Свобода

228

СВОБОДА - универсалия культуры субъектного ряда, фиксирующая возможность деятельности и поведения в условиях отсутствия внешнего целеполагания. В античной культуре деятельность раба по реализации привнесенных извне целей мыслится как исполнение программы и обозначается как "noietis", деятельность же свободного, т.е. Реализующего свои цели, мыслится как творчество и обозначается как "chretis" или "praxis". Именно в этом отношении в античной Греции статус престижных форм деятельности занимали духовные. Философия и свободное искусство как воплощающее личный замысел творчества - в отличие от физической деятельности ("презренный труд", "удел раба" у Аристотеля) как типового тиражирования предметов, потребляемых другими.

Раб есть "говорящее орудие" в том смысле, что он способен, с одной стороны, разуметь приказание (духовный аспект "говорящего") и выполнить его в ходе предметной деятельности (физический аспект "орудия"). "если бы каждый инструмент мог выполнять свойственную ему работу сам, по данному ему приказанию.., то господам не нужны были бы рабы" (Аристотель). Именно в этой двойственности статуса, задающего как отсутствие возможности имманентного целеполагания, так и способность осознать его, и коренится механизм несвободы. Указанная особенность древнегреческой культуры, детерминированная личным характером античного рабства, обусловливает то обстоятельство, что в историческом контексте европейской культуры доминирующим оказывается именно указанный аспект С, артикулируемой в классической философской традиции как С.

Воли. Когерентным процессом по отношению к историко-философской развертке проблематики С. Воли является развитие понятия С. В контексте философии власти, определяющей последнюю именно как возможность внешнего целеполагания деятельности другого субъекта. "возможность проводить внутри данных общественных отношений свою собственную волю, даже вопреки сопротивлению" (М. Вебер), "способность или потенциальная возможность людей принимать решения, оказывающие влияние на действия других людей" (Парсонс) и т.п. Вместе с тем, в историко-философской традиции задается и более широкое понимание С, интерпретируемой не только применительно к целеполаганию (субъектной составляющей деятельности), но и к возможности реализации этого целеполагания (объективно-предметная составляющая деятельности).

Отсутствие внешнего целеполагания еще не есть гарант подлинной С, ибо не снимает связанности деятельности условиями ее протекания. Понимание последних в качестве объективных задает традицию усеченного понимания С. От фатализма в его как иррацио-налистских (типа астрологии), так и рационалистской (Локк, Спиноза, Лаплас) трактовках - и до марксистского определения С. Как "познанной необходимости" и концепции "иронии истории" Р. Нибура (см. ИРОНИЯ ИСТОРИИ), фактически сводящих С. К несвободе от "необходимости". Становление парадигмы, преодолевающей фатализм в контексте более широкой интерпретации С, берет свое начало от средневековой схоластики и связано с именем такого мыслителя, как Иоанн Дунс Скот. Оно оформляется в процессе дискуссии об основном принципе Божественного миротворения.

Творится мир "по разуму" или "по воле" Божьей. В духе характерной для схоластики дихотомии артикулированных позиций большинство авторов высказывалось в пользу презумпции творения Богом мира в соответствии с Божественным разумом. Данная позиция при кажущейся ортодоксальности оказывалась уязвимой в теологической системе отсчета в вопросе о возможности постижения акта креации. Поскольку креаци-онный процесс был осуществлен "по разуму", поскольку он может быть исчерпывающе постигнут человеком, исходя из универсальных начал разумной рациональности. В этой связи оформляется альтернативная точка зрения на творение мира как осуществленное не "по разуму", а "по С. Воли Божьей". Формально соглашаясь с этим направлением, Иоанн Дунс Скот приходит к тезису о С.

Креации, исходя из совершенно иных предпосылок. Бог как исчерпывающая полнота совершенств принципиально не может быть ограничен в своих проявлениях никакой внешней детерминантой. По формулировке Иоанна Дунса Скота, если С. Воли ограничена хотя бы одним требованием разумности или необходимости следовать в своих действиях логике объекта, то она вообще не может называться С, а потому творение мира Богом "по Божественному разуму" означало бы несвободу Божью. - Бог творит мир в акте абсолютной С. Воли, и мир как продукт этого остро свободного волеизъявления не есть плод раздумий или результат выбора, но воплощение абсолютно инде-терминированного внутреннего побуждения как нерефлексивного импульса. Такая постановка вопроса делает наличное бытие не абсолютным и не единственно возможным в своей фундаментальности наиболее соответствующих требованиям разумности оснований, - но лишь одним из возможных, что знаменует собою постановку в историко-философской традиции проблемы возможных миров.

