Сад

185

САД (Sade) Донасьен-Альфонс-Франсуа де (1740-1814) - французский писатель, автор политических трактатов, гражданских речей и петиций, системной социальной утопии, литературных дневников, пьес и эротических романов. Родился в Париже, в аристократической семье. Образование - школа иезуитов, частные учителя-аббаты, кавалерийское училище. Участвовал в Семилетней войне. Прожил бурную и трагическую жизнь, включавшую тюремные заключения (27 лет), побеги, разорение и клинику для душевнобольных, где и закончилась его жизнь. Неоднозначность творчества С. Обусловливает и неоднозначность его статуса в историко-философской традиции. Моделируя феномен адаптации (и, соответственно, редукции) идеалов Просвещения в массовом сознании, произведения С, будучи актуализированными в культуре постмодерна, выступают как специфический тип неклассического дискурса, осуществившего гипертекстовую перекодировку классического культурного контекста.

Философский интерес представляют не столько непосредственные взгляды С, сколько тот резонанс, который они вызвали - начиная от современной ему традиции до постмодерна, в силу чего анализ его творчества возможен в качестве адекватного лишь посредством параллельного движения в названных плоскостях. Общефилософские воззрения С. При выраженном атеистическом характере и очевидной материалистической ориентации (в частности, им эксплицитно высказывалась мысль о "самодвижении материи") наивны, бессистемны и отличаются предельным эклектизмом. "природа - это фантом. Все есть Бог. Физическое зло, вредящее одним, служит для счастья других. С точки зрения Всевышнего в мире нет ничего плохого. Все относительно. То, что в обществе считается злом, завтра может предстать в образе добра.

Законы общества установлены людьми, но исходят они от Бога. Дав миру толчок, Создатель определил принципы, на которых возникли первые законы, на которых держится все сущее". С. Движется в русле просветительской традиции. "я, содействуя в какой-либо мере развитию Просвещения, посчитаю себя вполне удовлетворенным". Фактически, даже с точки зрения жанра, например, роман "Тереза-философ" представляет собой типичный "роман воспитания", аналогичный "Эмилю" Руссо, "Вильгельму Мейстеру" Гете, "Господину Николя" Р. Де ла Бретона или "Странствиям Франца Штернбальда" Л. Тика, и, так же, как и они, предполагает в качестве исходной авторской презумпции признание значимости индивидуального характера воспитуемого и принцип разумного эгоизма ("дайте почувствовать ученикам необходимость добродетели, от которой зависит их собственное счастье, тогда они будут достойными людьми благодаря эгоизму").

Выражая - в качестве феномена постпросветительской культуры - кризис гражданского пафоса идеалов Просвещения, творчество С. Центрируется на индивидуально-интимной сфере, в свою очередь, сфокусированной на эротике. Ориентация Просвещения на когнитивный идеал естествознания оборачивается у С. Натуралистической редукцией не только эмоционально-психологической, но и рациональной сферы к физиологии. "характер наших страстей диктуется строением наших органов, расположением тканей и движением соков внутри нашего организма. Та сила, с которой страсти волнуют нас, определяет и сам строй наших мыслей, и наше поведение". Если "человек" Ламетри - это "человек-машина", то "человек" С. - это механически заданная и потому легко прогнозируемая машина желания, и, "если подойти поближе, окажется нетрудным понять любой из движущих человеком механизмов, а поняв одни, нетрудно понять и вое".

Тезис Гольбаха "любые наши поступки необходимы" служит у С. Обоснованием своего рода сексуального фатализма. "жалкие смертные, вы воображаете, что способны справиться со страстями, которыми наделила вас природа!" В практическом приложении этот фатализм парадоксальным образом проявляет себя в эротическом волюнтаризме. "пусть вас не сдерживают никакие ограничения", включая "полное право принудить женщину.., если только мы почувствуем к ней хоть какое-нибудь влечение", не взирая даже на возрастные ограничения ("прохожий обладает правом сорвать плод с дерева и, разумеется, съесть его спелым или зеленым, следуя своим наклонностям"). Вместе с тем, аналитика человеческой сексуальности в творчестве С. Во многом выступает предвосхищением традиции психоанализа и исследований соотношения сексуальности с комплексами "власти-знания" Фуко.

