Сенсуализм

366

СЕНСУАЛИЗМ (лат. Sensus - чувство, ощущение) - гносеологическая традиция, фундированная трактовкой сенсорного опыта как семантически исчерпывающей основы познавательного процесса, а чувственных форм познания - как приоритетных когнитивных процедур. Объективно элементы С. Могут быть ретроспективно обнаружены уже в рамках древневосточной (чарвака, моизм и др.) и античной философии (софистика, эпикуреизм, стоицизм и др.). Центральная проблема С. - проблема онтологического статуса данных чувственного опыта - была сформулирована (в радикальной своей редакции) уже у Протагора и Секста Эмпирика. Сенсорные данные позволяют судить не столько о внешних объектах как своей причине, сколько о состояниях субъекта как своем проявлении.

В рамках гносеологического круга проблематики античной философии оформляется и осевая для будущей историко-философской традиции антитеза чувственного и рацинального познания (софисты, Сократ и сократические школы, Платон). В средневековой схоластике проблематика С. Эксплицитно формулируется в контексте известного спора об универсалиях. Номинализм выступает в философской традиции как принципиальное основание С. (Николай из Отре-кура, Николай Орем, Жан Буридан и др.), в то время как умеренная позиция концептуализма демонстрирует синтетические тенденции интерпретации чувственных и рациональных сторон познания (когнитивный синкретизм Абеляра, три "источника достоверного знания" - чувства, разум, вера - у Иоанна Солсберийского и др.).

В контексте общенатуралистической ориентации ренессансной культуры сенсуалистическая тенденция оказывается доминирующей (опытный ин-дуктивизм Телезио, Кампанеллы, Парацельса. "резолютивный аналитизм" Галилея и т.п.). Становление естествознания Нового времени артикулирует С. Как эмпиризм (Ф. Бэкон, Гоббс, Гассенди, Кондильяк, Ламетри). Тезис Гоббса "нет ни одного понятия в человеческом уме, которое не было бы порождено первоначально, целиком или частично, в органах ощущений" фактически изоморфно воспроизводит восходящий к стоикам программный тезис античного С. Nihil est in intellectu quod non sit us in sensu. Последовательная реализация этой позиции приводит к редукции процедур научного познания к реконструкции данных наблюдения.

"все, что недоступно чувствам, непостижимо и для ума" (Гельвеций), что в перспективе выступает основой неопозитивистской стратегии, ориентированной на элиминацию из языка науки "метафизических суждений". С другой стороны, именно в новоевропейском С. Задается импульс становлению методологической программы синтеза эмпиризма и рационализма. Деятельность разума интерпретируется как образование отвлеченных идей и абстрактных понятий "из наблюдаемого" (Локк). С. 17 в. Экстраполирует принцип сенсибельности на сферу бытия, задавая ему онтологические характеристики. "существовать значит быть воспринимаемым" (знаменитое esse - percipi) у Беркли, возрожденное в 20 в. В контексте идей об онтологически конституированной сенсорной природе структурных единиц бытия.

"сенсибилии" Рассела, "чувственные данные" в неореализме и т.п. Философия Просвещения делает акцент, обратный берк-лианскому. Существовать значит быть воспринимающим ("чувствительность" у Дидро как "общее и существенное свойство материи"). С. Формирует магистральный вектор развития гносеологических концепций Просвещения (Гельвеций, Гольбах, Дидро и др.), фундированных получившей широкое распространение в 18 в. "вибрационной теорией" Гартли (характерные для французского материализма аналогии между сенсорной способностью человека и музыкальными клавишами или струнами, испытывающими внешние воздействия). Такой подход актуализирует осмысление условий возможности единства данных чувственного опыта, проблематичного при экстремально сенсуалистической позиции, что остро ставит в историко-философской традиции проблему сенсорного синтеза.

От проблемы "ассоциации идей" у Юма до проблемы "трансцендентального единства апперцепции" у Канта. Со становлением трансцендентализма акценты в оппозиции С. И рационализма (дихотомия сенсибельного и интеллигибельного) сдвигаются в пользу последнего, однако С. Сохраняет свои позиции в позитивистской традиции (физикализм, стратегия "логического эмпиризма" в логическом позитивизме) и неореализме (концепция "чувственных данных" и когнитивная программа "непосредственного реализма"). Наряду с классической гносеологической артикуляцией С, культурная традиция демонстрирует также нравственно-этическую и социально-педагогическую его размерности. Так, в античности и в культуре Ренессанса С. Выступал не только в когнитивной, но и в этической своей артикуляции - как обоснование гедонистической моральной парадигмы (Л.

