Самарин

190

САМАРИН Юрий Федорович (1819-1876) - русский философ, публицист, общественный деятель. Окончил филологический факультет Московского университета (1838). В 1844 защитил магистерскую диссертацию "Стефан Яворский и Феофан Прокопович" (издание диссертации было запрещено). Был активным участником редакционных комиссий по крестьянской реформе 1861. Один из "старших" славянофилов. Основные сочинения. "Письма из Риги" (1845). "О мнениях "Современника" исторических и литературных" (1847). "Письма о материализме" (1861). "Предисловие к сочинениям Хомякова "(1867). "Разбор работы Кавелина. Задачи психологии" (1872). "По поводу сочинения Макса Мюллера по истории религии" (1876) и др. Как философ С. Начал сторонником Гегеля. Пытался развивать свои взгляды на православие в опоре на его философию, утверждая, что "вне философии Гегеля православная Церковь существовать не может" и что "религия, которую признает философия, есть Православие и только Православие".

Под влиянием Хомякова С. Отказался от гегельянства и в середине 40-х 19 в. Выступает как приверженец славянофильства. В философском наследии С. (не очень большом по сравнению с Хомяковым или Киреевским) центральное место отведено проблемам антропологии, которая предвяряет и определяет гносеологию. С. Четко различает два понятия личности - как носителя сознания (персонализм) и как мерило оценки (индивидуализм). С. Выступает против индивидуализма (как пути развития личности), который преодолевается в "высшем акте личной свободы и сознания - самоотречении" изнутри, а не извне. Такое самоотречение характерно христианству и русскому общинному строю, "основанному не на отсутствии личности, а на свободном и сознательном ее отречении от своего полновластия".

Религиозное начало - единственное, чему личность должна и может подчиниться целиком. В каждом человеке изначально заложено персональное отношение к нему Бога - "личное откровение", - которое человеком переживается и ощущается, которое заставляют искать в жизни смысл и разумность, осознать свободу и ответственность, получить истинное знание, сохранить цельность духа. Утрата такого откровения ведет к замене Бога мифом необходимости как закона жизни. Центр личности - моральное начало, порожденное личным религиозным опытом, богопознанием и независимое от внешнего мира. В гносеологии С. Выступает критиком крайностей сенсуализма и рационализма с позиций принципа непосредственного познания "невещественной среды".

Реальность может быть открыта лишь в опыте живого и действенного общения с предметом познания, а не рационально дедуцирована, доказана "...Истина полная и высшая дается не одной способности логического умозаключения, но уму, чувству и воле вместе, т.е. Духу в его живой цельности" - здесь С. Полностью солидаризируется с гносеологией Киреевского и Хомякова. С. Постулирует тождество сознания и бытия в акте познания, в то время как рационализм, по мнению всех славянофилов, это тождество разрушает и ведет к абстрактному идеализму. В гносеологии С. Явно чувствуются мистические мотивы, описывающие изначальные предпосылки познания. "Реальность чего бы то ни было не может открываться нам через работу разума - . Всякая реальность должна быть дана раньше, чем начнется мыслительная работа о ней".

Материализм, по мнению С,- источник "бесцветного, бескостного, дряблого гуманизма" - затмевает правду христианства. Политическая эмансипация, которой требует материализм, - суеверие, ибо "если нет свободы духовной (в смысле определения), не может быть и речи о свободе гражданской, ни о свободе политической, ибо и та и другая предполагают первую...". Работы С. Дали для русской философии "прочное основание для борьбы с материализмом..." (Лосев). Особенность государственного и политического строя России С. Видит в самодержавии и общине, которые должны выполнять функцию борьбы с "отвлеченной цивилизацией" как средством разложения народности. С. Выдвинул теорию трех периодов истории русского народа. "исключительная национальность" - "подражательность" - "разумная народность".

Основную причину "подражания" С. Видит в дворянстве, которое оторвалось от народных основ и потеряло, тем самым, самостоятельность творческой силы. С. Был сторонником отмены крепостного права, видя в нем зло, которое привело к поражению России в Крымской войне и к общей социально-экономической отсталости..