В частности, С. Постулировал глубокую имманентную связь сладострастия и власти. "ни одна страсть, несомненно, не сравнится по силе со стремлением повелевать", однако, будучи редуцированным и тем самым реализованным в сексуальной сфере (зеркальный прообраз модели сублимации у Фрейда), импульс к власти не приобретает форм открытой асоциальности. Будучи же "лишенным возможности употребить свою маленькую власть в гареме", "когда человек, окружив себя рабынями, вынужденными удовлетворять все его прихоти, черпает наслаждение в их покорности", человек, по мнению С, как носитель импульса к власти становится потенциальным источником агрессии. "отнимите у человека все тайные средства, которыми он может избавить себя от той доли деспотизма, что ему вложила в душу природа, - и он тут же перенесет его разрушительное действие на окружающие предметы, беспокоя тем самым правительство".

Фокусировка внимания С. На перверсивных формах эротизма, обусловившая его скандальную славу как у современников, так и в культурной традиции, по замыслу выступает средством создания в специфическом материале (как знаках кодирования) своего рода гипертекста. По оценке Ж. Лели, "подобно натуралисту Кювье, который по скелету ископаемого умел полностью восстановить строение этого животного, маркиз де Сад, исходя из рудиментарных проявлений собственной алголагнии.., построил гигантский музей садомазохистских перверсий. И хотя это сооружение оказалось украшенным всеми прелестями поэзии и ораторского искусства, оно, тем не менее, предстало нашему взору в качестве самой что ни на есть скрупулезной и эффективной научной дисциплины", - сенсационность и экзотичность вклада С.

В культурную традицию заключалась "лишь в качестве способа записи". Смоделированный в процедуре деконструкции (посредством деструкции традиционных моральных норм и реконструкции материала в новую систему) гипертекст С. Позволяет обрести дискурсивную форму экспликации и экспрессии тем сферам человеческого существования, которые традиционно считались невербализуемыми (ср. Идею Лакана о вербальной артикуляции бессознательного). Согласно интерпретации Барта, "С, опережая Фрейда и вместе с тем переворачивая его, превращает сперму в субститут слова (а не наоборот)", - "субъект действия, в наиболее глубинном определении, - это не тот, кто обладает властью или удовольствием. Это тот, кто удерживает управление сценой или управление фразой (...всякая садовская сцена есть фраза особого языка)".

В этом контексте эротическая перверсия изоморфна фигуре деконструкции, а сексуальный волюнтаризм С. Выступает эквивалентом программной нарративно-сти постмодерна, отрицая, как и нарратив, возможные легитимации дискурса, делящие языковые игры на дозволенные и запретные. В процедуре деконструкции получена садов-ская утопия политической реформы Франции, содержащая в себе идеи дехристианизации ("в течение шести месяцев мы покончим с религией", ибо низвергнув трон кесаря, "гражданин республики. Не обязан стоять на коленях перед мнимым существом"). Демократических свобод ("владея свободой совести и печати, нам остается совсем немногое, а именно присоединить к этим свободам свободу действия, исключив, разумеется, те действия, которые прямо подрывают существующие формы правления").

Коммунальности ("обучайте молодежь превосходным началам общежития"). Гуманизма ("пускай же человеколюбие, братство, благотворительность отныне диктуют нам обязанности друг по отношению к другу"). Однако, просветительско-гуманистические посылки утопии С, образуя целостность, которая организована как ризома, задают гипертексту неожиданно новые плато смысла и, в частности, - плато экстремального тоталитаризма, "республики, огороженной проволокой" (по оценке Камю) как перверсии республиканского идеала. Так, совершенно справедливо полагая, что "страна никогда не станет богатой, если число жителей в ней превзойдет имеющиеся в наличии средства к существованию", С. Моделирует демографическую политику, основанную на поддержании оптимального уровня населения варварскими методами.

