Радищев

163

РАДИЩЕВ Александр Николаевич (1749-1802) - русский мыслитель, основоположник революционной теории в интеллектуальном российском движении, поэт, общественный деятель. Учился в Лейпцигском университете, усвоил ряд революционных идей западно-европейской философии. По возвращении в Россию служит в Сенате, Коммерц-колле-гии и в Петербургской Казенной палате. В условиях отказа Екатерины Второй от либеральных обещаний ("Наказа" - 1760) становится противником самодержавия и крепостничества. В 1773 впервые выступает в печати с переводом "Размышления о греческой истории Мабли", где в "Примечаниях" объявил самодержавие "наипротивнейшим человеческому естеству состоянием". В 1780-х знакомится с трудом "История обеих Индий" (Г.Т.

Рейналь, Дидро, Нежон), проникается сочувствием к освободительной войне в Северной Америке и убеждается в банкротстве екатерининского "просвещенного абсолютизма". В свет выходит его ода "Вольность", где он приветствует О. Кромвеля и Дж. Вашингтона. В 1782 "Письмо к другу, жительствующему в Тобольске" продолжает ту же тему, отрицая даже у прогрессивных государей воспомоще-ствование вольности народной. Концепция вольности и антикрепостничества находит художественно-идейное воплощение в "Путешествии из Петербурга в Москву", (написано в сер. 1780, напечатано в 1790). Критика крепостничества велась Р. С экономической, политической и моральной точек зрения. Несмотря на внешне респектабельную позицию Р., выражавшуюся в тезисе "правительство для народа (а не наоборот)", страстное осуждение, гнев и готовность автора на решительные меры явно преступили просветительское желание обойтись без революционных потрясений.

Реакция самодержавия последовала незамедлительно. Ссылка в Илимск. (Известна оценка Р. Екатериной И. "бунтовщик, хуже Пугачева".) Однако дух мыслителя не сломлен, он постоянно пишет, размышляет, прогнозирует судьбу России, осуществляет философские поиски. Рождается основной философский трактат Р. "О человеке, его смертности и бессмертии", построенный на принципе диалога материалистических и идеалистических концепций бытия и мышления. Трудно без сомнений отнести философскую позицию самого автора к одной из представленных в трактате концепций, это скорее глубоко личностное философское странствие в целях постижения тайн бытия, смерти и бессмертия, вызванное всем складом натуры и экстраординарными условиями жизни ссыльного.

В тексте позитивно обновленные философские идеи, отражающие успехи науки и философии, сочетаются с экзистенциально-личностными настроениями, с надеждой на чудо избавления от кошмара и страха ссыльно-сибирского существования. Изложение мыслей Р. В трактате свободное, хотя стиль тяжел и сложен (он пишет как бы для себя). Философская мысль автора движется по типу внутреннего диалога. Материя вечна, но есть нечто, что ею не охватывается целиком. Человек смертен, он, умирая, исчезает, но не весь, не совсем. Нечто в этом процессе вечно-сущее, но что. Первые две части манифестируют материализм, в частности, в тезисе о том, что материальные основы в такой мере относятся к духовному процессу, в какой духовная жизнь зависит от тела.

Отсюда делался вывод, что уничтожение тела должно повлечь за собой умирание души. В третьей же и четвертой частях Р. Вопреки ранее сказанному, утверждает, что нельзя усомниться более, чтобы душа в человеке не была существо само по себе, от телесности отличная. Она такова и есть в самом деле. Проста, непротяженна, неразделима среди всех чувствований и мыслей. Человек не мог бы без такой души ведать прошлое и будущее, за мгновение пробегая века и мчась мыслью со скоростью непостижимой. В области гносеологии Р. Настаивал на различии между чувственным опытом и абстрактным мышлением относительно объекта, не соглашаясь с Гельвецием, абсолютизирующим сенсуализм. Из тезиса о простоте и неразделимости души Р. Делает вывод о ее бессмертии.

Цель жизни заключается в стремлении к совершенству и блаженству, Бог не сотворил нас так, чтобы мы считали эту цель напрасной мечтой, поэтому разумно допустить, что состояние души меняется и совершенствование ее длится вечно. В обосновании ее перевоплощения Р. Ссылается на идею предустановленной гармонии Лейбница (отвратительная гусеница - куколка - прекрасная бабочка). По-видимому, Р. Соглашается с воззрениями Ш. Бонне на возможность прогрессивной реинкарнации людей, которая постоянно стремится ввысь через цепь постоянных перевоплощений. Похоже, что автор разграничивал естественно-научный взгляд на жизнь и смерть человека, с одной стороны, и моральный постулат о бессмертии души, дающий основания для подчинения преходящего в жизни вечному, с другой.

(Нечто подобное мы находим у Н.И. Новикова.) После амнистии Р. Работал в императорской комиссии гражданского законодательства. Покончил жизнь самоубийством..

Значения в других словарях
Радищев

IРади́щев Александр Николаевич [20(31).8.1749, Москва, — 12(24).9.1802, Петербург], русский писатель, философ, революционер. Сын богатого помещика, Р. Получил общее образование в Пажеском корпусе (1762—66). Для изучения юридических наук был отправлен в Лейпцигский университет (1767—71), где занимался также естественными науками. Особую роль в формировании его мировоззрения сыграли сочинения французских просветителей, особенно К. А. Гельвеция. По возвращении в Россию Р. Был назначен протоколистом..