Значения в других словарях
Самарин

IСама́рин Александр Михайлович [1(14).8.1902, с. Саконы, ныне Ардатовского района Горьковской области, — 20.5.1970, Москва], советский металлург, академик АН СССР (1966. Член-корреспондент 1946). Член КПСС с 1925. В 1925—29 член Центрального бюро пролетарского студенчества, член президиума и ответственный секретарь этого бюро. По окончании в 1930 металлургического факультета Московской горной академии преподавал в созданном в том же году на базе этого факультета Московском институте стали (профе..

Самарин

САМАРИН Александр Михайлович (1902-70), металлург, академик АН СССР (1966). Осн. Труды по электрометаллургии стали и ферросплавов, теории металлургических процессов, вакуумной металлургии.2.. ..

Самарин

САМАРИН Иван Васильевич (1817 - 85), актер, педагог, драматург. С 1837 в Малом театре. Зачислен в труппу на амплуа> "первого любовника", игре свойственны благородное изящество, патетичность. Позднее перешел от героико-романтических к характерным возрастным ролям. Чацкий (1839) и Фамусов (1864) - "Горе от ума" А.С. Грибоедова, и др. Со студентами Московской консерватории осуществил на сцене Малого театра первую постановку оперы П.И. Чайковского "Евгений Онегин" (1879).. ..

Самарин

САМАРИН САМАРСКИЙ САМАРЦЕВ САМОРОКОВСКИЙСамарин. 1) от города Самара или реки того же названия. 2) от названия длиннополой крестьянскойодежды - самара, или самарка. Отсюда прозвище человека, ее носящего. (Ф) А вот Самарцев, Самарский именно от Самары.. ..

Самарин

Юрий Федорович (21.IV.1819 - 19.III.1876) - рус. Обществ. Деятель, историк и публицист. Из дворян. Окончил Моск. Ун-т (1838). Защитил магистерскую диссертацию "Стефан Яворский и Феофан Прокопович" (1844). В 30-х - нач. 40-х гг. Принадлежал к рус. Последователям Гегеля, к сер. 40-х гг. Окончательно примкнул к славянофилам. В 1844-52 - на гос. Службе. В 1849 был заключен в Петропавловскую крепость за "Письма из Риги", распространявшиеся в списках и направленные против нем. Засилья в Прибалтике. В ..

Сад

САД (Sade) Донасьен-Альфонс-Франсуа де (1740-1814) - французский писатель, автор политических трактатов, гражданских речей и петиций, системной социальной утопии, литературных дневников, пьес и эротических романов. Родился в Париже, в аристократической семье. Образование - школа иезуитов, частные учителя-аббаты, кавалерийское училище. Участвовал в Семилетней войне. Прожил бурную и трагическую жизнь, включавшую тюремные заключения (27 лет), побеги, разорение и клинику для душевнобольных, где и за..

Салливан

САЛЛИВАН (Sullivan) Гарри (1892-1949) - американский психиатр и психолог, автор оригинальной концепции психиатрии как науки о межличностных взаимоотношениях. Один из лидеров неофрейдизма. Доктор медицины (1917), профессор. Окончил Чикагский колледж медицины и хирургии (1917). В 1916 заинтересовался психоанализом и прошел курс терапии. В 1917 начал психиатрическую практику в госпитале Св. Елизаветы. В 1923 прошел курс дидактического психоанализа у К. Томпсон, с которой в дальнейшем сотрудничал ок..

Самоопределение

САМООПРЕДЕЛЕНИЕ (англ. Self-determination) - процесс и результат выбора личностью своей позиции, целей и средств самоосуществления в конкретных обстоятельствах жизни. Основной механизм обретения и проявления человеком свободы. До последнего времени тема С. Была неактуальна для социокультурной ситуации нашей страны. Вычленялась и обеспечивалась лишь сфера профессионального С. (и то только в области выбора вида профессиональной деятельности). В остальных сферах С. Носило формальный и декларативно-..

Самосознание

САМОСОЗНАНИЕ - (само-со-знание) - противоположное осознанию внешнего мира (объекта) переживание единства и специфичности "Я" как автономной (отдельной) сущности, наделенной мыслями, чувствами, желаниями, способностью к действию. Включает в себя процессы самопознания (само-по-знания), самоидентификации, самоопределения. Внешне проявляется как система предъявляемых (явно и неявно) самооценок и оценок других, помещающаяся в основание задаваемой модели познавательных и социальных дистанций, позволяю..

Дополнительный поиск Самарин Самарин

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Самарин" в словаре Новейший философский словарь, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Самарин, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "С". Общая длина 7 символа