Балла, Бруни-Аретино и др.)- Философия Просвещения артикулирует своего рода социальное измерение С, рассматривая человека как формируемого под влиянием впечатлений (сенсорного опыта), порожденных воздействием внешней среды (начиная с Гельвеция), что приводит к дифференциации в просветительской традиции программ эдукационизма в зависимости от социального контекста из реализации. Если в перспективе (в условиях идеального в оценочном смысле общества) возможно воспитание посредством активного включения индивида в социальную жизнь, то в наличных условиях общества, далекого от совершенства, приоритетными оказываются изоляционистские программы воспитания на лоне природы (Руссо)..

Значения в других словарях
Сенсуализм

(франц. Sensualisme, от лат. Sensus — восприятие, чувство, ощущение) направление в теории познания, согласно которому чувственность является главной формой познания. В противоположность Рационализму С. Стремится вывести всё содержание познания из деятельности органов чувств. В истории философии определяются противостоящие друг другу материалистического и идеалистического направления С. Материалистический С. Усматривает в чувственной деятельности человека связь его сознания с внешним миром, а в п..

Сенсуализм

СЕНСУАЛИЗМ (от лат. Sensus - восприятие - чувство), направление в теории познания, согласно которому ощущения, восприятия - основа и главная форма достоверного познания. Противостоит рационализму. Основной принцип сенсуализма - "нет ничего в разуме, чего не было бы в чувствах" - разделяли П. Гассенди, Т. Гоббс, Дж. Локк, К. Гельвеций, Д. Дидро, П. Гольбах, а также Дж. Беркли, Д. Юм.. ..

Сенсуализм

СЕНСУАЛИЗМ (от латинского sensus - восприятие>, чувство), направление в теории познания, согласно которому ощущения и восприятия - основа и главная форма достоверного познания. Противостоит рационализму. Основной принцип сенсуализма - "нет ничего в разуме, чего не было бы в чувствах" - разделяли П. Гассенди>, Т. Гоббс, Дж. Локк, К. Гельвеций>, Д. Дидро>, П. Гольбах>, а также Дж. Беркли и Д. Юм.. ..

Сенсуализм

Термин новый. Во всеобщее употребление его ввел Кузен, который в своей "Historié générale de la philosophie" противополагает С. Идеализму и, следовательно, обозначает этим термином направление, которое теперь принято называть материализмом. Это значение термина С. Не удержалось. Сенсуализмом принято теперь называть известное направление в решении гносеологических вопросов, противоположное интеллектуализму или рационализму. Основные воззрения С. Состоят в следующем. Он отрицает врожденные идеи (C..

Сенсуализм

-а, м.. ..

Сенсуализм

(фр., от sensuel - чувственный, с греч. Окончанием). 1) философское учение, по которому считают чувство началом всех идей, и чувственные наслаждения ставят целью жизни. 2) философское направление, противоположное интеллектуализму или рационализму.(Источник. "Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка". Чудинов А.Н., 1910)То же, что сенсуализм.(Источник. "Объяснение 25000 иностранных слов, вошедших в употребление в русский язык, с означением их корней". Михельсон А.Д., 1865)в фило..

Сенсуализм

М.Философское направление, признающее ощущения единственным источником познания.. ..

Сенсуализм

СЕНСУАЛИ́ЗМ -а. М. [от лат. Sensus, франц. Sensualisme - ощущение] Философское направление, признающее ощущение единственным источником познания.. ..

Сенсуализм

-а, м. Философское направление, признающее ощущения, вос-приятия единственным источником познания. II прил. Сенсуалистический, -ая, -ое.. ..

Сенсуализм

(сэ), сенсуализма, мн. Нет, м. (от латин. Sensualis - чувственный) (филос.). Идеалистическое философское направление, признающее ощущения, чувственные восприятия единственным источником познания.. ..