Радищев

РАДИЩЕВ Александр Николаевич (1749-1802), мыслитель, писатель. Ода "Вольность" (1783), повесть "Житие Ф. В. Ушакова" (1789), философские сочинения. В гл. Произведении Радищева - "Путешествие из Петербурга в Москву" (1790) - широкий круг идей русского Просвещения, правдивое и исполненное сочувствия изображение жизни народа, резкое обличение самодержавия и крепостничества. Книга была конфискована и до 1905 распространялась в списках. В 1790 Радищев был сослан в Сибирь. По возвращении (1797) в свои..

Радищев

РАДИЩЕВ Александр Николаевич (1749 - 1802), русский мыслитель, писатель. Ода "Вольность" (1783), повесть> "Житие Ф.В. Ушакова" (1789), философские сочинения. В главном произведении Радищева - "Путешествие из Петербурга в Москву" (1790) - широкий круг идей русского Просвещения, правдивое, исполненное сочувствия изображение жизни народа, резкое обличение самодержавия и крепостничества. Книга> была конфискована и до 1905 распространялась в списках. В 1790 Радищев был сослан в Сибирь. По возвращении..

Радищев

Александр Николаевич — известный писатель, один из главных представителей у нас "просветительной философии". Дед его, Афанасий Прокофьевич Р., один из потешных Петра Великого, дослужился до бригадирского чина и дал своему сыну Николаю хорошее по тому времени воспитание. Николай Афанасьевич знал несколько иностранных языков, был знаком с историей и богословием, любил сельское хозяйство и много читал. Он был очень любим крестьянами, так что во время Пугачевского бунта, когда он со старшими детьми ..

Радищев

РАДИЩЕВ Александр Николаевич (1749-1802) - революционер-писатель. Родился в небогатой дворянской семье. Воспитывался в Пажеском корпусе. Затем в числе других 12 юношей был послан Екатериной II за границу (в Лейпциг) для подготовки «к службе политической и гражданской». В Лейпциге Р. Изучал французскую просветительную философию, а также немецкую (Лейбниц). Большое влияние на политическое развитие Р. Имел «вождь его юности», талантливый Ф. В. Ушаков, жизнь и деятельность к-рого Р. Впоследствии - в..

Радищев

Радищев, Александр Николаевич (1749 - 1802) - русский писатель, по своим политическим убеждениям революционный республиканец. Сын небогатого помещика, получил образование в московском, а затем в лейпцигском университете. В 1775 г. Он начал писать свою знаменитую книгу "Путешествие из Петербурга в Москву", которую окончил в 1790 г. В этой книге он описывал бедственность крестьянского положения и разорение сельского хозяйства. В книге было напечатано стихотворение "К вольности", призывавшее народ ..

Радищев

РАДИЛОВ РАДИМОВ РАДИН РАДИЩЕВ РАДЯЕВ РАДИК РАДКЕВИЧ1. Радим, Рада, Радя, Радище - различные формы древнерусского имени Радимир ('радеть за мир'). Рада, Радя - могут быть формами церковного имени Родион (которое на слух воспринимается как Радион). 2. Радой на северо-востоке России называется болотистая низина. Стало быть, Радины могут быть потомками выходца из такой местности. (Ф). Радищев - отчество от формы Радиш или Радище, возможных из древнерусских нецерковных мужских имен Радимир, Ратибор и..

Радищев

Александр Николаевич (20(31).VIII.1749 - 12(24).IX.1802) - рус. Революц. Мыслитель, писатель. Род. В Москве в дворянской семье. В 1762 был определен в Петерб. Пажеский корпус. На формирование политич. Концепции Р. Существенное влияние оказали произв. Франц. Просветителей - Гельвеция, Руссо, Мабли, с к-рыми он познакомился во время учебы в Лейпцигском ун-те (1766-71). В 1773 опубл. Перевод "Размышлений о греч. Истории" Мабли. В известном "Примечании к Мабли" Р. Бросил открытый вызов рус. Абсолюти..

Пурань

ПУРАНЬ (санскр. Puranam akhyanam - "древнее предание") - философско-религиозные памятники древне-индийской литературы, священные книги индуизма. Древнейшие из них относят к 6-8 вв. Н.э. Канон индуистского писания состоит из 18 П. В зависимости от культа Божества, которому посвящены писания, выделяют П. 1) вишнуистские. 2) шиваитские. 3) брахмаитские. По содержанию близки к древнеиндийскому эпосу (Веды, "Махабхарата"). В целом П. Включают пять тематических разделов ("пять примет" - pancalaksana)...

Равенство

см. СОЦИАЛЬНОЕ РАВЕНСТВО.. ..

Радклиф-браун

РАДКЛИФ-БРАУН (Radclif-Brown) Альфред Реджинальд (1881-1955) - британский антрополог, создатель структур-но-функционалистского подхода в антропологии. Изучал философию, экономику, психологию и антропологию в Кембридже. Ученик У. Риверса. Проводил полевые исследования в Австралии, Африке, Полинезии и на Андаманских островах. Директор департамента образования королевства Тонга (1916-1919). Создал школу Африканских исследований в Университете Кейптауна (1921-1926) и кафедру антропологии в Сиднейско..

Развитие

РАЗВИТИЕ - характеристика качественных изменений объектов, появления новых форм бытия, инноваций и ново-ведений и сопряженная с преобразованием их внутренних и внешних связей. Выражая прежде всего процессы изменений, Р. Предполагает сохранение (системного) качества развивающихся объектов. Концепции Р. Тесно связаны с пониманием процессуальности и исторической изменчивости систем и явлений. В социологии первоначальное осознание прецес-суальности было связано с введенным Контом соотношением социал..

Дополнительный поиск Радищев Радищев

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Радищев" в словаре Новейший философский словарь, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Радищев, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "Р". Общая длина 7 символа