Постиндустриальное Общество

155

ПОСТИНДУСТРИАЛЬНОЕ ОБЩЕСТВО - понятие социальной философии и социологии, используемое в рамках ци-вилизационного подхода к историческому процессу и фиксирующее современную стадию цивилизационного развития. Термин введен Беллом. Исходно - как имя собственной технократической утопии ("Приход П.О. Авантюра в социальном предсказании", 1973), затем - как понятие для обозначения реальной стадии цивилизационного процесса. Белл интерпретирует содержание данного термина в контексте развития стадиальной типологии социальной эволюции. Испытав влияние концепций индустриального общества, дифференцировавшей историю на традиционное и индустриальное общества, Белл продлевает означенный вектор, определяя П.О. Как стадию исторического процесса, сменяющую собой стадию индустриализма.

История, по Беллу, реализует себя как трехфазный процесс последовательной смены типов ци-вилизационной организации. Традиционное общество в этой системе отсчета предстает как основанное на сельском хозяйстве и характеризующееся консервативной социальной структурой, авторитарными формами культуры и синкретичным стилем мышления. Его смена индустриализмом как особой формой цивилизационной организации предполагает не только индустриализацию как трансформацию объективных структур производства (создание машинной индустрии на базе новой техники и технологии), политической сферы (оформление национальных либерально-демократических государств) и стиля жизни (урбанизация и стандартизация), но и кон-ституирование нового стиля мышления, характеризующегося рационализмом и индивидуализмом (см.

МОДЕРНИЗАЦИИ КОНЦЕПЦИЯ). Именно концепция индустриального общества выступает основой создания теории П.О., представляющего собой содержательную трансформацию индустриализма. Главными векторами трансформации выступают. 1) переориентация экономики от товаропроизводства к сервису (то, что Ж. Фурастье обозначает как развитие "цивилизации услуг") и доминирование наукоемких отраслей промышленности. 2) принципиально новый способ организации технологической сферы, детерминированный созданием интеллектуальных технологий, делающих возможной метатехнологию как способ прогностического планирования контролируемого технологического развития. 3) радикальное смещение акцентов в социальной структуре общества. Классовая дифференциация, столь актуальная в эпоху индустриализма, уходит из фокуса значимости, уступая место дифференциации профессиональной.

Феномен собственности теряет свою критериальную фундаментальность, - и основное социальное противоречие конституируется не как конфликт между трудом и капиталом, но как конфликт между некомпетентностью и профессионализмом (ср. С концепцией экспертократии в рамках такого направления, как философия техники). 4) радикальная переструктурировка институциальной организации общества. Выдвижение на первый план феномена знания, ложащегося в основу как новой технологической структуры, так и в основу конституирующегося социального конфликта, смещает семантические и аксиологические акценты в рамках социальной организации, - если для традиционного общества доминирующими институтами выступали "армия и церковь", а для индустриального общества - "фирма и корпорация", то применительно к П.О.

Такую приоритетную роль играет университет как социальный институт, в недрах которого возникает и в структурах которого артикулируется знание как базисный феномен постиндустриализма (Белл). 5) реорганизация культурной сферы, внешне-формальной стороной которой выступает ее компьютеризация, а внутренне-содержательной - императивная ориентация на приоритеты интеллектуализма и соответствующее профилирование на организацию себя в качестве индустрии знания. Базовая конце-ция П.О., предложенная Беллом, инспирировала разворачивание широкого веера модельных построений, центрированных на концептуализации различных сфер и тенденций развития П.О. В рамках данного вектора социальной философии могут быть выделены.

1) радикальное направление развития концепции П.О., ориентированное в качестве модельного образца на европейский вариант постиндустриализма (Ж. Фурастье, Турен). 2) либеральное направление, ориентированное, соответственно, на американский вариант постиндустриального развития (Гэлбрейт, К.Э. Боулдинг, Г. Кан, Тоффлер). Если радикальное направление концепции П.О. Характеризуется высокой теоретичностью и специальным интересом к социокультурной проблематике, то либеральное - концентрацией внимания на прикладных исследованиях и создании сценарных моделей развития в рамках постиндустриализма феноменов социально-политического и структурно-организационного характера. Власть, война, институты управления, семья, массовые коммуникации и др.

(Гудзоновский институт долгосрочного социального прогнозирования специально занимается разработкой многофакторных прогнозных сценариев постиндустриального развития). Так, в контексте радикального вектора концепции П.О. Турен рассматривает П.О. Как общество, развитие которого детерминировано не столько экономическими, сколько именно социокультурными факторами, поскольку в его рамках возможна прозрачность содержания социальных действий (акций), освобожденных от идеологической интерпретации, подлинная субъект-субъектная коммуникация, реализуемая вне заданного извне формализма. Ж. Фурастье, трактуя (исходя из презумпции технического детерминизма) П.О. Как общество выравнивания и стабилизации экономики, также рассматривает характерный для него тип мышления как свободный, т.е.