Применительно к проблеме человека обрисованная позиция воплощается в концепцию автономии человеческой воли, свободной в абсолютном смысле этого слова, ибо, по мысли Иоанна Дунса Скота, С. Составляет глубинную внутреннюю сущность воли. Это приводит к оформлению в контексте средневековой схоластики остро индивидуалистической концепции личности, согласно которой С. Человека может быть реализована лишь вне следования разумным основаниям и, соответственно, артикулируемым теологией целям земного существования. - Концепция Иоанна Дунса Скота задает в традиции мощный импульс разворачивания проблематики волюнтаризма. В неклассической философии проблема С. Выходит за пределы психологизма и гносеологизма С. Воли и артикулируется параллельно в имманентно-экзистенциальной (обреченность человека на С.

У Сартра, философия С. Как возможности бунта у Камю, С. Как надвитальный феномен в философии Шелера, С. Как преодоление отчуждения в контексте отношения "Я - Ты" у Бубера, "теология освобождения" в протестантском модернизме) и социокультурной ("Диалектика просвещения" Хоркхаймера и Адорно, выход человека за пределы своей "одномерности" у Маркузе, концепция "негативного гуманизма" А. Глюксмана, идеи "нерепрессивной" культуры и техники у Т. Фон-Роззака, С. Как "перехват истории" в революционном творчестве у Аренд и др.) своих версиях. В рамках экзистенциальной трактовки С. Последняя связывается с индивидуальным бытием личности, центрируя на себя субъективную систему ценностей. Что же касается социокультурной трактовки С, то в ее рамках феномен С, напротив, соотнесен сугубо с социальной сферой и мыслится в качестве достигаемого, - в отличие от феномена воли, соотносимого с индивидуальной сферой и мыслимого в качестве имманентного ей.

В содержании понятия "С." имплицитно заложен вектор альтернативности как сознательного противостояния социальному давлению. С. Конституируется именно в социальном контексте ("демократические С", "правовая С." и т.п.) как результат преодоления несвободы. По формулировке Аренд, если в рамках сферы приватности возможна "сво-бодность" как имманентное состояние личности, то С. Реализует себя только в сфере публичности, а именно - в рамках политики, в контексте политического противостояния, разрешающегося в революции как "прорыве в С". В современной философии постмодерна проблема С. Артикулируется как в социальном приложении (концепция "либерального ирониз-ма" Рорти), так и в качественно новой своей постановке - как С.

Текста (см. РИЗОМА) и С. Его интерпретации (см. НАР-РАТИВ). См. Также. ВОЛЯ, СВОБОДА ВОЛИ, ВОЛЮНТАРИЗМ..

Значения в других словарях
Свобода

IСво́бода (Svoboda) Людвик (р. 25.11.1895, Грознетин, Чехия), государственный, политический и военный деятель ЧССР, генерал армии (ноябрь 1945), трижды Герой ЧССР (1965, 1970, 1975), Герой Советского Союза (1965). Родился в крестьянской семье. Получил агрономическое образование. В 1915 был призван в австро-венгерскую армию и направлен на русский фронт. Возглавив группу чешских патриотов, перешёл линию фронта и в 1916 вступил в чехословацкий легион. В 1920 вернулся на родину, стал кадровым офицер..

Свобода

СВОБОДА - способность человека действовать в соответствии со своими интересами и целями, осуществлять выбор. Люди не вольны в выборе объективных условий своей деятельности, однако они обладают конкретной и относительной свободой, когда сохраняют возможность в выборе санкционируемых нормами и ценностями данного общества целей или средств их достижения. Историческое развитие общества в целом сопровождается расширением рамок свободы личности.. ..