"когда вы увидите, что ребенок не сможет в будущем принести пользу обществу, сразу же отстраните его от материнской груди, прибегнув к единственно разумному средству сократить численность населения". Аналогично, исходя из бесспорного для тех времен тезиса о необходимости социальной активности граждан для общественного прогресса, С. Предлагает в качестве механизма ее стимуляции государственно санкционированный, возведенный в ранг закона аморализм. "моральное разложение, содействуя установлению полезной для государственной машины нравственности, почти неизбежно приводит к возрастанию общественной активности граждан республики" (так, например, высокоморальная норма "не убий" лишает государство возможность организовать внутренние войска и тем более вести войну).

Проповедь равенства и свободы оборачивается требованием упразднить любовь как исключительное отношение, подавляющее права других индивидов, и "обязать женщин заниматься проституцией, если они сами этого не желают", а также "установить законы, способные принудить женщину уступить любовному пылу того человека, который ее пожелает, так что в силу подобного права мы сможем насиловать женщину в полном соответствии с законом". В качестве аналогичного плато перверсии смысла обнаруживает себя аргументация С. Необходимости отмены смертной казни (в частности, за убийство). И преимуществом наличия одного трупа вместо двух, и отсутствием у закона необходимой для убийства эффективности, и даже метафизическим этюдом о том, что "если жизнь.

Неуничтожима.., при насильственном изменении форм, присущим тем или иным созданиям, мы не наносим никакого вреда природе. Напротив, наши действия приносят ей только выгоду, ведь мы представляем в ее распоряжение первоматерию, необходимую для дальнейшего творения". На одном смысловом плато сплетены в подвижную ризомальную конструкцию языки математической выкладки, просветительской апелляции к натуре и схоластизированной метафизической традиции, задавая текст С. Как интертекстуальный гипертекст, характеризующийся релятивностью семантики, открытостью для нарративного конструирующего прочтения и свободы деконструкции, что объясняет актуализацию творчества С. В контексте философии постмодерна. "в творчестве Сада распределение философского дискурса и литературных картин подчиняется законам многосложной архитектуры" (Фуко).

Центральным ракурсом видения творчества С. В постмодерне, таким образом, является его язык как манера письма в постмодернистском смысле этого слова. "Задача, которую садовское письмо разрешает с неизменным триумфом, состоит в том, чтобы взаимно контаминировать эротику и риторику, слово и преступление, внезапно вводить в цепь условностей социального языка подрывные эффекты эротической сцены, при том, что вся "ценность" этой сцены почерпнута из языковой казны" (Барт). По оценке Барта, "любовный код" С. Метафоричен, и смысл эротической сцены как текста (фразы) "может существовать лишь потому, что эротический код сполна использует саму логику языка, проявляющуюся благодаря синтаксическим и риторическим приемам.

Именно фраза (ее сжатия, ее внутренние корреляции, ее фигуры, ее суверенное продвижение) высвобождает сюрпризы эротической комбинаторики и обращает паутину преступлений в древо чудес. Предельно заостряя, можно сказать, что садическое преступление существует лишь в меру вложенного в него количества языка - и не потому, что это преступление грезится или рассказывается, а потому, что только язык может его построить". Культивация С. Кодовой грамматики текста позволяет классикам постмодерна интерпретировать его творчество как реализованное в эротической грамматике (порнограмматике) кодирование самых разнообразных феноменов. Феноменологии и внутренних механизмов террора как экспликации "скрытого импульса революционных масс", умертвивших Монарха, Бога и Человека "во имя общественного блага" и "во имя суверенитета Народа" (Клоссовски).

Деструктивной теологии революции как "режима без закона" и конструктивной теологии суверенного сознания, недоступного в своей суверенности террору насилия (Бланшо). Дискурса принципиально недискурсивных практик, наделяющий языком те сферы, которые до С. Были зоной молчания. Телесности, наслаждения и насилия (Батай), свободы бунта (Камю), сексуальности (Фуко), извращения (С. Де Бовуар)..

Значения в других словарях
Сад

САД (Sade) Донасьен Альфонс Франсуа (1740 - 1814), маркиз> де, французский писатель. В 1772 заключен в тюрьму по обвинению в разврате. Освобожденный в 1790, во время> Французской революции конца 18 в., напечатал написанные в тюрьме романы "Жюстина, или Злоключения добродетели" (1791, 1794), "Новая Жюстина..." (1797), книгу "Философия в будуаре" (1795) (все в 1801 конфискованы). Книгу "Сто двадцать дней Содома" (опубликована в 1931 - 35). В произведениях Сада патологическая эротика>, инцест неотд..

