..

Дополнительный поиск Познание Познание

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Познание" в словаре Новейший философский словарь, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Познание, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "П". Общая длина 8 символа