Свобода

(вольность, воля), в понятиях Святой Руси возможность жить полноценной национальной жизнью во всем богатстве ее проявления. «Свобода праведна только через любовь, но и любовь возможна только в свободе — через любовь к свободе ближнего. Несвободная любовь вырождается неминуемо в страсть, оборачивается насилием» (Г.В. Флоровский). Главным условием свободы русского человека была соборность — свободное единение в любви к общим духовным идеалам, одинаково близким и родным и в царском дворце, и в само..

Свобода

СВОБОДА, способность человека действовать в соответствии со своими интересами и целями, осуществлять выбор. Люди не вольны в выборе объективных условий своей деятельности, однако они обладают конкретной и относительной свободой, когда сохраняют возможность в выборе санкционируемых нормами и ценностями данного общества целей или средств их достижения. Историческое развитие> общества в целом сопровождается расширением рамок свободы личности.. ..

Свобода

(лат. Libertas) — в римской мифологии первоначально аллегорическое олицетворение жизни, приятной и свободной от всяких забот, подобно Юпитеру Либеру и Liber Pater. Впоследствии Libertas было названием божества полноправных римских граждан. Божеству С. Был воздвигнут храм на Авентине Тив. Гракхом. Клодий соорудил святилище С. На том месте, где находился дом изгнанного Цицерона. После падения Сеяна была воздвигнута статуя С. На форуме. Изображение С. Известно главным образом по монетам времен импе..

Свобода

Свобода попугаям. Жарг. Шк. Шутл. Перемена. (Запись 2003 г.). /em> Из юмористической миниатюры Г. Хазанова.. ..

Свобода

СвободаГосударство * Армия * Война * Выборы * Демократия * Завоевание * Закон * Политика * Преступление * Приказ * Революция * Свобода * Флот Власть * Администрация * Аристократия * Бюрократия * Государь * Привилегия * Чин Народ * Американцы * Англичане * Гражданин * Немцы * Общество * Русские * Толпа * Французы Родина * Город * Крым * Мир(окружающий мир) * Россия * Санкт-ПетербургСвобода (Рабство) - Птицу можно поймать. Но можно ли сделать так, чтобы клетка была ей приятнее вольного воздуха. -•..

Свобода

• абсолютная свобода. ..

Свобода

Воля, вольность, приволье, раздолье.. ..

Свобода

Независимость, суверенитет. Отсутствие гнета, запретов, ограничений. Возможность поступать по собственному усмотрению. Абсолютная, безбрежная, безграничная, безусловная, бесконтрольная, благоденственная (устар.), бродяжническая, благотворная, вечная, временная, всемирная, всеобщая, всесильная, гордая, действительная, дорогая, драгоценная, желанная, заветная, золотая, исключительная, истинная, ложная, любимая, мимолетная, мнимая, настоящая, неограниченная, неприкосновенная, нерушимая, ограниченна..

Свобода

Ж. Слобода южн. Зап. Сев. Свободь вост. Сев. Своя воля, простор, возможность действовать по-своему. Отсутствие стесненья, неволи, рабства, подчинения чужой воле. Свобода понятие сравнительное. Она может относиться до простора частного, ограниченного, к известному делу относящемуся, или к разным степеням этого простора, и наконец к полному, необузданному произволу или самовольству. Свобода печати, отсутствие цензуры, но может быть ответ перед судом. Свобода мысли, безответственность за мысли, убе..

Свобода

Ж.1) Отсутствие политического и экономического гнета, стеснений и ограничений в общественной жизни.2) Государственная независимость, суверенитет.3) а) Отсутствие крепостной зависимости, рабства.б) Освобождение от крепостной зависимости, рабства.4) Состояние того, кто не находится в заключении, под арестом, в неволе.5) Отсутствие зависимости от кого-л., возможность располагать собою по собственному усмотрению, желанию.6) Отсутствие запретов, ограничений.7) Избавление от чего-л. Стесняющего, связы..

Свобода

СВОБО́ДА -ы. Ж.. ..