Сад

Бешеный сад. Жарг. Шк. Шутл. Школьный двор. (Запись 2004 г.).. ..

Сад

-а, предл. О са́де, в саду́, мн. Сады́, м.. ..

Сад

Парк, роща, сквер.. ..

Сад

Безмолвный, благовонный (устар.), благоухающий, богатый, буйный, великолепный, веселый, весенний, ветвистый, волшебный, глухой, голый, густой, густолиственный, душистый, душный, жалкий, жидкий, заброшенный, заглохлый (устар.), заглохший, задумчивый, запущенный, заросший, засохший, зеленый, изумрудный, кудрявый, мирный, младой (устар.), молодой, молчаливый, мрачный, нежный, обнаженный, одичалый, опустелый, осенний, печальный, плодоносный, померкнувший, привольный, просторный, прохладный, пышноцве..

Сад

И пр. См. Сажать.. ..

Сад

М.1) Участок земли, засаженный деревьями, кустами и цветами.2) Деревья, цветы, растущие на таком участке.. ..

Сад

САД -а. Предл. О са́де, в саду́. Мн. Сады́. М.. ..

Сад

-а, о саде, в саду, мн. -ы, -6в, м. 1. Участок земли, засаженный деревьями, кустами, цветами. Сами растущие здесь деревья, растения. Фруктовый с. Цветущий с. Расцвели сады. Зимний с. (помещение в доме, здании, имитирующее сад, с живыми деревьями, растениями, цветами). 2. В нек-рых названиях. Учреждение, коллекционирующее, разводящее и изучающее растения, животных. Ботанический с. Зоологический с. 3. То же, что детский сад. С.-ясли. * Детский сад — воспитательное учреждение для детей дошкольного ..

Сад

Сада, о саде и в саде, мн. Сады, м. 1. Участок земли, засаженный разного рода растениями (деревьями, кустами, цветами), обычно с проложенными дорожками. Развести или разбить сад. Заложить сад (развести. Спец. О плодовом саде). Старый, обширный, тянувшийся позади дома сад. Гоголь. А у самой дороги прохладный и тенистый раскинулся сад. Блок. Сады благоуханием наполнились живым. Лермонтов. Общественный сад. Городской сад. Колхозный сад. Гулять в саду. Фруктовый сад (с плодовыми деревьями). Ботаниче..

Сад

Образовано от общеславянского sedti – "сесть", имевшего в древнерусский период еще и значение "растение".. ..

Сад

Общеслав. Производное от садить (буквально — «заставить сесть»), суф. Производного от той же основы, что сесть, сидеть. Сад исходно — «насаждения, то, что посажено».Школьный этимологический словарь русского языка. Происхождение слов. — М. Дрофа Н. М. Шанский, Т. А. Боброва 2004. ..

Сад

Род. П. -а, укр., блр. Сад, др.-русск. Садъ "дерево, растение, роща, сад", ст.-слав. Садъ φυτόν (Супр.), болг. Сад "насаждения", сербохорв. Са̑д, род. П. Са̑да "новое насаждение", словен. Sȃd, род. П. Sȃda "плод, плантация", чеш., слвц. Sаd "сад, насаждение, парк", польск. Sаd "сад, парк", в.-луж., н.-луж. Sаd "фрукты, сад". Праслав. Sadъ "посадка" – стар. Основа на -u (Мейе, Ét. 243. МSL 20, 99. RS 6, 131), от сади́ть, сиде́ть, сесть (Траутман, ВSW 259 и сл.) Ср. Др.-инд. Sādás "езда верхом..

Сад

(4Ц 19.23. Ис 37.24)-см. Кармил,в.. ..

Сад

(Sade) Донасьен-Альфонс-Франсуа де (1740- 1814) - французский писатель, автор политических трактатов, гражданских речей и петиций, системной социальной утопии, литературных дневников, пьес и эротических романов. Родился в Париже, в аристократической семье. Образование - школа иезуитов, частные учителя-аббаты, кавалерийское училище. Участвовал в Семилетней войне. Прожил бурную и трагическую жизнь, включавшую тюремные заключения (27 лет), побеги, разорение и клинику для душевнобольных, где и закон..