Сенсуализм

(от лат. Sensus - ощущение, чувство) - учение о том, что психическая жизнь слагается из чувственных впечатлений, являющихся единственным источником познания.В античном мире сторонниками С. Были представители ряда философских школ (напр., эпикурейцы, в более умеренной форме - стоики). Утверждая, что внечувственное познание невозможно, стоики предложили рассматривать ум как "чистую доску", на которую опыт накладывает свои письмена. Им же принадлежит афоризм. "Нет ничего в разуме, че..

Сенсуализм

(от лат. Sensus. ..

Сенсуализм

- восприятие, чувство - направление в теории познания, согласно которому чувственность — ощущения, восприятия — основа и главная форма достоверного познания. Противостоит рационализму. Основа позитивизма и ряда других направлении.. ..

Сенсуализм

(лат. Sensus - чувство, ощущение) - философская установка на акцентировку сферы чувственного опыта. 1) в классической философии - гносеологическая традиция, фундированная трактовкой сенсорного опыта как семантически исчерпывающей основы познавательного процесса, а чувственных форм познания - как приоритетных когнитивных процедур. 2) в неклассической философии - основанная на отказе от классического логоцентризма парадигма внерациональной артикуляции источника семантической и структурной определе..

Сен-симон

СЕН-СИМОН (Sen-Simon) Клод-Анри де Рувруа (1760- 1825) - французский мыслитель, социолог, автор утопических социальных проектов - "Промышленная система", "Новое христианство". Потомок старинного рода французских аристократов, ученик д'Аламбера, математика и энциклопедиста. Юношей поступает на военную службу, участвует в войне за независимость северо-американских колоний против Великобритании. В 1783 возвращается во Францию и, выйдя в отставку, отправляется в путешествие по Европе. Осенью 1789 пр..

Сенека

СЕНЕКА Луций Анней (Lucius Annaeus Seneka) (ок. 4-65) - древнеримский философ, поэт и государственный деятель, представитель стоического платонизма. Талантливейший оратор своего времени. С. Учился в Риме грамматике, риторике, философии, посещал лекции пифагорейцев Сотиона и Сек-стия, стоика Атала, киника Деметрия. Принадлежал к высшему сенаторскому сословию. В 57 получает должность консула. Неоднократно подвергался преследованиям. Являлся (49-54) учителем Нерона, надеясь воспитать правителя-мудр..

Сеченов

СЕЧЕНОВ Иван Михайлович (1829-1905) - русский физиолог и психолог. Почетный член Петербургской Академии наук (1904). Основные сочинения. "Кому и как разрабатывать психологию" (1873), "Элементы мысли" (1878), "Предметная мысль и действительность" (1892), "Впечатления и действительность" (1890), "Очерк рабочих движений человека" (1901) и др. С. Выдвинул программу построения новой психологии, опирающейся на объективный метод и принцип изучения развития психики в реальных жизненных встречах организм..

Символ

СИМВОЛ (греч. Symbolon - знак, опознавательная примета. Symballo - соединяю, сталкиваю, сравниваю) - в широком смысле понятие, фиксирующее способность материальных вещей, событий, чувственных образов выражать идеальные содержания, отличные от их непосредственного чувственно-телесного бытия. С. Имеет знаковую природу, и ему присущи все свойства знака. Однако, если, вслед за Гадамером, сущностью знака признать чистое указание, то сущность С. Оказывается большей, чем указание на то, что не есть он ..

Сенсуализм

(лат. Sensus — чувство, ощущение) — философская установка на акцентировку сферы чувственного опыта. 1) в классической философии — гносеологическая традиция, фундированная трактовкой сенсорного опыта как семантически исчерпывающей основы познавательного процесса, а чувственных форм познания — как приоритетных когнитивных процедур. 2) в неклассической философии — основанная на отказе от классического логоцентризма парадигма внерациональной артикуляции источника семантической и структурной определе..

Сенсуализм

Франц. Sensualisme, от лат. Sensus - восприятие, чувство, ощущение - направление в теории познания, согласно которому чувственность является главной формой достоверного познания. В противоположность рационализму сенсуализм стремится вывести всё содержан. ..

Дополнительный поиск Сенсуализм Сенсуализм

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Сенсуализм" в словаре Новейший философский словарь, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Сенсуализм, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "С". Общая длина 10 символа