Не ограниченный ни со стороны дорациональной аффективности, свойственной доиндустриальному обществу, ни со стороны гипертрофированного концептуального конструктивизма, типичного для индустриализма. Социально-политическая сфера в ее интерпретации либеральным направлением концепции П.О. Также выступает как центрированная на человека. Согласно теории Гэлбрейта, если в рамках индустриального общества технократия была ориентирована в качестве цели социального развития на прогресс производства как таковой, то П.О. Задает ориентацию на "качество жизни потребителя". "Анатомия власти" фундируется в этом контексте дифференциацией. А) - характерной для традиционного общества "заслуженной власти", семантически центрированной на личность и инструментально - на наказание.

Б) - характерной для индустриального общества "компенсирующей власти", центрированной - соответственно - на собственность и вознаграждение. И - в) - дистанцированной от них "регулирующей власти", возникающей в П.О. На основе организационной ориентации на структуру и инструментальной - на убеждение. Социально-политическую аранжировку получает в либеральном направлении концепции П.О. И фундаментальная для нее интерпретация знания как базисного феномена постиндустриализма. Так, Боулдинг связывает перспективы стабильного мира, улучшение качества жизни и т.п. С возрастанием социальной роли интеллигенции, которая, не будучи объединена организационно, тем не менее, является единым коллективным субъектом генерации знания, в том числе и социально-прогностического ("невидимое сообщество людей с просветленным пониманием будущего").

Либеральное направление концепции П.О. Отличается подчеркнутым "технологическим оптимизмом", фундированным презумпцией возможности разрешения возникающих в ходе постиндустриального развития глобальных проблем на базе "прогресса технологии" (Кан). Интегральная версия либеральной трактовки П.О. Сформулирована в философии Тоффлера, последовательно отвергающего все наличные определения современного этапа цивилизационного процесса ("космическая эра", "П.О.", "информационное общество", "глобальная деревня" и др.) как односторонние и заменяя их принципиально антидефинитивной описательной метафорой "третьей волны". Если первая (аграрная) волна развития техники и технологии семантически эквивалентна концепту традиционного общества, а вторая - индустриального, то третья дескрибируется Тоф-флером посредством фиксации наиболее значимых сдвигов в областях экономики, социальной структуры, науки и системы коммуникаций, которые интегрально могут быть оценены как поворот к децентрации (как в промышленной и социально-политической, так и бытовой сфере) - взамен прежней концентрации, ко многообразию (от многообразия товаров и услуг до культурного плюрализма) - взамен прежней унификации, к пластичным структурам управления - взамен жестким дихотомиям социально-политического характера.

Тоффлер полагает необходимым концептуализировать переход от утопии и антиутопии к так называемой "прак-топии", задавая идеал общества, основанного на началах мягких технологий, экологизма, гуманизма и приоритета духовных ценностей культуры над цивилизационным утилитаризмом. Зоной пересечения проблемных полей радикального и либерального направлений концепии П.О. Является экологическая проблема, решение которой единодушно признается важнейшим приоритетом социальной стратегии и цивилизационного процесса в целом. Историческая перспектива человечества формулируется Боулдингом как основанная на экологическом взаимодействии и сопряженная с необходимостью налаживания функционирования системы "человек - природа" как единого коэволюционно развивающегося целого.

Глубоким экологизмом фундирована "практопия" Тоффлера, ориентированная на "мягкие технологии". В экологической проблематике теорией Фурастье была фактически предвосхищена концепция "нулевого роста", выдвинутая позднее Римским клубом. В этом контексте к концепции П.О. Близко примыкает конституирующаяся в современной культуре идея цивилизационного поворота, предполагающая отказ от ценностей цивилизации локального типа с их традиционной идеей центрированности ойкумены, приводящей на практике к противостоянию природного и антропо-соци-ального. На смену им выдвигается идеал глобальной цивилизации как единого социоприродного комплекса, история которого мыслится не как квазиприродная, но как комплексный планетарный процесс, в культурном плане организующий себя на основе этнического полицентризма, позволяющего в глобальном масштабе задать механизмы поддержания тонкого социоприродного равновесия на уровне конкретных микроландшафтных зон..

Значения в других словарях
Постиндустриальное общество

(«Постиндустриа́льное о́бщество») распространённое в современной буржуазной социологии и футурологии обозначение новой стадии общественного развития, якобы следующей за индустриальным капиталистическим обществом. Концепция «П. О.» представляет собой дальнейшее развитие популярных в 60-х гг. Теорий «индустриального общества» французского социолога Р. Арона и «стадий экономического роста» американского социолога У. Ростоу. Наиболее видные её представители — Д. Белл, Г. Кан, З. Бжезинский (США), Ж...

Постиндустриальное Общество

ПОСТИНДУСТРИАЛЬНОЕ ОБЩЕСТВО - обозначение в социологии и футурологии новой стадии общественного развития, следующей за индустриальным обществом. В различных концепциях "постиндустриального общества", выдвинутых в кон. 60-70-х гг. 20 в. (Д. Белл, Г. Кан, З. Бжезинский, А. Турен и др.), основой поступательного развития общества считается смена различных технологических эпох, а также отраслевое и профессиональное разделение труда. Ведущую роль в постиндустриальном обществе" приобретают сфера услуг,..