Свобода

-ы, х. 1. В философии. Воз;можность проявления субъектом своей воли на основе осознания законов развития природы и общества. С. Воли (философская категория, отражающая понятие свободы или предопределённости действий, поступков субъекта). 2. Отсутствие стеснений и ограничений, связывающих общественно-политическую жизнь и деятельность какого-н. Класса, всего общества или его членов. С. Совести (право исповедовать любую религию или не придерживаться никакого вероисповедания). С. Слова. С. Печати. С..

Свобода

Свободы, ж. 1. Только ед. Возможность проявления субъекта своей воли (см. Воля в 1 знач. Филос.). - Энгельс говорит. "Гегель первый правильно представил соотношение свободы и необходимости. Для него свобода есть познание необходимости". Ленин. Свобода воли. 2. Только ед. Положение, при к-ром отсутствуют ограничения и стеснения, связывающие общественно-политическую жизнь и деятельность какого-н. Класса или всего общества. Свобода в буржуазном обществе является свободой только для господствующих, ..

Свобода

Общеславянское слово, восходящее к той же основе, что и особенность, особа, свой.. ..

Свобода

Общеслав. Суф. Производное от той же основы, что свой, особа, ст.-сл. Свобьство, собьство «особенность». Свобода буквально — «свое, собственное, отдельное от других положение».Школьный этимологический словарь русского языка. Происхождение слов. — М. Дрофа Н. М. Шанский, Т. А. Боброва 2004. ..

Свобода

Индоевропейское – se-, sue- (свой, себя).. ..

Свобода

Свобо́да укр. Свобо́да, блр. Слобода, др.-русск. Свобода "независимость", а также "свободное поселение" (Лаврентьевск. Летоп., грам. 1264–1265 гг. И др. См. Срезн. III, 278 и сл.), свободь "свободный", наряду с этим – с диссимиляцией губных – др.-русск. Слобода "свобода. Состояние свободн. Человека", ст.-слав. Свобода ἐλευθερία (Клоц., Супр.), болг. Свобо́да́ (Младенов 573), сербохорв. Свобо̀да, слобо̀да "мужество, свобода", словен. Svobọ̑d, slobọ̑d ж. "разрешение, освобождение", svobóda, slo..

Свобода

Универсалия культуры субъектного ряда, фиксирующая возможность деятельности и поведения в условиях отсутствия внешнего целеполагания. В историческом контексте европейской культуры доминирующим оказывается аспект С., артикулируемый в классической философской традиции как С. Воли. Когерентным процессом по отношению к историко-философской развертке проблематики С. Воли является развитие понятия С. В контексте философии власти, определяющей последнюю именно как возможность внешнего целеполагания дея..

Свобода

(freedom). ..

Свобода

1) философская и правовая категория, означающая самостоятельный выбор индивидом или организацией варианта своих образа жизни и деятельности, не связанных какими-либо нормами и правилами, кроме тех, которые относятся к разряду общеобязательных и отражены либо в нормах государства, либо в обычаях, тех, которые они сами объявили для себя обязательными;. ..

Свобода

- закрепленная в конституции или ином законодательном акте возможность определенного поведения человека (напр., свобода слова, свобода вероисповедания и т. Д.). Категория "С." близка к понятию "право" в субъективном смысле, однако последнее предполагает наличие более или менее четкого юридического механизма для реализации и обычно корреспондирующей обязанности государства или другого субъекта совершить какое-либо действие (напр., предоставить работу в случае права на труд). Напротив, юридическая..

Свобода

(Freedom). Состояние личности, готовой к переменам, в ее способности знать о своей предопределенности. Свобода рождается из осознания неизбежности своей судьбы и, согласно Мэю, предполагает умение "всегда держать в голове несколько различных возможностей, даже если в данный момент нам не совсем понятно, как именно нам следует действовать". Мэй различал два вида свободы - свободу действия (freedom of action) и свободу бытия (freedom of being). Первую он называл экзистенциальной свободой, вторую -..

Свобода

См. Лиски. ..

Свобода

Название города Лиски в Воронежской области в 1928-43.. ..

Свобода

— способность человека действовать в соответствии со своими интересами и целями, опираясь на свои познания и опыт, учитывая объективное соотношение мирового порядка, объективной необходимости.. ..

