Тантризм
ТАНТРИЗМ (санскр. Tantra - хитросплетение - в значении. Словесный арабеск, эзотерический текст) - неортодоксальное внебрахманистское направление индуизма. Главными священными текстами Т. Выступают тантры. Собственно тантры, относящиеся к шактистскому вектору индуизма. Агамы, относящиеся к шиваитскому (и отчасти - к вишнуит-скому) векторам. Пураны, относящиеся к вишнуитскому вектору. Таким образом. Т. Генетически связан с шактизмом, шиваизмом и вишнуизмом. А также практикой йоги. Шакти (санскр. Sakti - сила) мыслилась в древнеиндийской мифологии как творческая энергия божества, персонифицированная в образе его супруги (Деви, Сати, Парвати и др.). Ключевым символом Шакти выступает йони (санск. Yoni - источник, женские гениталии).
Если в рамках европейской мифологии (а затем - ранней философии) противопоставление женского и мужского начал артикулировалось как структурное и конституировалось в качестве противопоставления пассивной материи и активной формы, то в древне-индийской культуре оно артикулировалось как энергетическое, кон-ституируясь в качестве взаимодействия оплодотворяющей мужской силы с женской силой плодородия. В то время как олицетворенное в Шиве мужское начало мира мыслится как сознание (чит), Шакти выступает созидательной силой сознания (чидрупини), и "когда Шива объединен с Шакти, он способен творить. В других же случаях он не способен даже двигаться" ("Саундарьяла-хара"). Шакти, таким образом, выступает творческой креативной силой воплощенного абсолюта (в испытавшей влияние шактизма философии санкхьи мужское начало мира "как космический мужчина" - Пуру-ша - мыслится как пассивный созерцатель красоты прак-тити - спонтанно развивающегося женского - материнского и материального - начала.
Взятый же сам по себе Пуруша характеризуется таким качеством, как аудасинья - равнодушие. Однако его соединение с пракрити необходимо для исходного импульса космического процесса). В качестве генетического истока данной семантической структуры может рассматриваться мифологический сюжет сакрального брака Земли и Неба как женского и мужского мировых начал, имеющего креационный смысл. В качестве типологического аналога Шакти могут рассматриваться восходящая к шехи-не классического иудаизма женская ипостась Бога в Каббале, образ Софии как являющейся в мире мудрости Божьей в христианстве, - однако, семантические акценты в данном случае не совпадают. Указанные сущности выступают в качестве презентации сущности Божьей в субстанции творения и, стремясь к воссоединению с ним в качестве женских его персонификаций, лишены, тем не менее, выраженной сексуальной окрашенности и не выступают аксиологически приоритетными космическими структурами в рамках соответствующих систем ценностей.
В контексте Т., напротив, женское начало мыслится как средоточие креативных сил и в этом качестве - в отличие от западной традиции - выступает на передний план. Именно и только посредством Шакти возможна актуализация и реализация потенциальной созидательной энергии творящего Бога. Так, символом Шивы выступает линга (санскр. Linga - плуг, символ пола, фаллос, - отсюда "лингаята" как шиваистский вектор развития Т.). Аналогична трактовка Вишну в вишнуистской версии Т. (пан-чаратра - пятиночие). Вишну-Нараяна выступает инициатором пахтания мирового океана, имеющего креационную семантику сакрального брака, в контексте чего связывается с фаллической символикой острия копья (см. ЛЮБОВЬ), имя Вишну (санскр. Visnu) генетически восходит к корню vic - входить, проникать.
Скульптурные изображения линги в виде каменного столба, поднимающегося из лотоса йони, выступают предметом поклонения в шиваистском Т. Особую семантику приобретает в обрисованном контексте сексуальная практика человека. Сакральное начало Шакти мыслится в Т. Как воплощенное не только в Парвати, Уме и т.п., но и в любой женщине, в силу чего в акте эротического соединения с нею мужчина не только отождествляется с Шивой, но и достигает слияния с Шакти и растворения в животворящей энергии космического женского начала. Семантическим ядром тантристского ритуала выступает, таким образом, вамачара (санскр. Vama - влечение к женщине. Achara - действие, обряд), т.е. Нормативно акцентированная сексуальная активность, наделяемая в Т.
Сакральным смыслом (ср. Скрытую сакральную семантику эротического акта в суфизме, например, в "Геммах мудрости" ал-Араби - см. СЕКС). Снижение сексуальной активности ведет, согласно Т., к деструкции организованного мироздания, возвращению его в состояние шуньи (санскр. - ничто, пустота), что семантически восходит к архаической имитативной магии, в рамках которой повышение сексуальной активности человека рассматривается как средство повышения плодородия природных сил и как путь к инициированию регулярного повтора космического брака в рамках календарного цикла (см. ЛЮБОВЬ, СЕКС). Наряду с вамачарой как внешней сексуальной практикой, Т. Предполагает и специфические ритуальные действия, связанные с трансформацией внутреннего психического состояния.
В этой своей составляющей Т. Обнаруживает связь своей обрядности с практикой йоги в специфической ее семантической аранжировке, которая диктуется ценностной ориентацией Т. "изначальную женскую силу следует почитать, становясь женщиной" (Чаттападхья). Согласно Т., в стволе спинного мозга вертикально располагаются 7 лотосов (падма-лотос - символ йони), и последовательная активизация их посредством специальной психофизической техники (йога-садхана) трактуется как пробуждение внутренних творческих сил организма и, предполагая трансформацию мужской энергии в женскую, мыслится как совершенствование. Экстремумом этого поступательного процесса - подъема трансформационной активности - является активизация верхнего лотоса, лежащего в основании головного мозга, - так называемое пробуждение Кундалини (отсюда название соответствующей практики - кундалини-йога), мыслимого в качестве сакрального змея (см.
Традиционную фаллическую символику змеи в классической мифологии). Пробуждение Кундалини означает в Т. Слияние находящегося там мужского начала с поднявшимся по стволу спинного мозга женским началом. Личность полностью лишается двойственности, растворяясь во всепоглощающем креационном начале женственности. Разбудивший змея Кундалини обретает высшее знание и - в соответствии с характерной для Т. Идеей единства макро- и микрокосма - высвобождает созидательную энергию Шакти (ср. С трансформацией энергии пола как пути освобождения и знания в "Кама-марге", где данный процесс имеет скорее личностную, нежели космическую, как в Т., размерность). Подобно оргиастическим культам Запада, Т. Был распространен среди низших каст, открывая непосредственный путь приобщения к Абсолюту (ср.
Со средневековыми мистическими течениями в среде европейского плебса, параллельно характеризующимися оргиастической окрашенностью культовой практики и предельно широкой люмпен-ориентацией - см. МИСТИКА). В средневековой Индии сторонники некоторых ответвлений Т. Объявлялись неприкасаемыми. Однако применительно к Новому времени может быть зафиксирован своего рода ренессанс Т. В среде творческой интеллигенции (например, влияние Т. На мировоззрение Р. Тагора, Гхоша и др.)..
Дополнительный поиск Тантризм
На нашем сайте Вы найдете значение "Тантризм" в словаре Новейший философский словарь, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Тантризм, различные варианты толкований, скрытый смысл.
Первая буква "Т". Общая длина 8 символа