Постиндустриальное Общество

ПОСТИНДУСТРИАЛЬНОЕ общество>, обозначение новой стадии общественного развития, складывающейся со 2-й половины 20 в. В развитых странах [термин получил распространение с 70-х гг. После выхода одноименной книги Д. Белла. В других концепциях - технотронное общество> (З. Бжезинский>), информационное общество>, посткапиталистическое общество]. В Постиндустриальном обществе выдвигается на первый план сфера> услуг, в которой центральное место занимают наука> и образование> (университеты). В социальной ..

Постиндустриальное Общество

Обозначение в социологии и футурологии новой стадии общественного развития, следующей за индустриальным обществом. В различных концепциях "постиндустриального общества", выдвинутых в кон. 60-70-х гг. 20 в. (Д. Белл, Г. Кан, З. Бжезинский, А. Турен и др.), основой поступательного развития общества считается смена различных технологических эпох, а также отраслевое и профессиональное разделение труда. Ведущую роль в постиндустриальном обществе" приобретают сфера услуг, наука и образование, корпорац..

Постиндустриальное общество

Обозначение в социологии и футурологии новой стадии общественного развития, следующей за индустриальным обществом. В различных концепциях «постиндустриального общества», выдвинутых в кон. 60-70-х гг. 20 в. (Д. Белл, Г. Кан, З. Бжезинский, А. Турен и др.), основой поступательного развития общества считается смена различных технологических эпох, а также отраслевое и профессиональное разделение труда. Ведущую роль в постиндустриальном обществе» приобретают сфера услуг, наука и образование, корпорац..

Постиндустриальное Общество

(лат. Post - после) Стадия общественного развития, приходящая (согласно западной социологии) на смену государственно-монополистическому капитализму, индустриальному обществу.. ..

Постиндустриальное Общество

- компромиссное представление о будущем обществе как не-капиталистическом, не-социалистическом, гуманистическом, экологическом, информатизированном и т.д.. ..

Постиндустриальное Общество

- обозначение в современной западной социологии и футурологии новой стадии общественного развития, следующей за индустриальным обществом. Концепции выдвинули в 60-70-е гг. XX в. Д. Белл, Г. Кан, З. Бжещинский, А. Турен и др. По представлениям идеологов П. О. Ведущую роль в нем приобретает сфера услуг, наука и образование, корпорации уступают место университетам, бизнесмены — ученым В 80-х гг, концепция получает развитие в теории «информационного общества». Теория активно критиковалась в СССР.. ..

Поппер

ПОППЕР (Popper) Карл Раймунд (1902-1994) - британский философ, логик и социолог. До 1937 работал в Вене, с 1946 до середины 70-х - профессор Лондонской школы экономики и политических наук. Автор и представитель школы "критического рационализма" - попытки конструктивного теоретического преодоления логического позитивизма. Основные сочинения. "Логика научного исследования" (1935), "Открытое общество и его враги" (1945), "Нищета истори-цизма" (1945), "Предположения и опровержения" (1963), "Объектив..

Порядок Социальный

см. СОЦИАЛЬНЫЙ ПОРЯДОК.. ..

Постмодернизм

ПОСТМОДЕРНИЗМ - понятие, используемое в современной культурологии для обозначения специфических тенденций духовной жизни западной цивилизации конца 20 в. Возникая как своеобразное продолжение авангардистских экспериментов начала века, критически переосмысливших основы дидактично-рационалистического миропонимания Нового времени, П. Переходит от констатации несостоятельности глобальных "притязаний разума" к попыткам обозначить ориентиры "пост-неклассического" интеллектуального опыта. Констатируя у..

Постпозитивизм

см. ПОЗИТИВИЗМ.. ..

Постиндустриальное Общество

- третья (после аграрного и индустриального обществ) ступень, стадия прогрессивного развития человечества и отдельных стран, отражающая для большинства мира их будущее и характеризующаяся теми социальными изменениями, которые связаны с достижениями и перспективами современных научно- технологической, информационной и иных революций. Теория П.О. Получила непосредственную разработку в 70-е и последующие гг. В трудах американских социологов и политологов Д.Белла, З.Бжезинского (теория «технотронн..

Постиндустриальное Общество

Термин, введенный Д. Беллом и иногда используемый для обозначения современной стадии развития индустриального общества. Концепция П.о. Является дальнейшим развитием распространенных в 1960-е гг. Теорий "индустриального общества" Р. Арона и "стадий экономического роста" У. Ростоу. Наиболее видные представители этой концепции - Белл, Г. Кан, З. Бжезинский ("технотронное общество"), А. Тофлер ("сверхиндустриальное общество"), Ж. Фурастье - вкладывают в нее неодинаковое содержание. В частности, Белл..

Дополнительный поиск Постиндустриальное Общество Постиндустриальное Общество

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Постиндустриальное Общество" в словаре Новейший философский словарь, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Постиндустриальное Общество, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "П". Общая длина 27 символа