Свобода

(Svoboda), Людвик (р. 25.XI.1895) - гос., политич. И воен. Деятель Чехословакии. Род. В с. Грознатин (Чехия) в крест. Семье. В годы 1-й мировой войны С., будучи военнослужащим, перешел на сторону рус. Войск. В России вступил в чехословацкий легион, командовал взводом, а затем ротой. После возвращения на родину в 1920 С. - кадровый офицер чехословацкой армии. В 1931-1934 преподавал в Воен. Академии в Границе (Моравия), затем был командиром батальона. После оккупации Чехословакии нем.-фаш. Войскам..

Свобода

Универсалия культуры субъектного ряда, фиксирующая возможность деятельности и поведения в условиях отсутствия внешнего целеполагания. В античной культуре деятельность раба по реализации привнесенных извне целей мыслится как исполнение программы и обозначается как 'noietis', деятельность же свободного, т.е. Реализующего свои цели, мыслится как творчество и обозначается как 'chretis' или 'praxis'. Именно в этом отношении в античной Греции статус престижных форм деятельности занимали духовные. Фило..

Сахаров

САХАРОВ Андрей Дмитриевич (1921-1989) - российский мыслитель и ученый. Отец - Дмитрий Иванович Сахаров - преподаватель физики, автор известного задачника и многих научно-популярных книг. Мать - Екатерина Алексеевна Сахарова (урожденная Софиано). Начальное образование С. Получил дома, физикой и математикой с ним занимался отец. С седьмого класса учился в школе, которую с отличием закончил в 1938. Поступил на физический факультет Московского университета, который закончил с отличием в 1942 и был н..

Сведенборг

СВЕДЕНБОРa (Swedenborg) Эмануэль (1668-1772) - шведский ученый-естествоиспытатель и теософ-мистик. С 1729 - член Упсальского Научного общества, с 1734 - почетный член Санкт-Петербургской Академии наук. Родился в семье епископа. Получил образование в университетах Швеции, Англии, Голландии, Германии и Франции. Автор многочисленных трудов по горному делу, минералогии, металлургии, физике, химии и математике. По инициативе Карла XII был приглашен на должность чрезвычайного асессора Королевской горн..

Свобода Воли

СВОБОДА ВОЛИ - способность человека к самоопределению в своих действиях. В контесте раннегреческой культуры в понятии С. В. Акцентируется не столько философско-категориальное, сколько юридическое значение. Свободный человек - это гражданин полиса, тот, кто живет на земле своих предков. Противоположность ему - военнопленный, увезенный на чужбину и превращенный в раба. Исток свободы личности - полис, его земля (Солон). Свободен от рождения живущий на земле полиса, где установлен разумный закон. По..

Сгущение

СГУЩЕНИЕ - в психоанализе Фрейда - процесс, механизм и способ функционирования психики, обеспечивающие сжатие и сокращение различных информационных и энергетических потоков и цепей, их суммацию и воспроизведение в такой концентрированной или элементарной форме, когда за каждым явным проявлением их таятся скрытые значения. По Фрейду, С проявляется и выражается в различных образованиях бессознательного. В симптомах, в повествовании (поскольку явный рассказ о чем-либо являет собой лишь краткое восп..

Свобода

- состояние, характеризующееся не только возможностью человека самостоятельно принимать решения в рамках познанной естественно-исторической необходимости ( свобода - познанная необходимость), но также и господством человека над этой необходимостью в том смысле, что в результате своих практических действий человек реализует свои интересы и цели (свобода - практически используемая необходимость). Свобода, ее достигнутый уровень - высший критерий общественного прогресса. Хотя проблемам свободы ..

Свобода

— универсалия культуры субъектного ряда, фиксирующая возможность деятельности и поведения в условиях отсутствия внешнего целеполагания. В античной культуре деятельность раба по реализации привнесенных извне целей мыслится как исполнение программы и обозначается как "noietis", деятельность же свободного, т.е. Реализующего свои цели, мыслится как творчество и обозначается как "chretis" или "praxis". Именно в этом отношении в античной Греции статус престижных форм деятельности занимали духовные. Фи..

Дополнительный поиск Свобода Свобода

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Свобода" в словаре Новейший философский словарь, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Свобода, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "С". Общая длина 7 символа