Руссо

РУССО (Rousseau) Жан-Жак (1712-1778) - французский философ-просветитель, политический мыслитель, писатель, поэт, драматург, теоретик искусства. Основные произведения. "Рассуждения о науках и искусствах" (1755), "Рассуждение о происхождении и основах неравенства между людьми" (1755), "Об общественном договоре, или Принципы политического права" (1762), "Эмиль, или О воспитании" (1762), "Юлия, или Новая Элоиза" (1767), опубликованные посмертно мемуары "Исповедь" (1782-1789) и др. Родился в Женеве, ..

Савонарола

САВОНАРОЛА (Savonarola) Джироламо (1452-1498) - итальянский христианский мыслитель, религиозный и социальный деятель, проповедник, поэт. Сочинения. При жизни издан политико-юридический трактат "Об управлении Флоренцией" (1498), посмертно - свод философских трактатов "Краткое изложение философии, морали, логики, разделение и достоинства всех наук" (1534), позднее - апологетическое обоснование всей системы догматов и таинств христианства "Триумф креста", нравственно-философский трактат "Размышлени..

Салливан

САЛЛИВАН (Sullivan) Гарри (1892-1949) - американский психиатр и психолог, автор оригинальной концепции психиатрии как науки о межличностных взаимоотношениях. Один из лидеров неофрейдизма. Доктор медицины (1917), профессор. Окончил Чикагский колледж медицины и хирургии (1917). В 1916 заинтересовался психоанализом и прошел курс терапии. В 1917 начал психиатрическую практику в госпитале Св. Елизаветы. В 1923 прошел курс дидактического психоанализа у К. Томпсон, с которой в дальнейшем сотрудничал ок..

Самарин

САМАРИН Юрий Федорович (1819-1876) - русский философ, публицист, общественный деятель. Окончил филологический факультет Московского университета (1838). В 1844 защитил магистерскую диссертацию "Стефан Яворский и Феофан Прокопович" (издание диссертации было запрещено). Был активным участником редакционных комиссий по крестьянской реформе 1861. Один из "старших" славянофилов. Основные сочинения. "Письма из Риги" (1845). "О мнениях "Современника" исторических и литературных" (1847). "Письма о матер..

Сад

I. 1) С. - это, как видно из Быт 2:8 и след. (сад Едем. См. Рай), прежде всего огорож. Участок земли с наиб. Благоприятными условиями для жизни растений и животных (см. Быт 2:10. Чис 24:6. Ис 58:11). В С. Кроны деревьев служили людям кровлей, а плоды - пищей (Быт 2:16. Иер 29:5. Ам 4:9. Лк 13:19). Забота о возделывании С. И уход за ним - таким было поручение, к-рое Бог дал первым людям после их сотворения. Поэтому С. - это олицетворение упорядоч. Творения в противоположность первобытному хаосу,..

Сад

(Чис.24:6 ). Ы у Евреев несомненно были просты и мало возделаны. Указания на них делаются кроме вышеуказанной цитаты, в ·кн. Иова (Иов.8:16 ), в (3Цар.21:2 ) в ·кн. Песнь Песней (Песн.4:4 ,12) и в ·кн. Екклезиаст (Екк.2:5 ). Ы главным образом были предназначены для разведения плодовых и тенистых деревьев, равно как и ароматических растений и трав. В ·свящ. Писании указывается также на сады с розовыми и оливковыми растениями. Водные резервуары, в форме ли то фонтана, колодца или ручья, протекающе..

Сад

Символизирует рай, Поля Блаженных, Лучшую страну, пристанище душ. Садовник - это Создатель. В центре сада растет дерево, дающее жизнь, а его плоды или цветы - награда тому, кто отыщет центр. Сад - символ души и свойств, культивируемых в ней, а также укрощенной и упорядоченной природы. Огороженные сады заключают в себе женский, охранительный принцип и означают девственность. У христиан огороженный сад - символ Девы Марии. В герметической традиции Господь - Садовник Жизни, который растит сад, чтоб..

Дополнительный поиск Сад Сад

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Сад" в словаре Новейший философский словарь, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Сад, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "С". Общая длина 3 символа