Самарин
САМАРИН Юрий Федорович (1819-1876) - русский философ, публицист, общественный деятель. Окончил филологический факультет Московского университета (1838). В 1844 защитил магистерскую диссертацию "Стефан Яворский и Феофан Прокопович" (издание диссертации было запрещено). Был активным участником редакционных комиссий по крестьянской реформе 1861. Один из "старших" славянофилов. Основные сочинения. "Письма из Риги" (1845). "О мнениях "Современника" исторических и литературных" (1847). "Письма о материализме" (1861). "Предисловие к сочинениям Хомякова "(1867). "Разбор работы Кавелина. Задачи психологии" (1872). "По поводу сочинения Макса Мюллера по истории религии" (1876) и др. Как философ С. Начал сторонником Гегеля. Пытался развивать свои взгляды на православие в опоре на его философию, утверждая, что "вне философии Гегеля православная Церковь существовать не может" и что "религия, которую признает философия, есть Православие и только Православие".
Под влиянием Хомякова С. Отказался от гегельянства и в середине 40-х 19 в. Выступает как приверженец славянофильства. В философском наследии С. (не очень большом по сравнению с Хомяковым или Киреевским) центральное место отведено проблемам антропологии, которая предвяряет и определяет гносеологию. С. Четко различает два понятия личности - как носителя сознания (персонализм) и как мерило оценки (индивидуализм). С. Выступает против индивидуализма (как пути развития личности), который преодолевается в "высшем акте личной свободы и сознания - самоотречении" изнутри, а не извне. Такое самоотречение характерно христианству и русскому общинному строю, "основанному не на отсутствии личности, а на свободном и сознательном ее отречении от своего полновластия".
Религиозное начало - единственное, чему личность должна и может подчиниться целиком. В каждом человеке изначально заложено персональное отношение к нему Бога - "личное откровение", - которое человеком переживается и ощущается, которое заставляют искать в жизни смысл и разумность, осознать свободу и ответственность, получить истинное знание, сохранить цельность духа. Утрата такого откровения ведет к замене Бога мифом необходимости как закона жизни. Центр личности - моральное начало, порожденное личным религиозным опытом, богопознанием и независимое от внешнего мира. В гносеологии С. Выступает критиком крайностей сенсуализма и рационализма с позиций принципа непосредственного познания "невещественной среды".
Реальность может быть открыта лишь в опыте живого и действенного общения с предметом познания, а не рационально дедуцирована, доказана "...Истина полная и высшая дается не одной способности логического умозаключения, но уму, чувству и воле вместе, т.е. Духу в его живой цельности" - здесь С. Полностью солидаризируется с гносеологией Киреевского и Хомякова. С. Постулирует тождество сознания и бытия в акте познания, в то время как рационализм, по мнению всех славянофилов, это тождество разрушает и ведет к абстрактному идеализму. В гносеологии С. Явно чувствуются мистические мотивы, описывающие изначальные предпосылки познания. "Реальность чего бы то ни было не может открываться нам через работу разума - . Всякая реальность должна быть дана раньше, чем начнется мыслительная работа о ней".
Материализм, по мнению С,- источник "бесцветного, бескостного, дряблого гуманизма" - затмевает правду христианства. Политическая эмансипация, которой требует материализм, - суеверие, ибо "если нет свободы духовной (в смысле определения), не может быть и речи о свободе гражданской, ни о свободе политической, ибо и та и другая предполагают первую...". Работы С. Дали для русской философии "прочное основание для борьбы с материализмом..." (Лосев). Особенность государственного и политического строя России С. Видит в самодержавии и общине, которые должны выполнять функцию борьбы с "отвлеченной цивилизацией" как средством разложения народности. С. Выдвинул теорию трех периодов истории русского народа. "исключительная национальность" - "подражательность" - "разумная народность".
Основную причину "подражания" С. Видит в дворянстве, которое оторвалось от народных основ и потеряло, тем самым, самостоятельность творческой силы. С. Был сторонником отмены крепостного права, видя в нем зло, которое привело к поражению России в Крымской войне и к общей социально-экономической отсталости..
Дополнительный поиск Самарин
На нашем сайте Вы найдете значение "Самарин" в словаре Новейший философский словарь, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Самарин, различные варианты толкований, скрытый смысл.
Первая буква "С". Общая длина 7 символа